Программа дополнительного образование "Бумажные фантазии"

Разделы: Дополнительное образование


Направленность: художественная

Возраст: 7-11 лет

РАЗДЕЛ № 1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»

1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Бумажные фантазии» разработана с учетом:

  • Закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273 - ФЗ;
  • Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р)
  • Приказа Минобрнауки России от 29.08.2013 N 1008
  • Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41
  • Методических рекомендаций Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015
  • Конвенция о правах ребенка" от 20.11.1989;

Актуальность: Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Занятия творчеством является важнейшим условием формирования индивидуального своеобразия детей.

Время стремительно меняет окружающий мир. Появляются новые изобретения, технологии, создаются новые материалы и т.д. В мире творчества тоже появились новые виды, о которых  5-10 лет назад невозможно было представить: пейп-арт, коллаж, декупаж, квиллинг, вышивка соломкой и т.п. Появилось большое количество новых материалов для   творчества. Несмотря на все это интерес к бумаге как к материалу для творчества не исчез, а наоборот растет.
Устойчивый интерес детей и взрослых к творчеству из бумаги обуславливаются тем, что данный материал дает большой простор творчеству, им можно работать в различных техниках.  Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком. Бумага в современном обществе представлена большим многообразием, и она доступна всем слоям общества.

С помощью бумаги можно смастерить забавную игрушку, сделать закладку для книг, подарок для друга, для близких людей. Такие подарки не столь роскошны, как магазинные, но с эмоциональной точки зрения ценятся гораздо больше, так как любая вещь, выполненная своими руками, хранит частичку души того, кто ее сделал. И это не просто подарок – это материализовавшиеся слова «я люблю тебя, ты мне дорог», ведь никто не станет утруждать себя ради человека, к которому ничего не чувствует.Сегодня поделки ручной работы необычайно популярны. И это легко объяснить. Во-первых, они уникальны. Во-вторых, такие подарки обходятся существенно дешевле, нежели покупные. В-третьих, зная предпочтения ваших  родных, близких и друзей вы сможете их порадовать прекрасным сувениром, который много лет будет вызывать у них теплые воспоминания.

Программа не только учит обучающихся различным приемам работы с бумагой, искусству оформлять и дарить подарки она активизирует воображение, фантазию, творческое отношение к миру, воспитывает у детей чувство любви к искусству, живому миру, умению восхищаться его бесконечным многообразием и красотой, постигать законы его строения и формирование через приобщение к народному творчеству.

Отличительная особенность  программы в том, что

-  программа может быть предложена для обучающихся разных возрастов – от 7 до 11 лет, так как основные положения программы, последовательность разделов и их содержание остаются для обучающихся всех возрастных групп одинаковыми, изменяется степень сложности выполнения задания;

- обучающиеся знакомятся с 11 техниками выполнения работ, где основным материалом является бумага, в существующих программах это одна или несколько техник;

-  программа  может быть использована в системе дополнительного образования, для работы с детьми в группах продленного дня, с одаренными детьми, так  и с детьми с ограниченными возможностями, так как занятия строятся в соответствии с индивидуальными интересами и потребно­стями обучающихся;

- в программу включена тема: «Подарок своими руками», где обучающиеся не только учатся оформлять подарки, выполненные своими руками, но и искусству их дарить.

Программа «Бумажные фантазии» художественной направленности, форма обучения - очная, рассчитана на два года обучения для обучающихся 7-11 лет. Общий объём программы - 288 часов: 1 и 2 год обучения по 144 часа.

Наполняемость групп:

  • 1 год обучения - 12-15 человек;
  • 2 год обучения - 12-10 человек.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Занятия ведутся 40 минут  с 10 минутным перерывом. Состав групп может быть  смешанным или одновозрастным. При формировании учебных групп  учитываются индивидуальные способности и познавательный интерес обучающихся. Добор обучающихся осуществляется на основе собеседования или тестирования в группы любого года обучения.

Программа построена по модульному  принципу с учётом возрастных и индивидуальных возможностей и предназначена для детей младшего школьного возраста. По каждой теме, входящей в программу, даётся сумма необходимых теоретических сведений и перечень практических работ. Основную часть времени каждой темы занимает практическая работа. Большинство предлагаемых поделок выполняются на одном занятии. Обучающиеся могут также получать зада­ния и для самостоятельного выполнения дома.

Программа первого года обучения предусматривает: обучение детей самостоятельно планировать и организовывать свой труд; ознакомление обучающихся с инструментами и с тем, как с ними работать; ознакомление обучающихся с различными техниками выполнения работ. Работы выполняются в двухмерном измерении (плоские) и объемные в течение одного занятия.

В программу второго обучения включено ознакомление обучающихся с более сложными техниками выполнения работ из бумаги такими как квиллинг, пеп-арт, айрис-фолдин, киригами, а также тема: «Подарки своими руками», где обучающиеся научатся оформлять подарки и искусству дарить их. В программу включен целый ряд заданий по созданию поделок (подарков), где обучающиеся самостоятельно будут выбирать технику выполнения работы, самостоятельно создавать поделку и её оформлять в виде подарка.

Если по программе первого года обучения поделки выполнялись по инструкционным картам, образцу, то в программе второго года обучения большое место отведено выполнению поделок по собственному замыслу,самостоятельному выполнению работ. На втором году обучения для создания поделки  требуется несколько занятий.

Программа дает возможность учащимся почувствовать себя успешными, та как они могут выбрать поделки различной степени сложности, выполненные в одной технике. Результат нацелен на активное использование, комбинирование разных техник в художественном творчестве при создании неординарных изделий.

В процессе обучения педагог опирается на знания и умения, полученные обучающимися на занятиях технологии, математики, окружающего мира, рисования в школе и детском саду. Знания, полученные на кружке, в дальнейшем помогут им в освоении таких предметов как: черчение, рисование, технология, геометрия.
При составлении программы были учтены возрастные психолого-физиологические особенности обучающихся младшего школьного возраста – это дети от 6 до 11 лет.

1.2 ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы: развитие творческих способностей личности, обладающей элементарными знаниями, умениями, навыками в области декоративно-прикладного творчества.

Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

личностные – преодоление «комплекса неумения» в отношении работы с бумагой, развитие уверенности в себе, формирование адекватной самооценки, формирование общественной активности личности, культуры общения и поведения в социуме;

метапредметные - развитие мотивации к декоративно – прикладному  искусству;развитие потребности в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности.

образовательные (предметные) -

  • освоение приемов безопасной работы с различными видами бумаги и картона;
  • приобретение  обучающимисязнаний  и навыков работы в различных техниках выполнения работ из бумаги;
  • приобретение знаний и умений в оформлении подарков, в искусстве дарить подарки;
  • приобретение умений работать в коллективе и самостоятельно;
  • приобретение умений работать в коллективе;
  • развитие художественного вкуса и творческого потенциала;
  • развитие потребностиобучающихся в самообразовании и самосовершенствовании;
  • развитие памяти, образного  и логического  мышления, фантазии.

1.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1.3.1. Учебно-тематический план

1-й год обучения

N
п/п

Тема

Количество часов

Формы
контроля

всего

на теорет. занятия

на практич занятия

1

Вводноезанятие

4

1

3

Диагностика

2

Понятия о материалах и инструментах

24

5

19

Игровая

3

Техники выполнения работ

100

9

91

 

3.1

Общие сведения

2

1

1

Беседа

3.2

Оригами

14

1

13

Конкурс

3.3

Аппликация

28

1

27

Выставка

3.4

Папье-маше

20

1

19

Конкурс

3.5

Гофротрубочки

8

1

7

Коллективное оценивание

3.6

Декупаж

10

1

9

Самооценивание

3.7

Торцевание

10

1

9

Конкурс

3.8

Коллаж

8

1

7

Выставка

4

Экскурсия в музей.

4

1

3

Беседа

5

Подготовка работ к выставке

8

1

7

Выставка

6

Промежуточная аттестация

2

1

1

Тестирование

7

Заключительное занятие

2

 

2

 

 

ИТОГО

144

11

133

 

Содержание учебного плана

Раздел 0. Вводное занятие

Теория. Знакомство с  планом работы кружка. Показ готовых поделок. Организация рабочего места. Основные правила техники безопасности, пожарной безопасности.Диагностика умений и навыков.

Практическая работа. Изготовление поделок на свободную тему с целью ознакомления с подготовкой обучающихся.  Игры на знакомство.

Раздел 1. Понятие о материалах и инструментах.

Теория. Бумага, картон ее виды и свойства. Инструменты. Чертёжные инструменты. Правила ТБ при работе с ними. Приемы работы с бумагой и картоном: разметка, складывание, сгибание, резка. Перевод рисунка на бумагу. Способы изготовления деталей из бумаги и картона. Способы сборки поделок («языковые», «щелевидные», «клеевые» и др.) Инструкционная карта. Клей, его свойства. Краски, свойства красок.

Практическая работа. Просмотр презентаций. Опыты с бумажным листом. Перевод рисунка на картон.  Конструирование из бумаги путем складывания животных, морских животных. Создание животных, рыб из полосок бумаги. Изготовление поделок с использованием «языкового», «щелевидного» соединения. Изготовление поделок по инструкционным картам. Проведение опытов с красками. Проведение конкурса на лучший рисунок.Проведение игр: «Отгадай, какой это инструмент?», «Поле чудес». Изготовление познавательных игр: «Мимо», «Назови их профессии».

Раздел 2. Техники выполнения работ

3.1.Общие сведения.

Теория. Техники выполнения работ из бумаги и картона.

Практическая работа. Просмотр презентации «Техники выполнения работ».  Демонстрация поделок, выполненных в различных техниках.

3.2.Оригами.

Теория. Оригами. Виды оригами (оригами, модульное оригами, кусудама). История возникновения Оригами.

Практическая работа. Просмотр фотографий, книг по технике оригами. Создание Зоопарка (техника оригами). Изготовление модулей. Сборка цветка из модулей. Изготовление «Лилии», «Бабочки» (техника кусудама). Самостоятельное изготовление поделок по инструкционным картам, по образцу.  Конкурс  работ.

3.3. Аппликация.

Теория. История аппликации. Виды аппликации. Материал для создания аппликаций.

Практическая работа. Просмотр презентации «Аппликация».Изготовление аппликации: сюжетной, предметной, декоративной по образцу, рассказу, собственному замыслу. Изготовление открыток, закладок для книг, блокнота. Выставка работ.

3.4. Папье-маше.

Теория. Папье-маше. Инструменты и материалы. Приемы выполнения работ в технике папье-маше.

Практическая работа. Изготовление подставки под карандаши, фигурок животных. Проведение конкурса на лучшую работу.

З.5.Гофротрубочки.

Теория. Гофротрубочки. Инструменты и материалы. Приемы работы с гофрокартоном.

Практическая работа. Изготовление фигурок животных, настенного панно «Цветочная композиция» (коллективная работа)

Декупаж.

Теория. Декупаж. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности при работе с лаком.

Практическая работа. Декупаж стеклянных и деревянных предметов.

Торцевание.

Теория. Торцевание. Инструменты и материалы.Техника выполнения работ.

Практическая работа. Показ готовых изделий, их анализ. Освоение техники торцевания: изготовление открытки, объемных поделок: «Ёж», «Дерево», «Кактус», «Шкатулка». Конкурс работ.

Коллаж.

Теория. Коллаж и его виды. Инструменты и материалы. Техника выполнение работ.

Практическая работа. Просмотр мастер-класса. Выполнение коллажа из фотографий.

Раздел 3. Экскурсия в музей

Теория. Правила поведения в музее. ПДД для пешеходов.

Практическая работа. Посещение городского музея, музея Этнографической культуры народов Севера.

Раздел 4. Подготовка работ к выставке

Теория.Требования, предъявляемые к выставочным работам.

Практическая работа. Отбор работ. Оформление работ к выставке.

Раздел 5. Промежуточная аттестация

Теория. Правила поведения при аттестации.

Практическая работа. Решение тестов.

Раздел 6. Заключительное занятие

Практическая работа. Подведение итогов работы за год. Перспективы работы в будущем году. Вручение грамот, призов. Проведение развлекательной программы «Сто идей для детей».

1.3.2. Учебно-тематический план

2-й год обучения

N
п/п

Тема

Количество часов

Формы
контроля

всего

на теор. занятия

на практ. занятия

1

Организационное занятие.

2

1

1

Анкетирование

2

Техники выполнения работ

78

5

73

 

2.1

Квиллинг (бумагокручение)

20

1

19

Выставка

2.2

Пейп–арт

10

1

9

Конкурс

2.3

Айрис-фолдинг (радужное складывание)

8

1

7

Коллективное оценивание

2.4

Киригами.

8

1

7

Самооценивание

2.5

Бумагопластика

16

1

15

Конкурс

2.6

Закрепление темы: «Техники выполнения работ»

16

1

15

Выставка

3

Подарки своими руками

52

6

46

 

3.1

Подарок

4

2

2

Опрос

3.2

Оформление подарка

44

3

41

Выставка

3.3

Искусство дарить подарок.

4

1

3

Самооценивание

4

Подготовка работ к выставке.

8

1

7

Выставка

5

Итоговая аттестация

2

1

1

Тестирование

6

Заключительное занятие.

2

1

1

 

 

ИТОГО:

144

15

129

 

Раздел 1. Организационное занятие

Теория. Краткий обзор итогов первого года обучения. План работы на новый учебный год. Правила ТБ, ППБ.

Практическая работа. Демонстрация поделок. Анкетирование.

Раздел 2. Техники выполнения работ

Квиллинг (бумагокручение).

Теория. Квиллинг. Инструменты и материалы. Приемы работы. Базовые элементы (роллы).

Практическая работа. Освоение навыков изготовления базовых элементов (ролл). Изготовление поздравительных открыток по образцу, собственному замыслу, фигурок животных и др. Выполнение коллективной работы: панно «Корзинка с цветами», «Дачные радости». Проведение игр на развитие памяти и воображения. Выставки работ.

Пейп-арт.

Теория. Пейп-арт. Инструменты и материалы. Техника выполнения работ.

Практическая работа. Изготовление шкатулки, баночки под крупы и др. Конкурс на лучшую работу.

Айрис фолдинг (Радужное складывание)

Теория. Айрис фолдинг. Инструменты и материалы. Техника выполнения работ.

Практическая работа. Изготовление работ: «Морские глубины», «Автомобиль будущего», «Птичка – синичка», аппликации по собственному замыслу. Коллективное оценивание работ.

Киригами.

Теория. Киригами. Инструменты и материала. Правила ТБ при работе с колющими и режущими инструментами. Техника выполнения работ.

Практическая работа. Просмотр презентации. Просмотр мастер-класса «Как сделать объёмную открытку». Изготовление открыток, рамки для фотографии.

Бумагопластика

Теория. Бумагапластика. Инструменты и материала. Техника выполнения работ.

Практическая работа. Изготовление цветов: «Роза», «Астра», бумажного тоннеля «Обитатели океана». Моделирование автомобилей, кораблей, объёмных животных.

2.6. Закрепление темы: «Техники выполнения работ»

Теория. Техники выполнения работ.

Практическая работа. Проведение тестирования в игровой форме. Выполнение работ по собственному замыслу «Здравствуй зимушка, зима!». Изготовление новогодних сувениров. Выставка работ.

Раздел 3. Подарки своими руками

3.1. Подарок

Теория.Понятие Подарок. Классификация подарков.Подарки в стиле hand-made.

Практическаяработа. Просмотр презентации. Показ готовых работ.

3.2 Оформление подарка

Теория. Понятие Упаковка. Виды упаковки. Цветовое решение. Понятие Подарочные аксессуары. Выбор аксессуаров.

Практическая работа. Освоение навыков оформления подарка: изготовление упаковочного пакета, коробочек, подарочных аксессуаров: цветов, лент, бантов и т.д. Изготовления подарков их упаковка к праздничным датам: к 23 февраля, к 8 марта, к 9 мая и т.д. Изготовление подарков по образцу, собственному замыслу, с использованием  различных техник выполнения работ из бумаги. Самостоятельная работа по изготовлению и оформлению подарков. Выставка работ. Участие в городских конкурсах.

3.3. Искусство дарить подарки.

Теория. Понятие  Культура поведения. Правила поведения гостя и хозяина.

Практическая работа. Изготовление подарка другу.  Игра: «Мы пришли к вам в гости».

Раздел 4. Подготовка работ к выставке

Теория. Обсуждение и отбор работ для участия в выставке.

Практическая работа. Оформление работ к выставке.

Раздел 5. Итоговая аттестация

Теория. Правила поведения при аттестации.

Практическая работа. Решение тестов.

Раздел 6. Заключительное занятие

Подведение итогов работы за 2 года. Награждение лучших кружковцев. Выставка работ.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате занятий по программе «Бумажные фантазии» должны быть достигнуты следующие результаты.

Предметные:

  • приобретение опыта работы с различными видами бумаги и в разных техниках выполнения работ;
  • приобретение опыта по оформлению подарков;
  • использовать собственное воображение для создания задуманной поделки;
  • владеть техническими приемами выполнения поделок из бумаги;
  • аккуратно выполнять работы в разных техниках;
  • проявлять интерес к декоративно- прикладному искусству;
  • различать основные виды декоративно-прикладной деятельности и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
  • составлять композиции с учётом замысла;

Личностные:

  • развитие ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
  • сформированность потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
  • сформированнностьуверенности в себе, 
  • сформированность адекватной самооценки,
  • сформированностькультуры общения и поведения в социуме

Метапредметные:

  • овладение умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного материала, выполнение творческих проектов;
  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных творческих задач;
  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Регулятивные УУД:

  • понимание связи декоративно-прикладного искусства с другими видами искусств, его значение в жизни человека;

Познавательные УУД:

  • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры.
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Коммуникативные УУД:

  • умение выразить свои идеи вербально и с помощью визуальных средств.
  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде под руководством педагога;
  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
  • умение обсуждать и анализировать собственную творческую деятельность и работу товарищей с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Формой  подведения итогов реализации программы является:

  • выполнение практических заданий;
  • выставки работ обучающихся (тематические, итоговые);
  • подготовка работ для участия в творческих конкурсах;
  • подготовка персональных выставок обучающихся.

РАЗДЕЛ № 2 «КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»

2.1 КАЛЕНДАРНЫЙ УЕБНЫЙ ГРАФИК

Количество учебных недель: 35 недель 4 дня из них:

I полугодие - 15 недель (15.09.2018 г. - 28.12.2018 г.)
II полугодие - 20 недель 4 дня (09.01.2019 г. – 31.05.2019 г.)

Продолжительность каникул  103 дня:

11 дней – зимние (29.12.2018 г. – 09.01.2019 г.);
92 дня – летние (01.06.2019 – 31.08.2019 г.)

Даты начала и окончания учебных периодов/этапов

Iполугодие - 15.09.2018 г. - 28.12.2018 г.
II полугодие - 09.01.2019 г. – 31.05.2019 г.

2.2 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

2.2.1Материально-техническое обеспечение.

Класс, в котором занимаются обучающиеся соответствует всем нормам СЭС и ППБ, рассчитан на 15 посадочных мест. Освещение люминесцентное, имеется настольная лампа.

В кассе имеется: шкаф для хранения материала, инструментов, литературы; столы для работы обучающихся;15 стульев; парта; письменный стол преподавателя;компьютер, доска.

Для успешной реализации программы необходимо иметь следующие инструменты и материалы:

Инструменты:

1.

Ножницы

15 шт.

7

Палитра 15 шт.

2

Линейка

15 шт.

8

Ножницы фигурные 2 набор

3

Набор кистей

15 шт.

9

Дыроколы (Фигурные) 10 шт.

4

Нож для бумаги

5 шт.

10

 

5

Циркуль

2 шт.

 

 

6

Шило

5 шт.

 

 

Материалы:

1

Бумага  чертежная А3

10 пач

13

Клей универсальный

6 шт.

2

Бумага бархатная

10 пач.

14

Копировальная бумага в наборе

1 набор

3

Бумага для оригами

15 пач.

15

Краски акварельные

7 упак.

4

Бумага для квиллинга

15 набор

16

Краски акриловые

5 пач.

5

Бумага цветная

15 пач.

17

Маркеры для дисков

7 набор

6

Бумага чертежная А4

30 пач.

18

Скобы для степлера

4 упак.

7

Ватман

10 л.

19

Скотч двухсторонний

3 шт.

8

Зубочистки

2 упак.

20

Скотч

1 шт.

9

Калька в рулоне

1 рул.

21

Скрепки канцелярские

4 упак.

10

Картон цветной

30 пач.

22

Фломастеры

8 упак.

11

Клей – карандаш

15 шт

23

Салфетки

5 упак.

12

Клей ПВА

15 шт.

24

Дополнительные аксессуары 15 упак

2.2.2 Информационное обеспечение.

Интернет-ресурсы:

http://stranamasterov.ru/

– сайт «Страна Мастеров». Статьи и публикации о ручном творчестве: описание техник, фотогалерея работ и др. Каталог детской и методической литературы. Блоги. Интернет-конкурсы. Мастер-классы.

http://bibliokompas.blogspot.ru/p/blog-page_30.html

- сайт для читателей и библиотекарей. Сценарии, полезные советы, интересные книги

http://www.solnet.ee/sol/001/s_321.html

- журнал для детей «Солнышко». Загадки, ребусы, стихотворения, игротека, советы родителям и др.

http://master.forblabla.com/blog/46056279053/YOlochki-iz-bumagi

- сайт «Очумелые ручки». Мастер – классы по изготовлению поделок для детей и преподавателей

http://www.paperland.org.ua/index.php/Modeli-dlya-Pechati/Kosmicheskie-korabli.html

Бумажная страна – целый мир из бумаги. Модели для печати: корабли, космические корабли, роботы …

http://old.spas-extreme.ru/el.php?EID=23071

- Спас-Экстрим Портал детской безопасности

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

- социальная сеть работников образования nsportal.ru

http://4stupeni.ru/holidays.html

- это клуб учителей начальной школы. Конспекты уроков, олимпиады, олимпиадные задания, тематическое планирование, сценарии праздников

http://masterclassy.ru/origami

- сайт, где размещены мастер-классы

http://www.zavuch.info/news/announces/165/#

ЗАВУЧ.инфо  - сайт, где размещены новости образования, методическая библиотека, педагогические конференции , телеканалы для учителей.

uhu4kids.ru/materials/masterklassy_11/

Сайт «Детское творчество и креатив с UHU». Мастер-классы, конкурсы, мини-сайты

http://festival.1september.ru/-

Авторские программы и разработки

2.2.3 Кадровое обеспечение.

Программу реализует педагог дополнительного образования Мартынюк Е.Е., стаж работы 10 лет, квалификационная категория первая. Для осуществления психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса привлекается педагог-психолог Куликова Л.Г.

2.3. ФОРМА АТТЕСТАЦИИ

Эффективность образовательной программы прослеживается по качеству выполняемых работ, участию в выставках различного уровня и итогам аттестации. По итогам первого года обучения проводится промежуточная аттестация, по итогам второго года обучения проводится итоговая аттестация. Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся проводится в соответствии с «Положением о формах, периодичности, порядке текущего контроля успеваемости  и промежуточной аттестации обучающихся объединений дополнительного образования детей МАОУ ДО ЦДТ» и «Положением о порядке и формах проведения итоговой аттестации обучающихся по программам дополнительного образования МАОУ ДО ЦДТ».

Проверка теоретических знаний проводится в форме тестирования, практических навыков в форме выполнения работы, выбранной педагогом. Результаты тестирования оформляются протоколом.

В начале учебного года проводится диагностика знаний и умений обучающихся для определения исходного уровня обученности в форме практической работы и устного опроса. В процессе всего обучения по программе ведется текущий контроль в форме практической работы, опросе, самооценивании, проведение выставок работ, конкурсов на лучшую работу, в игровой форме.

Анкетирование родителей в течении учебного года, текущий контроль позволяют корректировать учебный процесс для достижения более высоких результатов.
Формой предъявления и демонстрации образовательных результатов являются: выставки работ, участие в конкурсах различного уровня, проведение открытого занятия.

ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижения обучающимися планируемых результатов

Оцениваемые параметры

Критерии

Степень выраженности критерия

Кол. баллов

Формы отслеживания

1. Теоретические знания в рамках программы дополнительного образования детей

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям, осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- ребенок овладел менее чем 50% объема знаний, предусмотренных программой; употребление специальных терминов, как правило, избегает.
- объем усвоенных знаний составляет более 50%; ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой.
-ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой; специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием.

1балл

 

2 балла

 

3 балла

 

контрольное занятие,
итоговое занятие,
зачет,
экзамен,
собеседование,
тестирование,
сдача нормативов…

2. Практические умения в рамках программы дополнительного образования

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям, владение специальным оборудованием, оснащением

- ребенок овладел менее  чем50% предусмотренных умений и навыков; испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием.
- объем усвоенных умений и навыков составляет более 50%; с оборудованием ребенок работает с помощью педагога.
- ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой, самостоятельно, не испытывая затруднений, работает с оборудованием.

1 балл

 

2

балла

 

3 балла

Выполнение практического задания,зачетное или экзаменационное прослушивание,
защита творческой работы,
защита научно-исследовательской работы, проекта,
участие в выставке работ,

стендовый доклад,
участие в концерте, конференции, тематических чтениях,
прохождение полевой практики,
участие в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, фестивалях турнирах…

Оценка результатов подготовки отдельного обучающегося складывается по формуле: Т+П,

Где Т – количество баллов по теоретической подготовке;

П- количество баллов по практической подготовке.

В соответствии с оценкой результатов подготовки определяется уровень подготовки обучающегося по программе:

  • 5-6 баллов – высокий уровень,
  • 3-4 – средний уровень,
  • 0-2 – низкий уровень.

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ТЕСТЫ

для промежуточной аттестации обучающихся в кружке «Бумажные фантазии»

Фамилия, имя ________________________________________

Педагог дополнительного образования

Дата проведения______________________________________

1. Бумагу и картон производят из

А) нефти;

Б) древесины;

В) угля.

2. К природным материалам относятся

А) пластмасс;

Б) древесина;

В) пластилин.

3. Для перевода рисунка с бумаги на бумагу используют

А) кальку;

Б) копировальную бумагу;

В) фольгу.

4. Симметричные детали, фигуры должны быть

А) одинаковыми, при наложении друг на дружку, полностью совпадать;

Б) одинаковыми по форме, но разными по размеру;

5. При смешивании синей и жёлтой краски получим

А) красную;

Б) зелёную

В) черную.

6. Искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги называется

А) оригами;

Б) квиллинг;

В) аппликация.

7. Ножницы товарищу подаем

А) ручками вперед;

Б) лезвием вперед.

8. Оригами

А) – вырезание фигурок животных из дерева;

Б) – древнее искусство складывания фигурок из бумаги;

В) – лепка фигур из глины.

9. Какие инструменты мы используем при работе с бумагой?

А) пила, ножницы, линейка;

Б) ножницы, шило, отвертка;

В) линейка, ножницы, шило.

10. В какой технике выполнения работ вместо клея можно использовать пластилин?

А) аппликация; 

Б) торцевания; 

В) квиллинг.

11. Номер телефона пожарной части

А) 01; 

Б) 02; 

В) 03

12. При неисправности инструмента

А) вы поставите в известность педагога и возьмёте другой;

Б) продолжите им работать;

В) возьмёте другой.

Педагог дополнительного образования____________________

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Новые приоритеты в образовании побуждают педагогов к поиску новых современных эффективных технологий преподавания, позволяющих достичь более высоких результатов обучения и воспитания, а также внедрению новых образовательных технологий в учебный процесс. Одной из основных задач программы является развитие у детей интереса к творчеству, т.к. интерес и творчество в учебном процессе являются мощным инструментом, побуждающим их к более глубокому познанию предмета и развивающим их способности. Одним из путей решения этой проблемы является применение современных обучающих технологий в учебном процессе, позволяющее разнообразить формы и средства обучения, повышающее творческую активность учащихся.

Образовательный процесс по программе организован в очной форме. В случае неблагоприятных погодных условий предусмотрена возможность дистанционного сопровождения выполнения творческой работы.

Для реализации программы я использую следующие педагогические технологии:

  • Здоровьесберегающие технологии;
  • Групповые технологииобучения;
  • Игровые технологии;
  • Технологии проблемного обучения;

Здоровьесберегающие образовательные технологиинаправлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, на формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию ведение вести здоровый образ жизни.

Групповая работа на занятиях весьма привлекает младших школьников. Обучающиеся работают в группах, создаваемых на различной основе и на различный срок. Эта форма может отражать реальное разделение труда в коллективе конструкторов, работающих над одной задачей.

При обучении в составе группы внутри нее возникает интенсивный обмен информацией, поэтому групповые формы эффективны в группах с участниками различного уровня подготовки и мотивации. Усвоение знаний и умений происходит результативнее при общении обучающихся с более подготовленными товарищами.

При использовании групповой технологии:

  • возрастает глубина понимания учебного материала;
  • меняется характер взаимоотношений между детьми;
  • укрепляется дружба в группе;
  • растёт самокритичность, точнее оценивают свои возможности;
  • учащиеся приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе: откровенность, такт, умение строить своё поведение с учётом позиции других людей.

В жизни учащихся младшего школьного возраста большое место занимает игра, поэтому игровая технология широко используется  в кружковой работе. Игра таит в себе огромные потенциальные возможности для развития детей. Играя, дети познают окружающий мир, изучают цвета, форму, свойства материала и пространство, знакомятся с растениями, животными, адаптируются к многообразию человеческих отношений. Через игру на занятиях происходит психологическая подготовка ребёнка к будущему труду, воспитание любви к работе, формирование устойчивого  интереса к новой технике, ребята быстрее усваивают данный им материал.

Применение технологии проблемного обучения при проведении занятий позволяетпедагогу создавать проблемные ситуации,  которые обучающиеся  самостоятельно  разрешают, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Для реализации данной программы используются следующие методы обучения:

  • объяснительно-иллюстративные (демонстрация поделок, иллюстрации, показ презентаций, работа с чертежами, технологическими картами);
  • игровые (разгадывание ребусов, использование настольных игр, сказок);
  • частично-поисковые (выполнение вариантных заданий, использование заданий (технологических карт) с недостающими или неверными данными);
  • творческие (творческие задания, эскизы, проекты);
  • исследовательские (исследование свойств материалов, красок; работа с литературой, справочниками).

Методика проведения занятий предполагает создание ситуации успеха, радости от преодоления возникших трудностей в процессе освоения учебного материала и при выполнении работ. Этому способствует совместное обслуживание хода выполнения заданий, изделий, образцов; создание положительной мотивации, а также участие работ учащихся в выставках.

Широко используются индивидуальные, групповые и коллективные формы обучения.

В учебно-воспитательный процесс включены также нетрадиционные формы проведениязанятий:

  • экскурсии в музей, на природу, строительную площадку;
  • урок-игра «Поле чудес», урок-сказка, урок-эксперимент;
  • чаепитие;
  • открытые уроки;
  • мастер-классы, которые проводят обучающиеся;
  • соревнования;
  • совместные занятия с родителями.

При проведении занятий используетсядидактические материалы: учебные пособия и книг; наглядные пособия, технологические и инструкционные карты, изготовленные педагогом; творческие работы, стенды и тд.

Дидактические материалы

 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Афонькин С., Афонькина Е. Игрушки из бумаги. (Электронный ресурс) – Санкт- Петербург: Издательский Дом «Литера», 2000. – 192 с.
  2. Больгерт Нелли. Поделки из бумаги. Москва «Робинс», 2012.
  3. Васина Н. Волшебный картон. - М: «Айрис-пресс, 2013. – 112 с.
  4. Выгонов В.В. Технология. Поделки из разных материалов. 1-4 классы – М: Издательство «Экзамен», 2012. – 191 с.
  5. Гусакова М.А. Аппликация. Москва «Просвещение», 2000. – 56 с.
  6. Дадашева З. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников./ Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012. – 90 с.
  7. Дадашева З. Волшебная бумага. Самоучитель по технике вырезания для школьников.Шаг вперед ./ Ростов-на-Дону, «Феникс», 2012. – 95 с.
  8. Дай Нгуен. Мастер оригами (драконы, черепахи, бабочки, стрекозы). Москва, ООО «Издательство «Эксмо», 2007. – 75 с.
  9. Зайцева А. Искусство квилинга: Магия бумажных лент. М: «Эксмо», 2010. – 64 с.
  10. Зайцева. А.А. Модульное оригами: забавные объёмные фигурки – М.: «Эксмо», 2012. – 64 с.
  11. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии (1 класс). Москва «ВАКО», 2012. – 272 с.
  12. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии (2 класс). Москва «ВАКО», 2012. –272 с.
  13. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии (3 класс). Москва «ВАКО», 2012. –272 с.
  14. Максимова Т.Н. Поурочные разработки по технологии (4 класс). Москва «ВАКО», 2012. –272 с.
  15. Минским Е.М.  От игры к знаниям. Москва «Просвещение» 1987. –192 с.
  16. Парамонова Л.А. Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2008 г.- 66 с.
  17. Проснякова Т.Н. Бумажное волшебство. Издательство «Учебная литература», 2012. –64 с.
  18. Проснякова Т.Н. Волшебные секреты. Издательство «Учебная литература», 2012. –64 с.
  19. Проснякова Т.Н. Забавные фигурки. Модульное оригами. (Электронный ресурс)  Москва «АСТ-ПРЕСС», 2010. – 105 с.
  20. Проснякова Т.Н., Мухина Е.А. Методические рекомендации. Издательство «Учебная литература», 2010. – 110 с.
  21. Сухаревская О. Оригами для самых маленьких. Москва,«АЙРИС-ПРЕСС», 2009.–106с.
  22. Тойбнер Армин. Аппликация. Издательство «Академия развития», 2008. – 34 с.
  23. Тойбнер Армин. Прикольные поделки из цветной бумаги. Издательство «Академия развития», 2007. – 32 с.
  24. Тойбнер Армин. Фигурки и игрушки из бумаги и яиц. Издательство «Академия развития», 2009. – 32 с.

12.11.2018