Повторение ряда формул 7-го класса при разных установках учащихся на обучение

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (764 кБ)


В последнее время в практике преподавания физики участились случаи, когда учителю приходится работать в коллективе учащихся с крайне неоднородным уровнем  подготовки и мотивации. Возникает проблема одновременного согласования интересов как слабоуспевающих учеников,  так и продвинутых обучаемых. Однако данный аспект работы с классом остается еще мало изученным. Недостаточный объем имеющейся информации влечет за собой актуальность появления предлагаемой статьи.

ПУТИ  РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

На наш взгляд, возможное решение проблемы основано на применении специальных педагогических приемов. Один из таких приемов связан с организацией обратной связи в процессе общения со школьниками.

При традиционной схеме работы с классом мотивированные ученики быстро включаются в диалог с преподавателем, смело поднимают руки. Однако некоторые учащиеся не уверены в своих предположениях, боятся совершить ошибку, не идут на контакт с учителем. Преподаватель не получает оперативную информацию о результатах их мыслительной деятельности.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Мы попытались преодолеть недостатки традиционного диалога за счет изменения способа получения ответа. Информацию об этом можно найти в статьях [1] и [2]. В данной работе рассматривается видоизмененный вариант описанного в статьях способа.

Учащимся предлагается задание и четыре варианта ответа на него (Слайд 1). Передача информации о выборе осуществляется с помощью четырех сигналов:

1. Сжатая в кулак правая рука с поднятым вверх большим пальцем.

2. Сжатая в кулак правая рука с опущенным вниз большим пальцем.

3. Сжатая в кулак левая ладонь с поднятым вверх большим пальцем.

4. Сжатая в кулак левая ладонь с опущенным вниз большим пальцем.

Построение сигнала основано на простых правилах. Левая рука используется при выборе ответов, которые расположены в левой части экрана. Опущенный вниз большой палец соответствует картинкам, которые находятся внизу проектируемого кадра.

Правая рука информирует преподавателя, что выбраны формулы в правой области экрана. Поднятый вверх большой палец указывает на выбор решения, которое находится в верхней области проекции слайда.  

ВЫБОР УЧЕНИКА

Школьники заранее ставят в известность преподавателя о своих намерениях в плане изучения предмета. В свою очередь, учитель постоянно озвучивает критерии, которые соответствуют той или иной отметке.

Верхнюю часть проекции слайда 1 на экран занимает условие задачи: «Найти вес бруска, линейный размер и объем которого известны, если задано давление, производимое телом на поверхность опоры».

Условие не содержит чисел, единиц измерения и буквенных обозначений. Однако ученик получает информацию, что некоторые физические величины даны, определены или известны. Требуется найти те две формулы, которые позволяют выйти на искомую физическую величину.

Ученик со слабой мотивацией к обучению работает в облегченном режиме. Читая условие задачи, он пытается найти ответ, где используется наибольшее количество исходных физических величин. Проверяемый переписывает в тетрадь два равенства S = F/p и V = S l . Затем  подает соответствующий сигнал преподавателю.

Отдельным ученикам предоставляется возможность озвучить ответ: «Чтобы найти площадь S нужно силу F разделить на давление p. Чтобы найти объем V нужно площадь S умножить на длину l».  Особое внимание уделяется проговариванию связки физическая величина - буквенное обозначение.

Продвинутому ученику требуется время, чтобы преобразовать исходные равенства к удобному для вычислений виду. Вместо представленных на экране формул в тетради появляется новая последовательность  S= V/l и F= p S. Только после фиксации решения учащийся просто поднимает руку, сигнализируя о готовности отвечать. Он применяет более сложные формулировки, где используются слова произведение и отношение: «Площадь S  равна отношению объема V к длине  l. Сила F равна произведению давления p на площадь S».

ЕДИНИЦЫ ИЗМЕРЕНИЯ

Проверка знаний единиц измерения осуществляется через озвучивание соответствующих записей. Цифры выбираются произвольно в пределах таблицы умножения. Рассмотрим работу над вторым условием: «Найти массу тела, которое сила тяжести перемещает на заданное расстояние, если известны работа, совершаемая силой, и ускорение свободного падения на планете».

При проектировании  слайда 2 слабоуспевающие ученики переписывают формулы

l = A/F и F = m g.

Однако некоторые обучаемые добавляют информацию о единицах

l = A/F=10Дж/5Н = 2м.

Сильные ученики также стараются увеличить объем сообщаемых сведений. По второму заданию они пишут трансформированную последовательность формул с числами и единицами измерений: 

F= A/ l= 24 Дж/4 м = 6 Н,

m = F/ g = 6 Н/2 мс – 2 = 3кг.

При озвучивании ответа используются формулировки: «Сила F равна отношению работы A к длине l. Масса  m равна отношению силы F к ускорению свободного падения g».

ДЕЛЕНИЕ НА ГРУППЫ

Возникает естественное деление класса на группы, в которых учащиеся  фиксируют в тетрадях разный объем информации.

В качестве примера рассмотрим третье задание: «Найти давление на поверхность опоры бруска, длина и ширина которого заданы, если известен вес тела» (Слайд 3).

Наиболее слабые ученики переписывают в тетрадь равенства l= S/ a и F=p S. Они сигнализируют об этом преподавателю. Более сильные школьники составляют вторую группу. Они добавляют цифры и единицы  l=S/a=12 м2/4м=3м. Ученики третьей группы умеют преобразовывать выбранные формулы для нахождения решения и кратко озвучивать их: «Площадь S равна произведению  длины l  на ширину a. Давление p равно отношению силы F к площади S». Их записи в тетради имеют вид: 

S=a·l=4м·5м =20 м2p = F / S = 240 Н/20 м2=12 Па.

Для наглядного представления рассматриваемой физической ситуации предлагаемые ответы сопровождаются рисунками. Обратимся к условию четвертой задачи: «Найти вес бруска, поднимаемого устройством с заданной мощностью на определенное расстояние, если известно время перемещения тела» (Слайд 4).  Наличие длины l  и скорости υ указывает на возможность вычисления времени t, в течение которого происходит процесс.

На слайде 14 показаны письменные ответы слабых учеников по 2-6 заданиям. Более полный объем информации, который сообщают учащиеся второй группы при знакомстве с условиями кадров 7-10, представлен на слайде 15. Решение заданий по кадрам 11,12 и 13 проектируется через слайд 16. Сильные ученики третьей группы осуществляют преобразование исходных формул в соответствии с требованиями каждой задачи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ

В процессе урока ученики по просьбе преподавателя через число пальцев на поднятой руке информируют о своей оценке работы на занятии. Учитель предлагает отдельным учащимся обосновать число показанных баллов.

Наивысший балл получают ученики, которые преобразовали исходные формулы, подставили свои числа и часто комментировали записи в тетрадях. 
Удовлетворительную оценку получают ученики, которые активно и правильно отвечали по большинству выбранных формул.  Четыре балла может иметь учащийся, который смог преобразовать отдельные формулы, показать частичный переход к цифровым данным  и озвучить решение.

При очень неоднородном классе, чтобы избежать малого числа градаций, имеет смысл ставить за урок две оценки. Тогда в группе продвинутых учащихся высшая степень самостоятельности оценивается двумя пятерками. В промежуточной группе у активных учеников появляется дополнительная четверка.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Для повторения материала, пройденного на уроке, ученики выходят на сайт преподавателя http://farphysics.ru/. Им необходимо в разделе 7 КЛАСС открыть вкладку ДВЕ ФОРМУЛЫ. Однако вместо сигнализации пальцами обучаемый нажимает на кнопку, которая находится рядом с выбранной картинкой (Слайд 17). Счетчик времени фиксирует длительность работы над заданием. Нечетное нажатие на клавишу «Далее» позволяет перейти к следующему заданию. Четное использование клавиши дает возможность оценить результат мыслительной деятельности. В случае неверного решения счетчик ошибок увеличивает свои показания на единицу. Отдельный счетчик показывает число оставшихся заданий.

НОВИЗНА

Новизна предлагаемого способа связана с организацией оперативной обратной связи на уроке. При традиционном подходе поднятие руки продвинутым учеником информирует учителя о наличии у школьника активной умственной работы. В то же время слабые  ученики остаются пассивными слушателями.

Постоянный контроль слабомотивированных школьников обеспечивается путем использования специальной системы знаков. Описываемая в статье сигнализация заставляет слабоуспевающих учащихся в любом случае принимать решение. По сравнению с обычным диалогом возрастает контроль мыслительной деятельности этих учеников на уроке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Волков М.Е. Сочетание коллективного и индивидуального контроля мыслительной деятельности учащихся в классе при изучении постоянного тока. Издательский дом “Первое сентября”. 2017 г.
https://urok.1sept.ru/articles/662233/

2. Волков М.Е. Изучение связи вращательного, колебательного и волнового движений в механических процессах. Издательский дом “Первое сентября”. 2018 г.
https://urok.1sept.ru/articles/667243/