Урок-обобщение по теме «Кислород. Оксиды. Горение». 8-й класс

Разделы: Химия


Цель урока: обобщить полученные по теме знания, расширить кругозор учащихся, поддерживать интерес к предмету, развивать умения самостоятельно работать с дополнительной литературой.

Образовательные и развивающие задачи:

  • расширить и углубить знания об элементе и простом веществе кислороде, его соединениях и их значении;
  • ознакомить с достижениями науки;
  • развивать познавательную активность, творческие способности;
  • развивать умение логически мыслить, находить связь с предыдущими темами и другими науками;
  • развивать самостоятельность мышления;
  • развивать речь, память.

Воспитательные задачи:

  • развивать аккуратность,
  • развитие научного мировоззрения, эстетического восприятия жизни; воспитывать человека, который будет бережно относиться к окружающей среде,
  • развивать умения находить связь химии с жизнью.

Основные принципы:

  • научность; доступность;
  • учёт психофизических особенностей школьников;
  • оптимальность материала;
  • связь с жизнью;
  • наличие теоретических и занимательных элементов.

Формы работы:

  • групповая;
  • индивидуальная;
  • фронтальная.

Методы:

  • словесные: беседа, монолог, диалог;
  • наглядные: рисунок на доске, плакат;
  • проблемно-поисковые: работа с дополнительной литературой, книгой, привлечение знаний из других наук.

Логика построения урока:

Мотивация → актуализация опорных знаний → восприятие, осмысление → проверка усвоения →закрепление→ анализ.

Чтобы ответить на вопрос: «Какова тема нашего урока?» - вам необходимо расшифровать запись на доске.

К I S Li Os Rb Os Dy – Os S Na Os H Al Fe I Au Na I. Os K S I Dy. He Os Rb Eu Ne I Eu.

Учитель. Какова же тема нашего урока-обобщения?

Ученик. Кислород - основа жизни. Оксид. Горение.

Учитель. В каких процессах на Земле участвует кислород, какова его роль в жизни животных, растений и человека? Прежде, чем ответить на эти вопросы, давайте прочитаем стихотворение, записанное на доске, вставим пропущенные буквы и слова.

Д…стоин тот га… удивленья -
Его пр…меняют сейчас
Для ре…ки мета…ов, в стал..варенье
И в доме…ых мощных п…чах.
Берёт его лётчик в высотные дали,
П…дводник с собою берёт.
Вы, верно, уже уг…дали,
Что этот га…-….

Есть ли в этом описании применения кислорода, какие либо неточности?

Ученик. Да, есть неточности. Дышать чистым кислородом нельзя, поэтому лётчик и подводник возьмут с собой не кислород, а смесь газов.

К доске вызываются слабые учащиеся.

Учитель. 1. На каком свойстве кислорода основано его применение?

Ученик. На свойстве кислорода поддерживать горение и дыхание.

Учитель. 2. В каких процессах на Земле участвует кислород?

Ученик. В процессах разрушения: горение, окисление, гниение, коррозия;

В процессах созидания: дыхание.

Учитель. 3. Дайте характеристику кислорода по положению в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева.

Ученик.

А) знак элемента О («о»);

Б) порядковый номер Z=8;

В) относительная атомная масса Ar=16;

Г) в природе образует два простых вещества: О2 - дикислород, О3 - трикислород (озон). Такое явление, когда один элемент образует несколько простых соединений, называется аллотропией.

Д) элемент кислород входит в состав многих сложных веществ: оксидов, кислот, оснований.

Учащимся раздаются карточки (химические свойства кислорода, кроссворды по свойствам кислорода, по химическим понятиям, с задачами).

Приложение к уроку.

Следующий этап урока игра «Знайки».

Учитель. От каждого ряда приглашаю сюда по одному Знайке. Каждый ряд болеет за своего капитана и может ответить за него. Если он не даст полного ответа на вопрос. Когда фишка попадает на Букву «О», то наши учёные зачитывают открытие, которое им Удалось найти к этой теме в периодической печати.

На доске записано предложение:

Капитаны отвечают по очереди на вопросы, 1 «шаг»-одна буква, количество «шагов» называет учитель после каждого ответа. Право ходить первым разыгрывается.

Учитель. Кто больше назовёт веществ, которые загрязняют атмосферу, тот будет вступать в игру первым. (Ответы капитаны пишут на листочках).

Вопросы к игре «Знайки».

  1. Какие газы входят в состав воздуха? Укажите их содержание в процентах.
  2. Какой учёный изучил состав воздуха?
  3. Опишите опыт получения кислорода в лаборатории.
  4. Какие инертные газы входят в состав воздуха и как их применяют?
  5. Почему содержание кислорода в воздухе (в норме) практически постоянно, хотя все живые существа его поглощают?
  6. Почему содержание углекислого газа в воздухе стало постоянно возрастать?
  7. Чем отличается состав воздуха над лесом и над большим городом?
  8. Вещества какого класса образуются при горении простых веществ?
  9. Какие факторы влияют на процесс горения?
  10. Каковы способы тушения загоревшейся на человеке одежды?
  11. Что используют для тушения бензина?
  12. Как можно потушить нефть на поверхности воды?
  13. Какие виды топлива вы знаете?
  14. Какое топливо более экологически чистое, почему вы так считаете?
  15. Предложите свой способ очистки воздуха от вредных газов.

Учитель подводит итог. В качестве закрепления материала проводится самостоятельная работа.

Учитель. А теперь вы станете работниками секретной лаборатории.

На Землю из космоса сброшен контейнер с запаянными в капсулы неизвестными веществами. На капсулах имеются следующие записи: 82; 6.82 ; 128; 72.

Что по-вашему могут означать эти записи?

Какие вещества могут содержаться в этих капсулах?

Где эти вещества могут находиться у нас на планете? (Ответ: кислород; углекислый газ; вода; азот)

Дайте характеристику веществам по плану (план есть на каждой парте):

  • Химическая формула, название.
  • Относительная молекулярная масса.
  • Относительная молярная масса.
  • Валентность элементов в сложном веществе.
  • Физические свойства вещества.
  • Массовые доли элементов в сложном веществе.

Подведение итогов, выставление оценок, оформление опорного конспекта по теме (приложение).

Домашнее задание: в течение следующей недели подготовить материал о воде, её составе, свойствах, видах, экологии воды.

22.11.2018