Проектно-исследовательская деятельность в школе

Разделы: Начальная школа


Основная цель данной статьи – создание в нашей учительской среде пространства для открытого обсуждения проблемы введения технологии проектного обучения.

Итак, начнем с основных понятий.

Что такое проект? Проект – это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели – решение конкретной задачи, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

При этой деятельности роли распределяются следующим образом: ученик – активный участник, учитель – консультант и помощник.

В результате этой совместной деятельности обязательно должен «родиться» какой-либо продукт. Это может быть письменная работа, творческая работа или какой-то материальный объект.

В случае проектной деятельности этот конечный продукт должен быть запланирован заранее. В этом состоит основное отличие проектной деятельности от деятельности исследовательской.

Учебно-исследовательская деятельность направлена на удовлетворение познавательной активности учащихся. То есть сначала возникает (или ставится) проблема, а потом формулируются пути ее решения.

Пример: Исследование круговорота воды в природе – это проект, а работа, направленная на получение ответа на вопрос «Почему идет дождь», - это исследовательская работа. Разумеется, при прохождении всех этапов данных видов деятельности.

  1. Организационно-подготовительный (выбор темы, составление плана работы, определение состава участников)
  2. Поисковый (исследование, получение результатов и их оформление)
  3. Итоговый (подготовка к защите, презентация проекта и оценка собственной работы)

Что мы имеем в качестве плюсов при активном использовании проектного обучения?

  • повышается компетентность ученика в исследуемой области;
  • получение продукта значимого для учащегося, а возможно и социально значимого;
  • совершенствование навыка общения ребенка с окружающими, навыка самостоятельной и коллективной работы;
  • сочетание различных видов познавательной деятельности (диспуты, эксперименты, научные игры и т.п.);
  • совершенствование универсальных учебных навыков.

Если говорить о классификациях проектов, то здесь существует довольно много оснований (по видам деятельности, по количеству участников, по времени выполнения проекта).

Остановлюсь на одной из классификаций – по содержании. По этому основанию проекты делятся на монопредметные, межпредметные и метапредметные. В настоящее время все большую популярность и практическую значимость приобретают проекты метапредметные.

В реализации таких проектов помогает набирающая популярность технология STEM.

Современный мир ставит перед образованием непростые задачи: учиться должно быть интересно, знание должно быть применимо на практике, обучение должно проходить в занимательной форме, и все это, непременно, должно принести хорошие плоды в будущем ребенка - высокооплачиваемую работу, самореализацию, высокие показатели интеллекта.

Как раз STEM-образования призвано решить обозначенную проблему.

Аббревиатура STEM расшифровывается как «Science, Technology, Engineering and Mathematics» - наука, технология, инженерия и математика. В расширенном варианте добавляются еще буквы R и A, роботехника и искусство.

Это взаимосвязь и тесное взаимодействие тех областей знаний, которые позволяют ребенку понять непростой и крайне интересный окружающий мир во всем его многообразии. Наука неотъемлемо присутствует в мире вокруг нас. Технология всё больше и больше проникает во все аспекты нашей жизни. Инженерия используется в проектировании конструкции дорог и мостов, в вопросах глобальных климатических изменений и улучшении окружающей среды, и во многом другом. Математика же касается каждой профессии, каждого занятия, совершаемого нами в повседневной жизни.

Благодаря STEM-подходу дети могут вникать в логику происходящих явлений, понимать их взаимосвязь, изучать мир системно и тем самым вырабатывать в себе любознательность, инженерный стиль мышления, умение выходить из критических ситуаций, вырабатывают навык командной работы и осваивают основы менеджмента и самопрезентации, которые, в свою очередь, обеспечивают координально новый уровень развития ребенка.

Подытоживая вышесказанное:

1. Проектное обучение в нашей школе должно активно реализовываться уже в этом году каждым учителем.

2. В феврале в школе запланирована научно-практическая конференция, работа которой будет организована по секциям. Положение о проведении будет доступно в электронной учительской. Особое внимание прошу уделить ученикам 8-х классов, поскольку именно им уже в следующем году, возможно, предстоит защита проектов в качестве допуска к основному экзамену.

Проектная деятельность школьников как новая образовательная технология для развития творческого потенциала и формирования ключевых компетенций обучающихся.

Работа школы в 2017-2018 учебном году была направлена на создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, на развитие и внедрение проектно-исследовательской деятельности. Для эффективного внедрения проектной деятельности в школе была создана творческая группа по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на 2017-2018 учебный год. В ее состав вошли: Великова Л.Г. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе - руководитель группы.

Члены группы:

1. Жигарева О.Н.- учитель математики
2. Жеглов А.Ю. - учитель истории
3. Эшбаева Г.Б. - учитель географии
4. Миненкова Н.В. – директор школы
5. Соловьева О.А. - заместитель директора по учебно-воспитательной работе.

В течение года к группе подключились и другие педагоги школы. В настоящее время в ней работают: Емельянова М.А., Гуркина Е.В., Казакова М.С., Денисова Е.С., Растяпина О.А., Котельникова В.П., Красникова А.Ф., Ведрицкая М.Г., Лаврушина О.Н., Полюхова А.Г., Анисимова М.И., Григоренко Н.А., Шмелева Н.В., Уварова Л.В., Бекман Н.Г., Ичетовкина Р.Г.

Тема, над которой педагоги работают в этом учебном году: «Организация проектной деятельности школьников как новая образовательная технология для развития творческого потенциала и формирования ключевых компетенций обучающихся».

Цель работы: способствовать реализации деятельностного подхода в работе по проектной технологии, способствовать развитию самостоятельной познавательной деятельности учащихся в процессе работы над проектом.

Группой было разработано «Положение о проектной деятельности педагогов и школьников», «Положение о школьной научно-практической конференции МАОО СОШ № 4 г. о. Звенигород». Положения выложены на школьном портале. Был разработан план работы школы по организации исследовательской и проектной деятельности учащихся на 207-2018 учебный год. Для работы над проектом были разработаны:

  • алгоритм работы над проектом;
  • требования к оформлению проектной работы;
  • требования к публичной защите проектной работы.
  • экспертный лист оценки проекта.

В учительской оформлен информационный стенд, посвященного проектной деятельности.

За этот год работы группы педагоги освоили технологию проектной деятельности, научились применять элементы проектной деятельности на уроках, разрабатывать собственные проекты в урочной и внеурочной деятельности. Педагогам оказываются тематические консультации по различным вопросам введения метода проекта в практику.

Вопросы проектной деятельности включались в тематику педсоветов «Современные педагогические технологии как инструмент обеспечения нового качества учебного процесса и образовательного результата, соответствующих требованиям ФГОС" 19.01.2017 (Семикова А.Ю. "Использование технологий проектного обучения на уроках литературы", «Формирование учебной мотивации обучающихся как одно из ведущих условий повышения качества обучения и показатель результативности образовательного процесса» 23.12.2017год (выступили Жигарева О.Н., Анисимова М.И, Жеглов А.Ю. «Формирование учебной мотивации».

13.10.2017 года было проведено заседание методического совета, в повестку дня которого был включен вопрос «Проектно-исследовательская деятельность учащихся». По данному вопросу выступили: Жигарева О.Н., Соловьева О.А., Гусинская И.Ю, Ларин О.В., Великова Л.Г.

Проведение этих мероприятий способствовали расширению методических приёмов, используемых педагогами в организации активной учебной деятельности и как средство повышения качества образования.

В помощь педагогам и учащимся в 2018 году создано методическое пособие «Путеводитель по работе над проектом», автор Великова Л.Г. Организовано распространение продуктов проектной деятельности через сайт школы, блоги педагогов в Интернете. Свой проект через «You Tube» ведет Вострикова О.В. «Школа познания мира».

В рамках школьного, муниципального, регионального конкурса «Учитель года 2017» учителя Ичетовкина Р.Г., Котельникова В.П. активно используют проектно- исследовательскую деятельность на уроках и внеклассных мероприятиях.

Коллектив учителей Нелюбова М.В., Штанова Л.А, Лаврушина О.Н., Анисимова М.И., Егорова Е.М. работали над проектом «Славянская азбука глазами детей 21 века». Результатом работы явилась книга «Славянская азбука глазами детей 21 века» 2017 г.

Учителя нашей школы неоднократно входили в состав различных конкурсных комиссий. Так Жеглов А.Ю – конкурс муниципального этапа V Московской областной олимпиады Всероссийского интеллектуального движения «Умники и умницы» (май 2017 год).

Принимали участие в конференциях и семинарах: «Всероссийская конференция по работе с одаренными детьми и талантливой молодежью» Великова Л.Г.) 23.10.2017.

Вострикова О.В. участия в мастер-класс «Формирование метапредметных компетенций в процессе реализации требований ФГОС ООО: русский язык в условиях метапредметности»;

В течение года принимали участие в национальной образовательной программе «Интеллектуально-творческий потенциал России в рамках которой обучающиеся выступили на VIII Всероссийской конференции обучающихся «Юность. Наука. Космос» (г.Москва, г.Калуга);

Ученики школы были награждены дипломами: Колбацениди Апостол 4а – лауреат Iстепени (секция «Юниор. Человек. Земля, Вселенная. Космическая психология». Тема «Космичекие ужастики». Руководитель Григоренко Н.А.;

Князев Даниил 8б, (диплом I cтепени), (рук. Котельникова В.П.), Кулаков Вадим 10, (диплом II степени) (руководитель Миненкова Н.В.) Карасева Мария 7а – диплом I cтепени (руководитель Жеглов А.Ю.);

В городской конференции школьных научно-исследовательских и творческих работ по краеведению Клеменчукова Дарья была отмечена дипломом участника (руководитель: Растяпина О.А.);

Карасев Алексей 4б защищал работы «Звенигород в моей жизни» (руководитель Ичетовкина Р.Г.) - работа «Милый сердцу город»;

Обучающиеся 3 «А» класса принимали участие в международном проекте «Видеоруки» - 2017. Дипломы I спепени получили: Забдский А., Дрожинская В., Казакова А., Карпеева У., Крашенников И, Оболенский И., Осипов М, Шмелева М, Шупик А., диплом II степени – Вихарев Д. (руководитель Какалина О.И.)
Наши обучающиеся принимали участие в проекте «Год экологии 2017». Так, Канавин Никита (5а) занял II место в Международном конкурсе «Законы экологии», Таргоний Никита, Джорухян Давид были участниками данного конкурса;

Николаева Мария, Князев Диниил участвовали в городской конференции школьных научно-исследовательских и творческих работ по краеведению.
Запоминающимся было участие 4-5 классов в конкурсе «Неделя игры и игрушек» г. Москва Дворец пионеров на Воробьевых горах. Свои проекты представляли Джорухян Давид 5а, Соколов Александр 5а (руководитель Эшбаева Г.Б.);

В октябре наши обучающиеся принимали в детском фестивале науки г.Москва, Дворец пионеров на Воробьевых горах в проекте «Вопросы о природе» в составе Князев Даниил, Николаева Мария «Занимательная математика руками школьников (руководитель Жигаарева О.Н.), Колбацениди А. 4а «Интересные опыты с электричеством» (Григоренко Н.А.), Таргоний Никита 5а – «Опыты с солью», Джорухян Дивид 5а «Извержение вулкана», Канавин Никита 5а «Опыты с водой (руководитель Эшбаева Г.Б.), Гусинская Мария, Согаева Н., Асриян А. 1в (руководитель Гусинская И.Ю.);

Кроме того, обучающиеся школы принимали участие в интеллектуальной игре «Что? Где? Когда?» на кубок губернатора Московской области;

Учителя Бекман Н.Г., Григоренко Н.А., Уварова Л.В, Емельянова М.А. участвовали в феврале 2018 года в конкурсе рефератов и практических работ Городской конференции «Астрокосмос» с работами: Колбацениди А. 4а «Квазары» (Григоренко Н.В.) – III место, Ларин Максим 4а «Самая большая звезда R136а1» (Григоренко Н.В.), Кандратьева Мария «Солнечное затмение» (Емельянова М.А.), Клеменчуков Семен 3б «Луна-спутник Земли» (Бекман Н.Г.), Крашенников Игорь «Юпитер» (Уварова Л.В) – II место;

На конференцию «Астрокосмос» были предоставлены и рисунки учеников Лизункова Максима 3а, Маркиной Дарьи 3б Мазалова Сергея 3а- III место.
На научно-практической конференции по обществознанию выступали Кудинов Максим, Крушельницкий Богдан 2016-2017 г. «Образы единого человечества и противоречия современного общества»;

Наши ребята принимают активное участие в проектах «Инфоурока» математика; «Русский с Пушкиным», Всероссийских конкурсов Русский медвежонок – языкознание для всех», «Гелиантус», Кенгуру», Учи-ру, Олимпиада-ру и другие;

На городском конкурсе детского творчества «Зимние посиделки» проявили себя: Пяк Кристина – победитель (Денисова Е.С.), Поспелов Артур - победитель (Ларин О.В.), Чаплыгина Дарья, Енкова Софья, Стрельцов Роман - призеры;

Итогом реализации творческих проектов можно назвать подготовку призера «Всероссийского конкурса сочинений Ларин Максим 4а II место и победителя детского поэтического конкурса в 2017-2018 гг. Круглякова Дарья 4а (Григоренко Н.А.).

По сравнению с прошлым годом значительно увеличилось количество уроков с использованием проектно- исследовательских методов преподавания. В ходе посещенных занятий видно, что обучающиеся овладевают технологией проектной деятельности, выполняют индивидуальные и групповые работы, которые представляют на уроках. Наиболее часто учащиеся представляют информационные проекты, где готовым продуктом являются буклеты, презентации, газеты, справочники. Большая часть созданных проектов носит практико-ориентированный характер и могут быть использованы в учебной и воспитательной деятельности.Проектная деятельность дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Итогом реализации творческих проектов стала научно практическая школьная конференция. На конференцию было подано 39 заявок.

Типология представленных на конференции проектов:

  • информационные;
  • практико-ориентированные;
  • исследовательские;
  • творческие.

По предметному принципу проекты распределялись следующим образом: математика – 5, химия - 4, английский язык - 3, биология – 1, музыка - 1, технология - 1, остальные проекты – начальной школы.

Подводя итоги проектной и исследовательской работы в школе, можно сделать ряд выводов:

1. Использование методов проектно- исследовательской деятельности при обучении школьников приобретает в нашей школе системный характер.

2. Выросла заинтересованность педагогов в овладении технологиями проектной и исследовательской деятельности.

3. Исследовательские и проектные работы учеников выполняются более качественно.

4. Происходит увеличение проведения уроков-проектов.

5. Ведется разработка долгосрочных практико-ориентированных проектов по краеведению, волонтерскому движению.

6. Однако, системность работы в данном направлении показывает, что были охвачены не все участники образовательного и воспитательного процесса и не во всех направлениях.

Поэтому проектная деятельность в новом формате требует дальнейшего осмысления и доработки, чему будет уделяться внимание при работе в следующем учебном году.

Для публичного представления, популяризации проектной деятельности, повышения общего уровня культуры учащихся, выявления наиболее успешного опыта проектной деятельности среди педагогов предлагаю в следующем году провести школьный конкурс «Парад проектов».

С помощью мультимедийных информационных технологий проектные работы оформить в электронном виде.

Презентация 1

Презентация 2