Конспект урока "Знакомство с пятиклассниками." Первый урок математики в 5-м классе

Разделы: Математика


Трудно переоценить страх многих пятиклассников перед новым миром средней школы. Незнакомые учителя, новые предметы, другие кабинеты, все это вызывает у них беспокойство, эмоциональные переживания.

В предлагаемом мною первом уроке математики в 5 классе успешно решается эта проблема, у учащихся снижается тревожность, создается ситуация успеха, а значит формируется познавательный интерес, необходимый на любых школьных занятиях.

При подборе заданий на урок учитывалось умение ребят решать базовые задачи начальной школы и два основных принципа: от простого к сложному и  смена видов деятельности. Для учителя важно  познакомиться с обучающимися 5 класса с целью успешной адаптации их в учебном году, и лучше если это знакомство пройдет не формально.

Занятие  представлено в виде групповой (командной) игры, хотя его легко можно перевести на фронтальные и индивидуальные формы работы.

Первый урок математики в 5-м классе

Цели:

  • Способствовать повышению интереса учащихся к изучению математики, закреплению теоретических знаний о числе, навыков счёта;
  • Создать условия для развития математической речи, внимания, логического мышления и воспитания чувства ответственности и дружеских отношений.

Задачи:

  • Систематизация приобретенных знаний по математике в начальном звене через реализацию их в различных видах учебной деятельности;
  • Формировать положительный настрой, мотивацию на изучение математики;
  • Создание условий для самореализации способностей каждого обучающегося.

Оборудование: доска, раздаточный материал (листы с заданиями), магниты, листы в форме кирпичика с качествами.

1. Организационный момент

Учитель: Рада вас приветствовать в пятом классе. Сегодня у нас необычный урок математики, сегодня мы будем знакомиться, много играть, разгадывать, и конечно, изучать математику. Знаете ли вы что такое "УСПЕХ"? Сегодня вы построите свой "дом успеха" из кирпичиков успеха, заготовленных на доске. (На доске заготовлен каркас дома и карточки, пока повёрнутые белой стороной). Если вы правильно выполните задание, то имеете право взять любой кирпичик и положить его в стенку нашего дома, открыв секрет, который спрятан от вас на обратной стороне. Вы готовы постараться выполнить задания, которые я приготовила для вас?

Класс делится на 4 команды согласно рядам в классе. Каждый ряд это команда и все задания выполняются в команде и представляются по очереди.

2. Постановка темы и учебной задачи урока

Учитель: Знаете ли вы, что такое АНАГРАММА? Это слово зашифрованное перестановкой своих букв. Например: «орку», зашифровано «урок». Тема нашего урока зашифрована так: «ИЛОЧС» . Какая тема нашего урока? Правильно «Число». О чем мы будем сегодня говорить? Что будем делать с числами? Угадайте. "ЛЕДТИЬ","ЛАДСКЫТЬВА", "ЧИВЫТЬТА","НОТЬУМЖА".

3. Выполнение заданий

Ученики выполняют задание, если все правильно, то они могут взять любой кирпичик успеха и положить в дом.

№1. Прочитайте числа. (Выдаются карточки, ребята читают все по очереди)

1 КОМАНДА

3274
5086
6207
72451
625315
200109

2 КОМАНДА

5293
7021
8702
32491
526345
802007

3 КОМАНДА

7432
8095
7603
42759
315625
103009

4 КОМАНДА

9352
9025
2708
91324
345526
200708

№2. Найдите закономерность и продолжите ряд чисел ещё одним числом.

(Дается время решить в команде и представить ответы учителю, а на проверке отвечают по одному ряду от команды)

1, 3, 5, 7, …
2, 4, 6, 8…….
5, 10. 15, 20, ….
11,22,33,44…

1, 3, 5, 7, ……
2, 4, 6, 8…….
5, 10. 15, 20,
11,22,33,44….

1, 3, 5, 7, ……
2, 4, 6, 8…….
5, 10. 15, 20, ….
11,22,33,44…..

1, 3, 5, 7, ……
2, 4, 6, 8…….
5, 10. 15, 20, ….
11,22,33,44…..

№3. Определите критерии и разбейте на группы следующие числа.

(Дается время решить в команде и представить ответы от команды)

17, 4, 153, 8, 19, 241, 45, 2, 507.

№4. Найдите закономерность и вставьте пропущенное число.

(Одна карточка на команду, дается время решить в команде и представить ответ от команды, при этом карточка показывается всему классу)

3

6

12

5

?

20

 

8

?

12

17

19

21

 

 ▀

3

?

5

 

13

16

17

15

18

?

 

№5. Заполните пустые клетки под № задания, ответив на вопросы.

(дается время решить в команде и представить ответы от команды, сначала учителю, а проверка идет фронтально по очереди.)

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Сколько носов у двух псов? (2)

2. Три девочки шли из школы домой, а навстречу им два мальчика. Сколько ребят шло домой?(3)

3. Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый из участников? (4 ч)

4. Сколько ушек у трёх старушек? (6)

5. Сколько хвостов у семи котов? (7)

6. Сколько ушей у пяти малышей? (10)

7. Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)

8. Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

9. Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)

10. На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)

11. Сколько получится десятков, если 2 десятка умножить на 2 десятка? (40 десятков)

12. У родителей 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей в семье? (7)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Сейчас я предлагаю отдохнуть. Вы встанете со своих мест, а я буду показывать рисунки. Если вы увидите рисунок, который имеет форму круга, то поднимите руки над головой, сцепив их в круг, если рисунок имеет форму треугольника, то хлопаете руками над головой три раза, если форму прямоугольника, то раздвигайте руки в стороны. (повторяем 4 раза)

№6. Поговорим о фигурах. (Фигуры из физкультминутки раздаются командам)

Используя линейку, вычислите длину и ширину прямоугольника.

Вычислите площадь прямоугольника, периметр прямоугольника.

№7. На внимательность.

(Всем командам одновременно на 3 сек. показывается карточка. Задание: найти сумму чисел. На карточке нарисованы квадрат, круг и треугольник. В них соответственно числа: 9, 4, 3).

Кроме ответа на вопрос о сумме чисел, на самом деле командам по очереди задаются следующие вопросы:

- Какое число записано в квадрате?

- Каким цветом нарисован круг?

- В какой фигуре записано число 9?

- Какая фигура стоит последней?

№8. Найдите ошибки и исправьте их.

Учитель: Ученики 5 класса тоже иногда могут допускать ошибки. Так в решении следующих заданий есть ошибки. Найдите и исправьте их.

12+4* 3 = 48

55 + 15: 5 =14

25- 7*2 = 36

44 – 20:5 = 6

№9. Решаем вместе

(Каждой команде предлагается решить пример. Команда самостоятельно выбирает тактику своих действий таким образом, чтобы решить быстро и правильно).

(1218 : 3 + 3785 * 68) *(371 + 23 *78 – 2165)

4. Рефлексия

Учитель: Вот мы и раскрыли все секреты успешности. Построили наш дом, в котором вы будете добиваться успеха. Давайте внимательно взглянем, что у нас получилось. Итак, чтобы быть успешным на уроках математики в 5 классе, необходимо…

Приложение 1. Раздаточный материал

Приложение 2. Карточки для доски