"Эхо прошедшей войны" (урок по рассказу Б.Васильева "Экспонат №")

Разделы: Литература


Цели урока:

  • создание учебной ситуации с целью вызвать учащихся на диалог, позволяющий каждому выразить свою точку зрения;
  • организация работы по развитию умения анализировать литературное произведение, видеть авторскую позицию, составлять собственное мнение о нём;
  • воспитание патриотизма, гуманизма, сострадания, формирование чуткого отношения к людям;
  • развитие способностей учащихся к самостоятельной аналитической, оценочной работе.

Формирование УУД.

Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободное восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;
  • содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация;
  • помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Личностные УУД:

  • самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • развитие моральной готовности противостоять злу, равнодушию, формализму.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Оборудование:

  • презентация «Эхо прошедшей войны»;
  • видеоклипы на песни «Журавли» (муз. Я.Френкеля, стихи Р.Гамзатова), «За того парня» (муз. М.Фрадкина, стихи Р.Рождественского);
  • текст рассказа Б.Васильева «Экспонат».

Ход урока

А степная трава пахнет горечью,
Молодые ветра зелены.
Просыпаемся мы — и грохочет над полночью
То ли гроза, то ли эхо прошедшей войны.
Р.Рождественский

1. Вступительная часть

Видеоклип на песню «Журавли».

Эхом отзывался крик журавлей в этой песне.

Эхо… Эхо… Что же это такое?

Эхо – отражение звука от предмета, отзвук. Лесное эхо. Как эхо повторять что-нибудь.

А теперь послушайте строки поэта Роберта Рождественского.

Покроется небо пылинками звёзд,
И выгнутся ветви упруго.
Тебя я услышу за тысячу вёрст:
Мы эхо, мы эхо, мы долгое эхо друг друга.

  • Какое эхо имел в виду поэт?
  • Только ли о природном явлении мы можем так сказать?

Продолжите данный ряд: эхо любви…

Эхо дружбы, эхо добра, эхо милосердия, эхо памяти…

Эхо – отзвук, отклик на чувства, отношение другого человека.

2. Тема урока. Целеполагание.

А мы с вами сегодня на уроке будем говорить об эхе, которое оставила война в душах людей.

Тема урока – «Эхо прошедшей войны».

Вы прочитали повесть Б.Васильева «Экспонат №».

  • Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?
  • Какие вопросы мы будем обсуждать?
  • Какой след оставляет в душе человека война?
  • Как нужно относиться к тем, кто её пережил?
  • Как сохранить память о погибших?

3. Знакомство с автором

Имя писателя Бориса Васильева – новое для вас. Что узнали вы об этом авторе?

ВАСИЛЬЕВ Борис Львович (1924-2013).

Лауреат Государственной премии СССР, премии Президента России, Независимой премии движения имени А.Д.Сахарова «Апрель».
Когда окончил 9-й класс, началась война.

Борис Васильев ушел на фронт добровольцем в составе истребительного комсомольского батальона и 3 июля 1941 года был направлен под Смоленск. Попал в окружение, вышел из него в октябре 1941 года; потом был лагерь для перемещенных лиц, откуда по личной просьбе он был направлен в кавалерийскую полковую школу, а затем в пулеметную полковую школу, которую и окончил. Служил в 8-м гвардейском воздушно-десантном полку 3-й гвардейской воздушно-десантной дивизии. Во время боевого сброса 16 марта 1943 года попал на минную растяжку и с тяжелой контузией был доставлен в госпиталь.

Мальчишкам, родившимся в 1924 году, суждено было почти всем сложить свои головы в Великой Отечественной войне. В живых их осталось только 3 процента, и Борис Васильев чудом оказался среди них.

Осенью 1943 года он поступил в Военную академию бронетанковых и механизированных войск. После окончания в 1946 году инженерного факультета он работал испытателем колесных и гусеничных машин на Урале. Уволился из армии в 1954 году в звании инженер-капитана. В рапорте назвал причиной своего решения желание заниматься литературой.

 Многие произведения Б. Васильева – о минувшей войне: «А зори здесь тихие (1969), «В списках не значился» (1974), «Встречный бой» (1979), «Кажется, со мной пойдут в разведку» (1980), «Завтра была война» (1984).

4. Аналитическая работа с текстом произведения

 Жизнь коммунальной квартиры во время войны.

В рассказе Васильева «Экспонат №» не изображаются боевые действия, не рвутся бомбы и снаряды, не свистят пули. И всё-таки война идёт, идёт в обычной московской коммунальной квартире, откуда один за другим уходят на фронт мужчины. Среди них и сын главной героини Анны Федотовны – Игорь.

  • Что же чувствует в этот момент женщина?
  • Почему в отрывке так много эпитетов? Что они передают?

Стр. 1: горе, страдание, боль, отчаяние матери; растерянность перед наступившей бедой; невозможность что-либо изменить. Эти же чувства переживают и соседки. Эпитеты помогают автору точно и ёмко передать состояние героинь.

Одно предложение – и трагичная картина предстаёт перед нами.

Так же немногословен Васильев и при описании прощания Игоря с матерью.

Стр. 1.

И пронзительная авторская фраза: «НЕ ВЕРНУЛСЯ».

Как пережила своё страшное горе Анна Федотовна? Одинока ли она была в нём? Почему?

Стр. 2. Горе женщины пережила вместе с ней вся квартира, потому что у каждой семьи кто-то был на фронте и такие же похоронки могла получить каждая из соседок.

Объясните смысл выражения «…вместительная кухня справляла коммунальные поминки».

Стр. 2-3. Поминали сыновей и мужей всей квартирой, как своих, родных, близких, вместе переживали, страдали, мучились.

Что помогло жителям коммуналки выстоять в эти страшные годы? Автор неоднократно повторяет слово «общее». Что же было общим у этих людей?

ОБЩЕЕ

Голод

 Еда

Гибель родных

 Дети

Трудности военного времени

 Помощь друг другу

Тяжёлая работа

 Радость Победы

 ЕДИНСТВО

 

Послевоенная жизнь Анны Федотовны.

Закончилась война. Как проходила послевоенная жизнь Анны Федотовны?

Общая и личная, скрытая от глаз?

Стр. 3. Общая – это будни коммуналки, совместные беды и радости, трудная работа, воспоминания.

Личная – чтение писем, память о сыне. И потребность говорить с ним.

Выразительное чтение писем: стр.1-2.

Как и почему менялось отношение Анны Федотовны к чтению писем?

Стр. 3.

  • Мучительно болезненная потребность
  • Скорбная обязанность
  • Привычная печаль
  • Непременнейший и чрезвычайно важный разговор с сыном
  • Многолетний ритуал

Что такое ритуал?

Определённая церемония, порядок действий. Стр. 6.

Почему она долго никому не рассказывает о своей привычке?

Стр. 6. Ей хочется, чтобы голос сына и его друга принадлежали только ей. Она не хочет никому мешать своим горем, ей кажется, что её скорбь будет лишней в новой жизни.

Но не только письма читает женщина, читает она и похоронку. В чём разница в этом чтении?

Стр. 6. Похоронка – это известие о смерти, героиня сравнивает её с могильной плитой, поэтому голос похоронки не звучит.

Смысл жизни Анны Федотовны.

К 20-летию победы по телевидению показывали много фильмов о войне. Казалось бы, это помогало сберечь память о погибших.

Почему же Анна Федотовна их никогда не смотрела?

Стр. 7. Ей казалось, что в них ещё и ещё раз убивают её Игоря.

Что заставило изменить её своё решение? Какой после этого стала её жизнь?

Стр. 7. Героине показалось, что в одном из фильмов она увидела своего сына, и она стала смотреть все фильмы о войне, надеясь на чудо - вновь увидеть его, забывая обо всех делах, о времени.

И только одно оставалось неизменным – чтение писем, в которых продолжали звучать два голоса – сына и его друга: стр. 8.

Нет, Анна Федотовна не была одинока: семья Риммы и Володи, друга Игоря, стала её семьёй. К Валентине, их дочери, относилась она как к своей внучке, а любимицей старушки стала Танечка – дочка Валентины. Именно им доверила героиня рассказа самое дорогое – чтение заветных писем, когда обрушилось на неё страшное горе – слепота.

В чём теперь состоял смысл жизни Анны Федотовны? Почему автор считает, что её можно назвать счастливым человеком?

Стр. 11. Она оставалась один на один со своим сыном, там, в прошлом, где они были вместе, и это было действительно счастьем.

Визит пионеров.

Но бывает, что человек, который подарил счастье, может невольно помочь его разрушить. Именно так произошло с Танечкой, рассказавшей об Игоре и Анне Федотовне пионерам.

С какой целью пришли они к женщине? Что их волнует?

Стр. 13-15. Им нужны фронтовые письма для школьного музея. Их волнуют не чувства Анны Федотовны, а взятые обязательства.

Почему голос одной из девочек автор называет официально-нечеловеческим?

Приведите примеры неестественных, казённых фраз из реплик пионеров.

Стр. 14-15. В словах ребят нет никаких чувств, они не задумываются о том, что переживает женщина.

Что значат эти письма для героини и пионеров?

Для героини рассказа – это тонкая ниточка, которая связывает её с сыном, память о нём, для пионеров – бездушный, немой музейный экспонат, свидетельство о выполненных ими обязательствах.

Почему решились ребята на столь чудовищный поступок – кражу у старой ослепшей женщины самого дорого – писем, живых голосов, эха войны?

Равнодушие, безразличие, неспособность сочувствовать горю другого человека, формализм, желание достичь своей цели любой ценой – вот причины этого поступка.

И был тяжёлый приступ, и смогли врачи вытащить Анну Федотовну из безвременья, спасли ей жизнь, но не им, ни кому-то другому не под силу оказалось спасти её память.

Объясните, как вы понимаете авторскую метафору «… теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа».

С исчезновением писем исчез и смысл жизни, теперь уже ничего не могла чувствовать женщина: она больше не видела и не слышала своего сына.

А самым страшным стало то, что зазвучал другой голос – голос смерти, убивающий Анну Федотовну: стр. 18.

5. Итог урока

Что же, по-вашему, убило героиню рассказа: болезнь, старость, эхо войны или…

Непонимание, жестокость, равнодушие.

Чужого горя не бывает.
Кто это подтвердить боится,
Наверно, или убивает,
Или готовится к убийству.
К.М.Симонов

Какой смысл вкладывает автор в название рассказа? Случайно ли, что произведение завершается названием папки «Вторичные материалы к истории великой Отечественной войны»?

Живую память превратили в мёртвый экспонат, который оказался никому не нужен.

Что же хотел сказать своим читателям Борис Васильев? Должно ли звучать оно в нас, эхо войны? И каким оно должно быть?

Составление синквейна (по одному от каждой группы).

Синквейны учащихся:

Эхо войны.
Жестокое, гулкое.
Напоминает, звучит, убивает.
Остается в сердцах навсегда.
Память.

Эхо войны.
Вечное, не забытое.
Сохраняет, напоминает, звучит.
Не уходит бесследно.
Память.

Эхо войны.
Смертоносное, жестокое.
Убивает, лишает, губит.
Смертоносное событие в жизни людей.
Память.

Эхо войны.
Плачевное, напоминающее, душевное.
Звучит, напоминает, значит.
Всегда должно звучать в сердце.
Память.

Синквейн учителя.

Эхо войны.
Печальное, постоянное.
Звучит, хранит, напоминает.
Нельзя забывать о войне.
Память.

6. Заключительное слово учителя

И сейчас, накануне 70-летия Победы, когда вы будете поздравлять ветеранов, искать материалы об участниках войны, пусть зазвучит в вас эхо войны, но зазвучит как память о тех, кто пришёл к этому дню через 4 страшных года, о тех, благодаря кому мы живы. Зазвучит как напоминание о нашем долге прожить жизнь и за себя, и за того парня…

Клип на песню «За того парня».

Минута молчания.

7. Домашнее задание

Написать отзыв о прочитанном произведении.

Использованные ресурсы

  1. festival.1september.ru/articles/212084/
  2. festival.1september.ru/articles/648133/
  3. www.openclass.ru/node/434434
  4. 900igr.net › Презентации по литературе ›
  5. www.uchmet.ru › Библиотека
  6. qwertyui11.blogspot.com/2012/05/blog-post_1755.html
  7. ru.wikipedia.org/wiki/Васильев,_Борис_Львович
  8. www.biograph.ru/index.php?option=com_content&view.
  9. briefly.ru/vasilev/eksponat/

14.11.2018