Сказка как помощник в осознании мира звуков [с], [с‘], [з], [з‘] [ц]. Соня в лесу

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее.
Его ответ был простым и мудрым. Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны,
сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте
им еще больше сказок. Он понимал ценность чтения и воображения.
(Альберт Эйнштейн)

Радость от встречи со сказкой дарит ребёнку множество прекрасных эмоций, поучая и показывая правила взаимоотношений, рассказывает о взаимовыручке и даёт уроки дружбы. Ребёнок, проживая приключения сказочного героя, невольно находит ответы на свои вопросы и сомнения, учится понимать наш сложный мир. Кроме решения психологических задач, сказки объединяют детей и родителей, особенно, когда сказку придумывает на ходу мама, включая в неё те испытания для героя, которые могут ожидать в будущем её малыша, ненавязчиво обучая его разным ответным действиям.

Меня, как логопеда, сказки привлекают не только возможностью помочь детям почувствовать себя чуточку уверенней перед каким-либо новым для них делом (первое логопедическое занятие, первый приход в детский сад, поликлинику, первая дальняя поездка). Сказочные сюжеты, которые можно черпать из жизни, являют собой подходящий материал для закрепления необходимых групп звуков, а также развития собственно самостоятельной речи.

Второстепенными целями таких сказок могут и будут являться развитие логики и мышления (мы подготовим хитрые и интересные вопросы и задания), обогащение словарного запаса (мы дадим ребёнку возможность освоить новые слова и различные лексические темы), кроме того это отличный способ наладить коммуникативные способности детишек.

Вашему вниманию будет представлена небольшая история, которую можно проиллюстрировать (при желании) и, рассказав ребёнку, предоставить ему свободу в сочинении продолжения историй, а также акцентировать его внимание с помощью вопросов по данным текстам.

Лексический материал подбирался с учётом порядка работы над коррекцией звукопроизношения в классической логопедии: группа свистящих, группа шипящих (в следующих публикациях), группа сонорных звуков (подготовим в будущем). Таким образом, текст направленный на автоматизацию свистящих звуков, будет содержать минимум слов, имеющих шипящие звуки, например, и точно не будет подразумевать их наличие в ответах на вопросы задания.

Результатом такого подхода к выбору сказок будет:

  1.  Развитие всех высших психических функций,
  2. Пополнение словарного запаса,
  3. Автоматизация необходимых звуков в связной речи ребёнка,
  4. Стимулирование появления самостоятельных высказываний,
  5. Обучение составлению рассказа по серии картин с опорой на рисунки, на вопросы, по памяти,
  6. Обучение преодолению страхов.

Соня в лесу. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]

Стояла середина весны. Солнце всё жарче пригревало землю, щедро делясь с ней своим теплом. Соня решила пойти на экскурсию в небольшой лесок, который находился недалеко от её дома.

На опушке леса росли стройные берёзы, были видны первые цветы. Весь лес пах свежестью, пробуждаясь под яркими лучами солнца. Неожиданно Соня увидела красные кусты. Что это может быть? Ой, а рядом – синие, розовые…

Соня расстроилась: она подумала, что лес заболел и решила найти лесного доктора – Сороку.

На полянку выбежал ёжик Звезда. Соня попросила лесного обитателя помочь найти Сороку. Серая Звезда быстро и уверенно заторопился по узкой тропинке, принюхиваясь к следам на земле.

Вот и домик Сороки. Чем же она поможет? Сорока ловко собрала свою сумку и полетела на опушку леса. Птица попросила помочь Соню ей помочь – погладить, пожалеть листья и цветы необычного цвета, ведь им может быть больно.

Соня очень старалась и даже ласково разговаривала с разноцветными растениями. Вдруг она заметила, что её руки тоже стали цветными. Да ведь это краска!
За одним из кустов наполовину зелёным, а на половину розовым девочка и Сорока увидели зайца Стёпу с кисточкой и красками. Ах! Он был совсем маленьким и решил раскрасить листья, чтобы порадовать солнце.

Соня и Сорока не стали ругать зайчика, но просили его помочь привести в порядок лес.

Соня набрала воды в колодце, а Стёпа и Сорока поливали лейками листву, кустарники, цветы, смывая всю краску и возвращая в лес истинную красоту весны.

Соня в лесу. Группа свистящих звуков: [с], [с‘], [з], [з‘], [ц]. Вопросы к тексту

  1. В какое время года происходила история? Что помогло это понять?
  2. Как зовут девочку – героиню сказки?
  3. Куда она пошла и почему?
  4. Что удивило девочку?
  5. Как она отнеслась к изменениям в лесу: испугалась, обрадовалась?
  6. Что решила сделать Соня, чтобы помочь растениям?
  7. Кто помог девочке найти доктора, как его звали?
  8. Как сорока начала лечить растения?
  9. Как Соня помогала доктору?
  10. Кого девочка увидела за кустом, как его звали?
  11. Какого цвета был куст, почему?
  12. Как Стёпа исправлял свой поступок?
  13. Откуда Соня вытаскивала воду, зачем?
  14. Нужно ли раскрашивать лес, чтобы сделать его красивее?
  15. Как бы ты украсил лес?
  16. Как бы ты поступил на месте каждого из героев?