Закрепление материала по теме «Обособленные определения и обстоятельства». 9-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (закрепления).

Образовательные цели:

  • уточнить и закрепить понятия об обособлении, группах и признаках обособленных членов предложения;
  • закрепить правила пунктуации при обособленных членах предложения.

Развивающие цели:

  • формировать умение опознавать в тексте обособленные второстепенные члены;
  • совершенствовать языковые и пунктуационные навыки;
  • развивать способности анализировать признаки обособленности второстепенных членов и делать выводы;
  • формировать умение употреблять в речи обособленные члены предложения;
  • развивать мышление.

Воспитательные цели:

  • воспитывать культуру речи, интерес к изучению русского языка и литературы, понимание роли лингвистических знаний в жизни человека; воспитывать коммуникативные способности, умение самостоятельно оценивать и корректировать выполненную работу;
    воспитывать средствами урока патриотизм, гордость за русский народ.

Оборудование: мультимедиааппаратура для презентации, дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями для  групповой и индивидуальной работы).

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ

Двадцать седьмое апреля.
Классная работа

………………….

День Победы
акция «Бессмертный полк»
Красная площадь
Вечный огонь
Парад Победы

Ход урока

1. Организационный момент

- Добрый день, ребята. Я рада видеть вас сегодня на уроке. Давайте поприветствуем друг друга и наших гостей улыбками, надеюсь, что наше  общение на уроке будет полезным и интересным. Садитесь.

  - Для плодотворной работы мы будем работать индивидуально, в парах, в группах, с той целью, чтобы вы сами могли  оценить свою работу на протяжении всего урока, а также вашу работу могли оценить одноклассники.

У каждого из вас на парте имеются оценочные листы, куда вы будете выставлять баллы за ту или иную работу по 5-балльной системе.

Подпишите листы оценки.

Работа с кластером

Работа с орфограммами

Работа в парах по тексту 1-3 абзац

Самостоятельная работа списывание 3-го абзаца

 

 

 

 

Откройте тетради, запишите число и классная работа.

2. Разминка. Работа с текстом

СЛАЙД 2

- Для начала поработаем с текстом. Прочитаем его. (Шутова Ульяна)

(1)Знойный август.

(2)Машина мчится по шоссе Курск–Белгород, по обе стороны которого то слева, то справа по..вляются и и..чезают деревни, ут..пающие в садах.

(3)Пахнет сухими травами, спелой малиной и яблоками.

(4)Близ стари(н,нн)ого городка Обояни медовый яблочный аромат витает в воздухе.

(5)Это благоухание, паря над садами, окутывает весь городок и равнину.

(6)Ту самую равнину, где много лет назад гремела, жгла огнем, сотр..сая землю и небо, танковая битва, невиданная в истории.

(7)Здесь, в районе Курской дуги, 12 июля 1943 года произошло крупнейшее по масштабам танковое сражение.

(8)Около 3000 танков, сотни тысяч солдат уча?ствовали в этой битве.

(9)На русском поле сошлись две силы, две воли.

(10)И победила наша сила, наша воля.

(11)Бескрайняя степная равнина, превратившись в чудовищную свалку догорающей техники, была выжжена до земли.

(12)По словам ветеранов, кровью был залит каждый метр земли.

(13)Многие, участвовавшие в этом сражении солдаты, погибли и были ранены.

(14)Поле покрыли танки, и..корёже(нн,н)ые и разбитые, воздух хранил вой тысячи моторов, скрежет брони, разрывы снарядов, крики и стоны людей…
(15)Давно затянуло рваные раны земли.

(16)На местах жестокого сражения встали обелиски высеченные из камня.

(17)Это дань памяти тем кто  сложил здесь голову защищая Отчизну.

(18)Безусловно необозримый яблоневый сад  лучший памятник погибшим.

(19)В его благоухании свежем и чистом  смрад горящего железа и смерти исчез навсегда.

- Какова тема текста?

- Его идея?

- В каких предложениях заключен основной смысл текста? (18)

3. Формулировка темы урока, целеполагание и мотивация

- Как вы думаете, почему я выбрала текст именно на эту тему? (скоро День Победы, мы должны помнить о тех страшных событиях и чтить память погибших)

- Мы будем сегодня на уроке говорить о памяти, о героях, отдавших жизнь во имя Победы.

- Внимательно посмотрите на текст еще раз. Скажите, какие пунктограммы здесь встречаются?

- Предположите тему сегодняшнего урока. Запишем ее. (СЛАЙД 3)

- Глядя на опорные фразы, формулируйте цели… (закрепить знания об обособленных определениях и обстоятельствах, повторить орфограммы)

- Зачем современному человеку изучать обособленные члены предложения, знать правила обособления? (свободно владеть русским языком, совершенствовать культуру речи, подготовиться к ОГЭ и ЕГЭ)

- А еще мы будем развивать мышление, речь, навыки употребления в речи предложений с обособленными членами.

4. Актуализация знаний (работа в группах с кластером)

СЛАЙД 4

- Поменяйтесь кластерами с соседней группой, доработайте схему, если вы считаете нужным.

- Оцените свою работу по кластеру. (СЛАЙД № 5)

- Кто желает рассказать с помощью кластера об обособлении определений и обстоятельств? (Спросить 2-3 чел.)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА (СЛАЙД 6)

5. Работа с текстом. Практическое применение знаний

Орфографическая работа

- Выпишите из текста слова с пропущенными буквами, где возможно напишите проверочные или же вспомните правило, выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.

По..вляются (явка), и..чезают (исчезнут), ут..пающие (тонет), стари(н,нн)ого, сотр..сая (тряска), уча?ствовали (участие), и..кореже(нн,н)ые.

- Поменяйтесь тетрадями, проверьте друг у друга. Поставьте баллы. (СЛАЙД 9)

- Зачем мы повторяем орфографию?
      
  Работа по теме урока. (в парах) 

- А теперь поработаем в парах. (СЛАЙД 10)

- Найдите в тексте во 2-м абзаце и подчеркните обособленные определения и обстоятельства, подпишите, чем они выражены.

- Проверим (с электронной доской). (СЛАЙД 11)

- Поставьте оценки друг другу за выполнение данного задания (СЛАЙД 12)

6. Самостоятельная работа

СЛАЙД 13

- Спишите последний абзац, расставляя пропущенные запятые, графически объясните постановку запятых.

(15)Давно затянуло рваные раны земли.

(16)На местах жестокого сражения встали обелиски  высеченные из камня.

(17)Это дань памяти тем кто сложил здесь голову  защищая Отчизну.

(18)Безусловно необозримый яблоневый сад лучший памятник погибшим.

(19)В его благоухании свежем и чистом смрад горящего железа и смерти исчез навсегда.

- ……, сделает у доски (текст выведен на эл. доску), объясни графически постановку знаков препинания.

- Разберем 2 списанное вами предложение по членам.

- Проверьте, так ли в вас. Поставьте себе оценку. (СЛАЙД 14)

7. Работа с предложениями с грамматическими ошибками (совместная)

- Прочитайте данные предложения и предположите, какое задание нужно выполнить. (СЛАЙД 15) (Исправить грамматические ошибки)

1) Мы обязаны помнить и чтить героев войны, отдавшие жизнь за мир. (Мы обязаны  помнить и чтить героев войны, отдавших  жизнь за мир).

2) О подвиге наших солдат, защищаемых Родину, создано много произведений. (О подвиге наших солдат, защищавших  Родину, создано много произведений).\

СЛАЙД 16

3) Рисковав жизнью, была одержана победа над фашистской Германией. (Рискуя жизнью, русские солдаты одержали  победу  над фашистской Германией).

4) Благодаря силой духа и отвагой, наша страна оказала достойное сопротивление врагу. (Благодаря силе  духа и отваге, наша страна оказала достойное сопротивление врагу).

- Кто желает выполнить задание на доске?

- Какой вывод мы сделаем? Зачем мы выполняли это задание?

Вывод. Действие, обозначенное деепричастным оборотом, должно указывать на действие подлежащего; определяемое слово не должно находиться в середине причастного оборота.

- Конечно, работая с обособленными членами предложения, нужно помнить о грамотном их употреблении.

8. Творческое задание

СЛАЙД 17

- Глядя на иллюстрации и фотографии на экране, составьте и запишите 2-3 предложения с обособленными определениями и обстоятельствами.

8. Итог урока

СЛАЙД 18

- Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке? (Выделяют и уточняют часть высказывания, делают текст ярким, образным, выразительным. Обогащают нашу речь).

- Итак, оцените свой результат усвоения знаний по теме. Подсчитайте свои баллы, посовещайтесь и сдайте опорные конспекты, оценки будут выставлены в журнал.

9. Инструктаж по д/з.

СЛАЙД 19

1.Написать сочинение-миниатюру на основе изученных произведений о Вов по литературе с использованием обособленных определений и обстоятельств.

2. Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения.

3. Выполнить упражнение 341. (Домашнее задание на выбор учащегося)

12. Рефлексия

СЛАЙД 20

- Выскажите, что вы сегодня получили от урока, использовав данные фразы…

  • На уроке русского языка я
    • узнал(а)…
    • понял(а)…
    • научился(лась)…
  • Лучше всего у меня получалось…
  • Трудности возникли с …

_____________

Приложения