Урок по русскому языку "Именительный и винительный падежи имени существительного". 4-й класс, УМК "Школа России"

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Класс: 4.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Краткое описание: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока:

  • актуализировать знания об именительном и винительном падежах;
  • познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Методы и формы обучения: наблюдение, создание проблемных ситуаций, коллективная, индивидуальная, фронтальная работа, метод контроля и самоконтроля.

Формируемые УУД:

  • Предметные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез, построение логической цепи рассуждений, доказательство.
  • Регулятивные – постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
  • Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
  • Личностные – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование:

  • мультимедийная установка; ноутбук, презентация к уроку;
  • Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы 1 часть/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. – М.: Просвещение, 2015 г.;
  • электронное приложение к учебнику Русский язык 4 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Издательство «Просвещение». 2014г.
  • карточки с заданиями для исследовательской работы, для актуализации знаний, дифференцированной работы.

Место проведения: кабинет начальных классов.

Ход урока

1 этап. Организационный момент (фронтальная форма работы)

Цель: понимать учебную задачу; оценивать качество подготовки к уроку; организовывать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; формировать положительное отношение к уроку.

- Ребята, сейчас у нас с вами урок русского языка. Посмотрите на парту и проверьте готовность к уроку. Пусть хорошее настроение сегодня поможет всем нам совершить интересные открытия. Я желаю вам удачи, потому что с маленькой удачи начинается большой успех.
- Предлагаю вам подумать над таким вопросом: «Какие учебные умения нам с вами пригодятся на уроке?» ( Внимание, старание, трудолюбие, умение работать в паре, группе…)

2 этап. Мотивация к учебной деятельности (групповая)

Цель: вызвать интерес к учебному материалу через различные мыслительные операции; формировать умение выражать собственное мнение.

- Я предлагаю включить свой ум и разгадать  кроссворд. У вас на партах находится лист с кроссвордом. Работать будете в группе. Прочитайте задания и впишите нужные слова. Чья группа справится с заданием быстрее, поднимает руки. (Проверка) Внимательно посмотрите на экран. (по мере называния учитель выводит правильные ответы на экран.

1. Вид какой-либо местности. (Пейзаж)

2. Антоним слову сегодня. (Завтра)

3. Синоним слову бросать. (Кидать)

4. Однокоренное слово к слову адресат. (Адрес)

5. Слово французского происхождения, означающее открытие выставки. (Вернисаж)

Если возникли трудности, сомнения, обратитесь к словарю. Оценка на полях.

 - Что особенного вы заметили в словах - отгадках? (Словарные слова)

-  Какое новое слово у вас получилось? (Падеж)

3 этап. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (индивидуальная, коллективная)

Цель: активное включение обучающихся в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, повторение изученного материала, необходимого для открытия «нового знания», выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

- Запишите данные слова в тетрадь. Подчеркните орфограммы. (Взаимопроверка)

- Какие орфограммы встретились в слове ПАДЕЖ? (Безударная гласная в корне слова, парная согласная по глухости - звонкости на конце слова.)

 - Как проверить согласный на конце слова? (Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: зуб - зу[бы] или сонорный гриб - гри[бн]ик.)

-  Запишите проверочные слова. (Падежи. Падежный)

-  Чем отличаются проверочные слова падежи и падежный? (Форма слова, однокоренное слово)

- Что такое падеж? (Падеж – это форма образования и функция слова, наделение слов определенными синтаксическими ролями в предложении, связующее звено между отдельными частями речи предложения. Другое определение падежа – это склонение слов, частей речи, характеризующееся изменением их окончаний.)

- Что вы знаете о падежах?

- Придумайте и запишите: 1 вариант предложение с однородными членами со словом ПАДЕЖ. 2 вариант - с этим же словом, но сложное предложение.  (Проверяем. Оцените работу)

- Далее вам нужно поработать в парах.

  • 1-ряд. Выполняет фонемный (звуко-буквенный разбор) слова падеж.
  • 2-ряд. Просклонять слово падеж.
  • 3-ряд. Морфологический разбор. (Проверка.). Оцените работу.

4 этап. Формулирование проблемы. Определение темы и целей урока (фронтальная)

Цель: создать проблемную ситуацию, включить в нее обучающихся, сформулировать тему и цель урока.

 -  Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Король с Королевой. И было у них шесть детей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п., В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить.

-  Помогите придворным и определите падеж слов ЛИСИЦА и СЫР в предложениях. (Работа с электронным приложением)

Лисица видит сыр.
Лисицу сыр пленил.

- На какой вопрос отвечает слово лисица (сыр) в первом предложении? Определите его падеж. (кто? И.п, что? В. п.)

- На какой вопрос отвечает слово лисицу (сыр) во втором предложении? Определите его падеж. (что? И.п., кого? В.п.)

- Что вызвало затруднение? (У имен существительных в И.п. и В.п. совпадают вопросы.)

- Сформулируйте тему и задачу урока. (Именительный и винительный падеж имен существительных. Научиться распознавать имена существительные в И. п. и В.п.)

5 этап. Открытие нового знания. (коллективная)

Цель: открытие нового знания, знакомство с новыми теоретическими сведениями.

– Что мы уже знаем по данной теме? (Два ученика заранее подготовили стихи.)

Я – Именительный падеж,
И нет на мне чужих одежд.
Меня легко все узнают
И в подлежащее зовут.
Предлогов с детства не люблю,
С собою рядом не терплю.
Мои вопросы кто? и что? –
Ни с чем не спутает никто.

А я – винительный падеж,
И я во всем виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятерки» я ловлю.
Кого позвать, во что играть,
Готов ребятам подсказать
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них готов прожить.

– Предлагаю вам поработать самостоятельно в группе и найти ответ на главный вопрос нашего урока: как отличить именительный падеж имен существительных от винительного падежа. Обсудите это в группе и составьте алгоритм.

- С чего начнем наше исследование? (Разберем предложения по членам. Предложения см. выше)

- Какой вывод вы сделали? (В первом предложении слово лисица (сыр) – главный член предложения, а во втором – второстепенный)

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? (В именительном падеже)

- В каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? (В винительном падеже)

- Как еще может быть связано существительное с главным словом в предложении? (С помощью предлога)

- Вспомните и назовите еще предлоги винительного падежа. (В, за, под, про, через)

- Имеет ли предлоги существительное в именительном падеже? (Нет)

(На доске появляется запись. Дети записывают в тетрадь.)

Именительный падеж

Винительный падеж

Кто? Что?

Кого? Что?

Без предлога

Без предлога, с предлогом

Главный член предложения

Второстепенный член предложения

- Что получилось? (Алгоритм)

Алгоритм как отличить именительный падеж от винительного.

  1. Найди в предложении имя существительное (оно обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
  2.  Определи, каким членом предложения является имя существительное (главным или второстепенным). Если это подлежащее, то существительное стоит в именительном падеже; если это второстепенный член предложения, то существительное стоит в винительном падеже. Вопрос к существительному в винительном падеже задают от глагола (как бы совершают над ним действие.)
  3. В именительном падеже имена существительные всегда употребляется без предлога, а в винительном - и без предлога, и с предлогами в, на, за, под, про, через.

Физминутка (коллективная)

Цель: сменить вид деятельности обучающихся во время урока.

Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.

Кто? – руки вверх, что? – вперед, другие части речи – присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, карась, окно, зеленый, ученица, прыгать, книга.

6 этап. Первичное закрепление нового материала (фронтальная)

Цель: привлечь внимание детей к новым сведениям, учить находить нужную информацию и пользоваться ею для решения новой задачи.

- Давайте сравним наше исследование с выводом в таблице на стр.105 учебника. (Работа с учебником по теме урока.)
- В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах одинаковые? (У неодушевленных имен существительных 2-го склонения и у имен существительных 3-го склонения.)

- В каком склонении и у каких имен существительных окончания в данных падежах разные? (У имен существительных 1-го склонения и у одушевленных имен существительных.)

 (Фронтальная работа с объяснением)

Упр.186, стр.105 (устный разбор предложений по членам, определение падежа существительных.)

7 этап. Включение нового знания в систему знаний использование сформированных умений и навыков (индивидуальная, групповая)

Цель: учить обучающихся использовать новое содержание совместно с ранее изученными при выполнении упражнений, самоорганизации при решении новой задачи.

- Ребята, предлагаю вам посмотреть задания учебника. Как вы думаете, какие упражнения нам помогут лучше научиться распознавать именительный и винительный падежи.

Упр.186, стр.106 (Работа в паре)

- Сделайте вывод: какие существительные в именительном и винительном падежах имеют разные окончания? (Имена существительные 1-го склонения и одушевленные имена существительные 2-го склонения.)

Выполните одно на выбор.

  • Упр.188, стр.106. (Уровень повышенной сложности)
  • Упр.189, стр.106 – 107 (Программный уровень)

Самостоятельное выполнение. Проверка. Самооценка.

- Расскажите, как отличить именительный падеж от винительного?

- Зачем выполняли эти упражнения?

- Что вам помогало распознавать падежи?

- Итогом нашей работы будет тест, он покажет, как вы научились различать именительный падеж от винительного. Выберите на карточках правильный ответ и подчеркните его.

Тест

I. На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном падеже?

Н. Кто? Что?              О. Кем? Чем?
П. Кого? Что?             Р. Кого? Чего?

II. С какими предлогами употребляются имена существительные в именительном падеже?

А В, на, через;            Я. Без предлогов;
В. К, по;                      Г. У, из, до, около.

III. Каким членом предложения является имя существительное в винительном падеже?

А. Подлежащим.
Б. Сказуемым.
Т. Второстепенным членом.

 IV. В каком падеже стоит выделенное имя существительное в предложении.
Уронило солнце лучик золотой.

А. И.п.                 Б. Р.п.
В. Т.п.                  Ь. В.п.

- Поставьте оценку на полях. Если вы на все вопросы ответили верно, у вас получилось слово: «пять».)

8 этап. Рефлексия (индивидуальная, групповая)

Цель: умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами, анализировать свои суждения, свою деятельность;

- Вспомните, какая цель была поставлена на уроке?

- Как высчитаете, она достигнута? Покажите это на шкале знаний.

- Что нового вы узнали на уроке? (Как различать имена существительные в именительном и винительном падежах?)

- У каких существительных окончания в винительном и именительном падежах одинаковы, а у каких различны?

- Какие трудности у вас появились в процессе работы? Как вы их преодолевали?

- Какое настроение у вас сейчас? Покажите свое настроение от работы на уроке в тетради на полях.

9 этап. Домашнее задание (индивидуальная форма работы)

Цель: учить детей применять полученные знания при выполнении домашнего задания; осуществлять самооценку; понимать значение и смысл обучения.

  1. Упр.190, стр.107.
  2. Предлагаю задание на выбор. Составить с любым из слов 2 предложения так, чтобы в одном предложении существительное стояло в И.п., в другом – в В.п. (Солнце, море, ветер)

10 этап. Подведение итогов

Поставьте оценку себе за урок, сравните, пожалуйста, желаемую с реальной. (Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.)

- Мне очень понравилась ваша работа на уроке. Я благодарю вас за сотрудничество.

22.11.2018