Конспект урока по ФГОС «Обучение написанию сочинения по картине И.И.Шишкина "Корабельная роща"»

Разделы: Русский язык


Цель урока: научиться писать сочинение-описание.

Задачи:

  • Предметные: обеспечение глубокого понимания, овладение навыком.
  • Метапредметные: научиться ставить цели, планировать работу в соответствии с поставленной целью, самостоятельно оценивать правильность выполнения задач, работать в паре, решая проблемную задачу, уметь строить аргументированный ответ.
  • Личностные: воспитание любви к родине, ее культурным ценностям.

Тип урока: урок развития речи (урок открытия нового знания).

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, репродукция картины в учебнике.

Планируемые результаты УУД

Личностные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Метапредметные

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,
- воспитывать любовь к родной природе,
- создавать внутреннюю мотивацию к учению

- формировать навыки работы в паре, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение

- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно – творческих способностей,
- формировать умение строить речевое высказывание,
- формировать умение составлять план текста описания

- учить постановке  цели работы,
- учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать

-искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью,
- формирование информационной компетенции работы с текстом

"Корабельная роща" - аккордный финал!
В конце жизни художник её написал...
Роща. Сосны. Ручей. Летний полдень. И зной.
Тишина. Пропах воздух травой и сосной...

Иван Есаулков

Этап урока

Форма работы

Содержание

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Постановка
учебной задачи.
Организационный этап. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Фронтальная, индивидуальная

Слово учителя:
- Ребята! Сегодня на уроке мне нужна ваша помощь. Иду я вчера по коридору, вижу: спорят два пятиклассника, девочка и мальчик. Мальчик кричит: «Да не этот текст надо! Другой!», девочка: «Да не подходит тот другой, это же картина!» Дай, думаю, подойду, узнаю, в чем дело. Оказывается, задали описать картину. Ученики решили упростить себе задачу, залезли в интернет, нашли тексты про то, что изображено на картине… А тексты разные! И вот спорят, какой подойдет лучше.  Давайте поможем им разобраться!
А вот то, с какой картиной нам предстоит работать, вы попробуйте угадать из эпиграфа к уроку. (Слайд 1)

Рассказывает суть проблемы, настраивает на работу

Слушают, настраиваются на решение задачи, пытаются определить предмет описания

2. Актуализация знаний учащихся
1. Работа с разными типами текста.

Фронтальная, индивидуальная

Ответы учеников: Будем описывать сосны. Рощу. Летний день.
Учитель: Каждый из вас прав! Мы будем работать с картиной И.И.Шишкина «Корабельная роща». В вашем учебнике есть репродукция этой картины, двайте ее найдем.
А что нужно будет нам сделать, чтобы определить, какой текст можно взять для описания картины, чтобы помочь ребятам? (прочитать тексты и сравнить их между собой и с картиной)
Рассмотрите картину. Совпадает ли ваше видение со стихотворением-эпиграфом? (Да) Можем ли мы сказать, что эпиграф ОПИСЫВАЕТ картину? (Да). А что такое описание? Чем оно отличается от рассуждения или повествования? (задачей — описать, назвать особые черты предмета)

Задает вопросы, знакомит с предметом работы

Отвечают на вопросы, рассматривают картину, сопоставляют визуальный и стихотворный образ рощи.
Вспоминают ранее изученные типы речи

3. Решение учебной задачи. Работа с текстом. Словарная работа
Характеристика образов и композиции картины
Отбор необходимых языковых средств

Фронатльная,

 

 

 
работа в парах

Учитель: А кто знает, что такое «корабельная роща»? На ваших партах — листы с текстами, по поводу которых спорили дети. Давайте их внимательно прочитаем. (слайд 4). Какой предмет описывается в текстах?
1. Как описывают сосну авторы текстов? Какие особые черты дерева характеризуют?
2. Тексты получились одинаковые? Как вы думаете, почему?
Давайте разбираться вместе!
Работая в парах, попробуйте заполнить таблицу, которая находится под текстами. Ваша задача — выписать слова, которые описывают черты дерева, характеризуют его. Через 10 минут посмотрим, что у вас получилось.
Итак, какие слова вы выписали? По ходу обсуждения — акцент на значение слов и художественных средств:
3. Объясните значение слов «красноперый», «статный», «величав»
4. Как вы понимаете выражения:
«шарит меж звезд» - (качается очень высоко, достает верхушкой до неба)
«пылает огнем на заре» - (освещается красным восходящим солнцем)
«дремучая чаща пьяна» - (сильный аромат смолы стоит в чаще)
5. Какое изобразительное средство прячется в словосочетании «сказочный рост»?

Направляет деятельность учащихся,
задает наводящие вопросы.

Проводит словарную работу

Читают тексты, осмысливают их.

Сопоставляют разные языковые средства в текстах разных стилей.

Заполняют таблицу

4. Выход из проблемной ситуации

Фронтальная

Учитель: Давайте вспомним предмет спора учеников-пятклассников. Как вы думаете, текст какого стиля взял мальчик? (научного) А девочка? (художественного) Как вы считаете, кто оказался прав? Какой текст в помощь себе возьмете вы? Почему? (художественный текст более красивый, выразительный, передает настроение автора).
А пригодится ли вам информация, которую вы узнали из 2го текста? (возможно)
Что еще, кроме самих сосен, изображено на картине? (ручей и небольшой забор)
По сравнению с соснами все окружающее какого размера? Как вы думаете, почему сосны вписаны в картину неполностью?
Какое настроение передает картина?

Направляет деятельность учащихся,
задает наводящие вопросы

Отвечают на вопросы учителя, выбирают способ дальнейшего действия

5. Информация о домашнем задании

 

Варианты домашнего задания:
1. Самостоятельно составить план будущего сочинения.
2. Работа с перфокартой (восстановить план сочинения по наводящим вопросам с пропусками)
3. упр 233 устно без списывания

Слайд презентации с дом.заданием №6

Записывают задание в дневник

6. Рефлексия

 

Учитель: А сейчас я попрошу вас продолжить фразы из последнего слайда презентации:
Сегодня я научился…
Теперь я знаю, как
Я не очень хорошо понял, …
Я бы хотел еще раз…

Слайд №7

Формулируют высказывания

 

Что описывается?

Какими словами описывается?

Текст научного стиля

Художественный текст

Высота дерева

Высоченный, 70 метров

Величав сказочный рост, татная, прямая

Стволы и ветки

Почти отсутствуют сучки

Без ветвей от верхушек до пят
Молодеют, краснеют стволы

Окружающая среда
- утро-ночь
- весна-зима

нет

шарит меж звезд
пылает огнем на заре
дремучая чаща пьяна

Качество древесины

характерна особая прочность, твердость и смолистость

нет

Использование в жизни

Называют плавучей сосной идеальна для судостроения

Корабельные сосны (без уточнения)

Ценность материала

Нет изъянов, повышенная ценность,

нет

Отношение автора к дереву

нет

Любуется деревом, вспоминает о нем

Работа со стихотворением "Корабельные сосны" Самуила Яковлевича Маршака и со статьей научного журнала «Корабельная сосна»

„Корабельная сосна“ С.Я.Маршак

Собираясь на север, домой,
Сколько раз наяву и во сне
Вспоминал я о статной, прямой
Красноперой карельской сосне.
Величав ее сказочный рост.
Да она и растет на горе.
По ночам она шарит меж звезд
И пылает огнем на заре.
Вспоминал я, как в зимнем бору,
Без ветвей от верхушек до пят,
Чуть качаясь в снегу на ветру,
Корабельные сосны скрипят.
А когда наступает весна,
Молодеют, краснеют стволы.
И дремучая чаща пьяна
От нагревшейся за день смолы.

Справочник начинающего лесника». Корабельная сосна

Характеристика дерева

Корабельная сосна относится к роду вечнозеленых хвойников. Она обладает узенькой мягкой либо игольчатой хвоей. Хвоинки собраны в небольшие пучки (по 2-5 штук), унизывающие концы укороченных побегов.

Для древесины этого растения с высоченными прямыми стволами характерна особая прочность, твердость и смолистость. Это идеальный древесный материал для судостроения. Именно отсюда возникло название «корабельные сосны» – деревья с определенными свойствами. А лесные массивы, где в основном произрастают сосны, зовут «корабельными рощами» или «мачтовыми лесами».

Суда, построенные из этих деревьев, именовали «плавучей сосной». - Высота деревьев, достигающих в обхвате полуметра, подбирается нередко к 70 метрам. На поверхности их стройных стволов почти совсем отсутствуют сучки. Повышенная ценность древесины этого растения заключается еще и в том, что в ней практически нет изъянов, у нее своеобразный красивый природный рисунок, оригинальная фактура.

Сопоставительная таблица для работы в парах ___ФИ учеников_____________________

Что описывается?

Какими словами описывается?

Текст научного стиля

Текст художественный

Высота дерева

 

 

Стволы и ветки

 

 

Окружающая среда
- утро\ночь
- весна\ зима

 

 

Качество древесины

 

 

Ценность материала

 

 

Отношение автора к дереву

 

 

Домашнее задание.

Вариант 2. Работа с перфокартой (восстановить план сочинения по наводящим высказываниям с пропусками)

1. Передо мной картина русского художника _________________, которая называется ______________________
2. На картине изображена _________________. Корабельной эта роща называется потому, что ________________
3. На переднем плане картины изображен ___________ и невысокий ___________________.
4. На заднем плане картины - высокие ___________________. Они поражают _____________________
5. Стволы ________________________ и устремлены вверх.
6. Небо ______________ и ________________. Солнечный свет ______________________.
7. Эта картина передает ________________________настроение.

Методический комментарий к уроку

  1. Данный урок может быть проведен перед классным сочинением по картине И.И.Шишкина или для написания домашнего сочинения по картине.
  2. В первом случае, ели урок проводится в паре другим уроком русского языка, то составление плана по перфокарте может тать первым этапом второго урока. Сопоставительные таблицы, подписанные учащимися, остаются на партах для использования во время работы над классным сочинением.
  3. Во втором случае, когда сочинение задается на дом, перфокарты с домашним заданием должны быть заранее разрезаны и подготовлены для каждого ученика. Сопоставительные таблицы должны быть выданы каждому ученику для индивидуальной работы. Даже если учитель оставит работу в парах, учащиеся заполняют каждый свой лист с таблицей и забирают его домой.