Родительское собрание "Готовность ребёнка к школе"

Разделы: Начальная школа


Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников их причинами и способами коррекции.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Ход собрания

Добрый день, уважаемые мамы и папы! Если Вы сегодня здесь, значит, Ваши дети скоро пойдут учиться в школу. Осталось не так много времени, и Ваши дети из дошкольников станут школьниками, а Вы – родителями учеников. Сегодня мы здесь с Вами для того, чтобы обсудить проблему готовности к школе (Слайд 1). Что это такое, нужно ли детей готовить к школе?

Презентация.

Решите, пожалуйста, уравнение (Слайд 2).

- Трудно? Не получается? Почему? Вот и детям, когда они приходят учиться в школу, трудно, и, чтобы они смогли справиться с программой, чтобы успешно учились, необходима определенная база знаний, умений, т.е. необходима подготовка к школе.

Сейчас еще побудем в роли учеников. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:

1. Сложите лист пополам.

2. Оторвите правый верхний уголок.

3. Опять сложите лист пополам.

4. Снова оторвите правый верхний уголок.

5. Сложите лист пополам.

6. Оторвите правый верхний уголок

Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.

Нашли? А почему? Как вы думаете?

Одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была совершенно одинаковая. Вот и дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.

Как Вы думаете, что значит готовый к школе ребенок? Это какой?

Существуют ФГТ к выпускнику ДОУ (Слайд 3).

- Физически развитый.

- Любознательный, активный.

- Эмоционально отзывчивый.

- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия.

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

- Овладевший необходимыми умениями и навыками.

Как Вы думаете, кто же должен заниматься подготовкой ребенка к школе? (Слайд 4).

ДОУ (В садах это делают, проводят занятия по определенной программе)

Школа (В школах организуются подготовительные курсы)

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители (Семья). Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

Так как же помочь своему ребенку стать успешным учеником? На что стоит обратить внимание?

Вообще, готовность к школе включает в себя (Слайд 5) психологическую, физическую и социальную готовность.

Физическая готовность (Слайд 6) – это

  • состояние здоровья,
  • физическое развитие,
  • развитие анализаторных систем,
  • развитие мелких групп мышц,
  • координация движений в соответствии с возрастной нормой,
  • готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Об этом лучше смогут рассказать медики.

Мы же с Вами сейчас поговорим о психологической готовности ребенка к школе. (Слайд 7).

Психологическая готовность включает в себя.

Развитие внимания.

Объем внимания для детей младшего школьного возраста – 3–4 фигуры, предмета, объекта при одновременной демонстрации; устойчивость внимания – 10-15 минут, т.е. в течение 10-15 минут будущий ученик должен заниматься каким-нибудь одним делом, связанным с познавательной деятельностью. В этом возрасте у детей должно быть сформировано не только непроизвольное внимание, т.е. если интересно – ребенок внимателен, но и произвольное – когда есть цель и нужно приложить волевое усилие, а интерес может и отсутствовать.

Развитие памяти.

Память – это волшебная шкатулка. Которая сохраняет наше прошлое для нашего будущего. Существует определенный запас слов, сведений, понятий, которые хранятся в памяти всю жизнь. От развития памяти зависят и другие познавательные функции и качества личности. На развитие памяти существенное влияние оказывают все виды деятельности, но игра занимает ведущее место.

Развитие мышления.

Будущий первоклассник должен уметь: рассуждать; выделять существенные признаки предметов и явлений; сравнивать предметы; находить различия и сходство; выделять целое и его часть; группировать предметы по определенным признакам; делать простейшие выводы и обобщения.
Чтобы помочь в этом ребенку, обращайте его внимание на цвет, форму, величину и другие свойства предметов, учите сравнивать их с целью обнаружения сходных и различных признаков; объясняйте причину и результат явлений, происходящих вокруг. Ни в коем случае не обрывайте поток его вопросов или фантазий.

Развитие речи и кругозора ребенка.

Это должны быть прежде всего знания из жизни и о жизни, а не насильственно заученные отрывки из «взрослых» книг и учебников. Сведения и информация должны быть логически взаимосвязаны между собой и «извлекаться» при первой же необходимости, т.е. главным является качество знаний, степень осознанности, четкость представлений.

Ориентировка во времени и пространстве.

Ребенок должен уметь правильно определять выше – ниже, вперед – назад, слева – справа, понимать и определять, что значит после, перед, за, между.

А теперь посмотрим, как же Вы можете развивать эти познавательные процессы у своего ребенка. Лучший способ – это игра. Совместные занятия ребенка со взрослым, включающие познавательные элементы – это к тому же способ повышения учебной мотивации. Сегодня мы познакомимся с играми и упражнениями, направленными на развитие внимания, памяти и мышления, т.к. это наиболее важные познавательные процессы, и которые чаще всего бывают хуже развиты у детей.

Поработаем в группах. Каждой группе будет дано задание: прочитать описание игры, понять ее, а затем кто-то один из группы познакомит всех нас с этой игрой.

1 группа

Развитие памяти

 Игра «Доскажи словечко»

 Ребенку дается инструкция: «Сейчас я назову пары слов, а ты постарайся их запомнить».

(Слова называть медленно)

Кукла – играть

 щетка - зубы

Курица – яйцо

 лампа - вечер

Солнце – лето

 груша – компот

Корова – молоко

 мышка – норка

Книга – читать

 бабочка – цветок

Затем ребенку говорят: «Теперь я буду называть только первое слово каждой пары, а ты называй второе».

2 группа

Развитие внимания

Игра «Найди отличия»

Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на одной картинке и нет на другой.

3 группа

Развитие мышления

Игра «Заполни пропуск»

Впиши в пустой квадратик номер подходящей фигуры.

Выступление первой группы.

А я Вам хочу предложить игру на внимание «Снежный ком», которая поможет нам познакомиться.

Давайте встанем все в круг. Я говорю свое имя, следующий повторяет мое имя и называет свое и т.д.

Выступление второй группы. (Слайд 8)

Поиграем в игру «Запрещенное движение».

Я буду показывать движения, а Вы их повторяйте. Запрещенное движение будет- руки вперед. Если я покажу руки вперед, то Вы должны показать любое другое движение, но не это.

Выступление третьей группы. (Слайд 9)

Поиграем в игру «Черный ящик».

В ящике у меня лежит предмет. Ваша задача – отгадать, что там. Вы можете задавать мне любые вопросы, относительно этого предмета, но только так, чтобы я смогла на них ответить «да» или «нет».

В заключение следует сказать, что занятия дома с ребенком очень полезны и необходимы будущему первокласснику. Они положительно влияют на развитие ребенка и помогают в сближении всех членов семьи, установлении доверительных отношений. Но такие занятия не должны быть для ребенка принудительными, его необходимо в первую очередь заинтересовать, а для этого лучше всего предлагать интересные задания, а для занятий выбрать наиболее подходящий момент. Кроме этого, занимаясь с ребенком дома, родители должны знать, что дети не отличаются усидчивостью и не могут долгое время выполнять одно и то же задание. Занятие дома не должно продолжаться более15 минут. Играйте с малышом и непременно учитывайте физическое и эмоциональное состояние ребенка: он не может продуктивно работать, будучи больным, усталым, в плохом настроении, без желания. И помните - Ваша любовь и терпение будут служить гарантом уверенного продвижения в учёбе для вашего малыша.…. (Слайд 10), (Слайд 11).

Приложение.

Итог собрания. Рефлексия.

  • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
  • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?