Совместная коррекционно-развивающая работа психолога и логопеда

Разделы: Логопедия


Одной из главных причин трудностей обучения у учащихся с речевыми нарушениями является несформированность высших психических функций.

Одной из форм коррекционно-развивающего обучения могут быть интегрированные занятия, проводимые логопедом и психологом. Их особенностью является направленность на формирование универсальных учебных действий у логопатов (регулятивных, познавательных, коммуникативных), создание специальных условий, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с недостатками в развитии устной и письменной речи.

Следовательно, коррекционно-развивающая программа сопровождения учащихся с нарушениями речи должна быть направлена не только на коррекцию речи, но и на формирование и развитие у учащихся неречевых процессов. Результаты исследований подтверждают эффективность такого комплексного подхода.При отсутствии коррекции, направленной на формирование психических функций, развитие обучающихся идет медленно, утрачивается интерес к знаниям.

Психолого-логопедическое сопровождение помогает сформировать у учащихся приемы учебной деятельности и самоконтроля, развивать слухоречевое и зрительное восприятие и внимание, память, мышление мыслительные операции анализа, синтеза и сравнения, познавательный интерес, устранить речевую патологию. Таким образом, для ребёнка становится возможным и его дальнейшее успешное обучение в школе.

Психолого-логопедическое сопровождение начинается с обсуждения данных психологического и речевого обследования установления причин речевых нарушений, организации эффективной коррекционной деятельности. Логопед совместно с психологом, составляет взаимодополняющие развивающие программы, разрабатывает рекомендации и проводят консультации для педагогов и родителей, по вопросам психического развития детей с нарушениями речи.

При подборе заданий для диагностики уровня сформированности психических процессов, участвующих в операциях письма необходимо учесть основные проблемные зоны дошкольников с нарушениями речи:

  • несформированность приемов учебной деятельности (планирование, самоконтроль, умения действовать по правилу, адекватность оценивания результатов своей работы);
  • уровень развития произвольности, особенности восприятия стандартных инструкций (устных и письменных; простых, многоступенчатых);
  • особенности развития эмоционально-волевой сферы (позднее созревание произвольности, эмоциональная незрелость, склонность к аффективному поведению;
  • низкий уровень объема и распределения внимания;
  • несовершенство зрительных дифференцировок;
  • отставание в развитии графомоторных навыков;
  • особенности латерализации,

Одна из главных составляющих совместной работы является подбор заданий и упражнений, в зависимости от поставленных коррекционных целей и задач.

Так для групп учащихся с нерезко выраженным общим недоразвитием речи логопед подбирает упражнения и игры, требующие вербализации. В первую очередь это игры, которые развивают словесно-логическое мышление.

Цели работы по развитию словесно-логического мышления у детей с НВОНР.

Формировать у детей умения:

  • выделять существенные признаки понятий;
  • устанавливать различные отношения;
  • вырабатывать целенаправленность суждений;
  • формировать умение оперировать смыслом, понимать переносный смысл.

Примеры упражнений по развитию словесно-логического мышления у детей с НВОНР [1, 2].

«Аналогии»

Цель. Формирование умения устанавливать связи между понятиями.

Инструкция. Даны два слова. Они находятся в определенной связи. (Надо подумать, почему они связаны.) Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения. Необходимо найти четвертое слово.

Нога-
костыль

глаза
(зрение, очки, слезы, веки, ресницы)

«Найди лишнее словосочетание»

Цель. Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов.

Инструкция. Найди словосочетание, которое по смыслу не подходит к остальным.

Красный тюльпан, белая лилия, белая фасоль, белая ромашка, синяя фиалка.

«Объясни пословицу»

Цель. Формирование способности оперирования смыслом.

Инструкция. Послушай (прочитай) пословицу и подбери к ней подходящую фразу, отражающую смысл пословицы.

Поспешишь — людей насмешишь

а) Клоун смешит людей
б) Чтобы сделать работу лучше, надо о ней хорошо подумать
в) Торопливость может привести к нелепым результатам

«Многие логопедические упражнения являются полимодальными (развитие произвольного внимания и контроля, когнитивных функций, и, прежде всего, восприятия, внимания и памяти, улучшение мелкой моторики рук, формирование навыка правильного и осознанного чтения и др.), что положительно влияет на преодоление разных механизмов недоразвития устной и письменной речи.

В течение всего периода обучения дошкольников проводятся совместные диагностические мероприятия, позволяющие выявлять динамику роста учащихся-логопатов и эффективность комплексной коррекционной работы.

Библиографический список

  1. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. Психодиагностические таблицы. Психодиагностические методики. Коррекционные упражнения. – М.: Ось-89, 1997. - 224 с. (Практическая психология).
  2. Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения. – М.: «Экзамен», 2009. - 125 с.
  3. Кузьмина Е.В. Бланковые методики в работе логопеда. Методическое пособие. – М.: Творческий центр «Сфера», 2009. – 64 с.