Открытый урок по окружающему миру "Лес. Лесное сообщество". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: Освоение новых знаний.

Цели урока:

Образовательные:

  • Создание условий для формирования представлений учащимися о лесе как природном сообществе.
  • Ознакомление с ярусами леса.
  • Закрепление знаний о лесных обитателях: о растительном и животном мире.
  • Раскрытие связи между членами лесного сообщества.

Развивающие:

  • Способствовать развитию самостоятельности, умению преодолевать трудности в проблемных ситуациях.
  • Развивать познавательную активность детей, умение работать в группе, умение наблюдать, обобщать, делать выводы.
  • Развивать умение  организовывать и поддерживать диалог, умение слушать и слышать.

Воспитательные:

  • Прививать интерес к предмету, воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
  • Воспитывать любовь к природе, чуткое отношение к животным и растениям. Содействовать формированию экологической культуры.

Ход урока

1. Организационный момент

Карта природных зон: Презентация слайд 2

Широко раскинулся на территории нашего края зеленый океан лесов. Плещутся в этом океане белоствольные березки, темные ельники, сосновые боры.

2. Определение темы и цели урока

О каком же главном богатстве нашей страны пойдет речь? (Дети высказываются)

Ученик:

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи!
Ты же видишь, мы свои!

Да, ребята, совершенно верно, мы отправимся в лес.

- А кто из вас скажет, что такое лес?

- Ученые-экологи называют лес природным сообществом.

- Какова же тема нашего урока? (Жизнь леса, лес – природное сообщество). Вывешиваю на доску название.

- Ребята, как вы понимаете слово “СООБЩЕСТВО”? Подумайте, что это означает? По словарю Ожегова: “Сообщество – группа растительных или животных организмов, живущих вместе”. Группа растительных или животных организмов, временное или постоянное ведущих совместную жизнь. Слайд 3

- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой? (Ставят цель: Познакомиться с лесом,  как с лесным сообществом.)

- Чтобы достичь цели, нам нужно составит план. Составляют план.

1. Что такое лес?

2. Какие группы организмов составляют природное сообщество леса?

3. Как обитатели леса связаны между собой?

3. Реализация построенного проекта

- И чтобы убедиться, что лес – это сообщество мы начинаем наш урок.

Работа над новым материалом. Моделирование коллажа

- Мы с вами будем составлять коллаж: «Жизнь леса. Лес – природное сообщество». 

Ученица рассказывает отрывок из рассказа Юрия Дмитриева о лесе. Важную роль в жизни леса играет почва. Почему? (Ответы детей) Жизнь леса невозможна без почвы.

«Один художник решил нарисовать лес.

- Что такое лес? – размышлял он. – Конечно, деревья!

Нарисовал берёзы, ели, сосны и осины, дубы и липы. (уч-ся наклеивают деревья и кустарники)

А в углу нарисовал старичка-лесовичка. Повесил картину, а через некоторое время увидел на ней сухие стволы.

– Это не лес! – послышался голос старичка-лесовичка из угла картины. Почему, ребята, это не лес?

– Без цветов, без трав – не лес!

Нарисовал художник траву и цветы, но лес опять засох. (наклеивают травы и цветы)

- А насекомых нарисовал? – опять послышался голос лесовичка. Нарисовал художник насекомых. (наклеивают насекомых)

- Нужны птицы, а ещё – кусты и ягоды, - не унимался старичок-лесовичок.

Было темно, и художник решил зажечь свет, (наклеивают солнце)

- Зачем необходимо солнце зеленым растениям? (для осуществления фотосинтеза)

Но вдруг послышались треск сучьев и чьё-то фырканье. Кто бы это мог быть? (наклеивают животных)

- Вот это лес! – сказал старичок-лесовичок и исчез. А может и не исчез, а притаился за кустом или деревом. Ведь прячутся же в нём тысячи жителей. И все вместе они и есть лес».

- Рассмотрите наш коллаж. Так что же такое лес?

Резюмирование по моделированию коллажа

Д. Лес – целый мир, в котором обитают множество растений и животных, жизнь которых тесно взаимосвязана.

- На какой пункт плана мы ответили? (1)

Итак, мы с вами в лесу.

– Внимательно рассмотрите лес.

 Чем является лес для живых организмов? (Для живых организмов лес является домом.)

- Этот дом, как и наши дома – тоже многоэтажный.

- Может кто-то знает, как по-научному называются эти этажи?  По-научному лесные «этажи» называют ярусами. Что это за этажи – ярусы, мы сейчас узнаем.  Каждый этаж имеет свое название, дайте этим этажам названия, используя следующие описания.

У. – Первый  ярус самый высокий. Многолетние растения с крупным твердым стеблем.  Что это за ярус? (деревья)

- Назовите деревья смешанных широколиственных лесов.

- Какой ярус следует за деревьями и находится ниже? Многолетние растения, у которых от общего корня отходит несколько твердых стеблей. (Кустарники.)

Спускаемся еще на один ярус ниже. Что находится ниже кустарников? Растения с мягкими зелеными стеблями. (Травы.)

– А что же растет на самой земле? (Лишайники и мхи.) 

Итак, сколько же ярусов у вас получилось? (4) см презентация 5 слайд

Познакомьтесь, как писал о лесных этажах М.М.Пришкин. Слайд 6

- Проверьте, правильно ли мы распределили животных по ярусам? (Коллективная проверка)

У.-  Как вы думаете, лесу грибы нужны?

- Найдем ответ на этот вопрос в учебнике на с 164. См.чт.

Д. Грибы помогают деревьям высасывать из почвы воду с растворенными солями. Грибами питаются и лечатся животные. Грибы способствуют разложению растительных остатков.  

Слайд 7

Решите математическую задачу:

Из леса принесли 38 грибов: белых, подосиновиков и подберёзовиков. Подберёзовиков было в 4 раза больше, чем белых, а подберёзовиков и подосиновиков вместе было 34 гриба. Сколько грибов каждого вида принесли из леса?

38-34=4 – белые,

4*4=16 - подберезовики,

16+4=20 – белые и подберезовики,

38-20=18 - Подосиновики.

– О ком еще обязательно нужно сказать, говоря о лесе? Слайд 8

Д. О животных. Перечислите животных смешанных широколиственных лесов.

Мозговой штурм

См. работа в группах «Классификация животных по общему признаку» со взаисопроверкой.  Наклеить передать в др. группу свою работу.

Задача: Продолжительность жизни белки 6 лет, что составляет 3/5 продолжительности жизни зайца. Сколько лет может жить заяц? 6:3*5=10 (лет)

- Какой пункт плана выполнили? (2)

4. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

- Главным в любом сообществе являются пищевые цепи.

Работа в парах.

Моделирование Цепи питания

- Сейчас мы займёмся моделированием.

- А что это такое?

- Вы будете в парах строить модель цепи питания. Вспомните свои наблюдения в природе и составьте цепи питания.  Каждая пара по цепочке проговаривает цепь питания, характерную для лесного сообщества.

Например: ель → жук→дятел→ястреб; сосна (шишка)→белка→ласка→волк.

Разбор цепи питания на доске. Убрали одно звено.

- Что произойдет с пищевой цепочкой, если один из её элементов исчез?

Моделирование ситуации «Хищники-вегетарианцы»

- Представьте, что хищники стали вегетарианцами. (Травоядные животные размножаются быстрее хищников,  и их количество значительно увеличивается, они поедают все зеленые насаждения, которые вырабатывают кислород, значит, количество кислорода снизиться, дышать будет трудно, может произойти катастрофа.)

– Могут ли растения жить без животных, а животные без растений? (Нет. Они живут как бы семьей, помогая друг другу.)

– Приведите примеры такой помощи. (Например, белка, запасая себе корм на зиму, уносит шишки далеко от дерева, на котором они выросли, так распространяются семена.) Слайд 9

- Какой пункт плана мы выполнили? (3)

5. Подведение итогов

У. – Подводя итог, что вы можете сказать о жизни леса?

Учение: Растения являются средой обитания, жилищем для животных. Растения в лесу растут ярусами. Животные делят между собой эти этажи: одни живут на деревьях, другие – в кустах, третьи – на земле или даже под землей. Все живые организмы леса живут сообща. Животные питаются растениями. Отмершие растения и животные участвуют в образовании почв. С помощью животных происходит размножение растений. Одно звено не может существовать без другого. Мы называем лес природное сообщество.

– По чьей вине чаще всего нарушается в лесу экологическое равновесие?

Плакат «Правила поведения в лесу»

– Посмотрите на условные знаки «Правила поведения в природе» и расскажите о защите леса.

Ученик:

Любите родную природу -
Озёра, леса и поля, 
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная Земля.
На ней мы с тобою родились,
Живём мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей.

6. Домашнее задание

- Дома вы выполните задание по выбору:

1) прочитаете текст учебника;

2) выполните задание в тетради стр.76-77

3) творческая работа «Мини-сочинения».

– продолжить сочинение 2–3 предложениями.

1. Если бы я был лесничий, я бы …

2. Я - лесной доктор, потому что …

3. Если бы я был зверек, я бы …

4. Я – береза. Меня называют лесной красавицей за то, что …

7. Рефлексия

Ну что ж, ребята, наш урок подошёл к концу. Давайте вспомним тему урока. Какова была наша цель? (Изучить лес и все взаимосвязи)  Мы её достигли?

- Расскажите, чему вы научились по схеме. Слайд 10

- Выполните в листе самооценке последние отметки. Оцените свою работу. (оценочный лист урока)

- Урок окончен!!! Еще раз всем большое спасибо!

Технологическая карта урока