Урок ОБЖ по теме "Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Структура и задачи. 10-й класс

Разделы: ОБЖ


Цели урока. Познакомить учащихся с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС.

Изучение нового материала

Учебные вопросы.

1. Цели и задачи РСЧС.

2. Структура РСЧС.

3. Режимы функционирования РСЧС.

4. Силы и средства ликвидации ЧС.

Основное содержание урока

Вводное слово учителя

Сегодня на уроке мы продолжаем изучение раздела «Защита населения РФ от ЧС природного и техногенного характера». Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой видеосюжет…(фильм 1)

Новый век только начался, а крупные техногенные катастрофы уже неоднократно потрясают мир. Гибнут тысячи людей, нанесён колоссальный ущерб экономике разных стран. И кроме того, техногенные аварии и катастрофы крайне негативно влияют на окружающую среду, резко повышая уровень загрязнения и уничтожая целый ряд различных форм жизни.

На современном этапе подобные явления стали более частыми, масштабными и опасными. Их последствия стали рассматривать как чрезвычайные ситуации. Как правило, ЧС происходят внезапно, совершенно опустошают территорию, уничтожают жилище, имущество, коммуникации, источники питания. Действительно ли мы так беззащитны? Что же развитая техника не может эти ЧС предотвратить, а если не предотвратить, то хотя бы их предсказать и предупредить о них? Ведь это позволило бы значительно ограничить число жертв и размеры ущерба. Ребята, знаете ли вы какие-нибудь организации, структуры общественные, государственные которые помогают решить эти жизненно важные проблемы? (Ответы детей).

Защита населения и национального достояния от последствий чрезвычайных ситуаций являлась и является важной государственной функцией.
Ребята, как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на урок? (Ответы детей).

Проблемы защиты жизни и здоровья человека от всех грозных чрезвычайных ситуаций превратилось ныне в одну из актуальнейших задач, стоящих перед человечеством. Для ее решения создана и развивается Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. За время своего функционирования она доказала не­обходимость своего существования, так как проделана большая работа по предупреждению и ликвидации ЧС.

В самом названии — Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях — есть слово «предупреждение».

— Как вы считаете, что важнее — предупредить аварию или катастрофу или оперативно ликвидировать ее последствия? (Ответы детей).

Несомненно, предупреждение — это важнейшая задача.

Как организована РСЧС, каковы ее задачи, какими силами и средствами она располагает — вот те вопросы, которые мы с вами сегодня разберем. (слайд 1)

Презентация

Чтобы правильно понять настоящее, осознать происходящее, нужно непременно заглянуть в прошлое, сказал кто-то из мудрецов. Такое прошлое есть и у Российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), и об этом нам сейчас расскажет… (опережающее задание – «История создания РСЧС»)

Правительство РФ своим постановлением от 27 декабря 1990 г. образует Российский корпус спасателей. (слайд 2). Его целями объявляются прогнозирование, предотвращение и ликвидация последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий и других чрезвычайных ситуаций, координация деятельности министерств, ведомств и других органов управления в экстремальных условиях. Это стало первым и главным шагом при построении в стране современной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В апреле 1992 г. Правительством РФ было принято и утверждено Положение о Российской системе предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях. Через два с половиной года эта система, основательно проверенная практикой, была преобразована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС. (слайд 3)

Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) предназначена для предупреждения ЧС, а в случае их возникновения для обеспечения безопасности и защиты населения, окружающей природной среды и уменьшения материальных потерь, локализации и ликвидации ЧС. (слайд 4)

Ее деятельность организуется в соответствии с Конституцией и федеральными законами РФ, указами и распоряжениями Президента, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами ее субъектов и Положением о единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС).

В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» (ст.4) основными задачами системы РСЧС являются: (слайды 5-17)

РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций, решающих вопросы защиты населения и территорий от ЧС.

Организационно РСЧС состоит из территориальных и функциональных подсистем и имеет 5 уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. (слайд 18)

Функциональные подсистемы РСЧС создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов. (слайд 19)

Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этих территорий. (слайд 20)

На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения. (слайды 21-22)

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС: (слайд 23)

  • режим повседневной деятельности - при нормальной обстановке, (слайд 24)
  • режим повышенной готовности - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС;(слайд 25)
  • режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и во время ликвидации ЧС.(слайд 26)

Каждому режиму соответствуют основные мероприятия, проводимые органами управления. Трем группам я предлагаю провести следующую работу – из предложенных мероприятий (они в этих пакетах) выберите те, которые относятся к конкретному режиму.

  • 1 гр. режим повседневной деятельности,
  • 2 гр. режим повышенной готовности,
  • 3 гр. режим чрезвычайной ситуации (работа в группах).

Приглашаю одного представителя от группы обосновать свой выбор.

Работа с учебником: открыли учебник на стр. 61 и проверили, правильно ли мы распределили основные мероприятия соответствующие каждому режиму.(Обсуждение).
Важнейшей составной частью РСЧС являются ее силы и средства. (слайд 27-29)

Федеральные органы исполнительной власти располагают специально подготовленными и аттестованными силами и средствами, предназначенными для предупреждения и ликвидации ЧС. Используя их в рамках Единой государственной системы, можно до минимума свести людские и материальные потери.

Силы и средства РСЧС подразделяются на:

  • Силы и средства наблюдения и контроля;
  • Силы и средства ликвидации ЧС.

Силы и средства, предназначенные для ликвидации ЧС, используются эшелонировано.

Основные задачи сил и средств ПЕРВОГО ЭШЕЛОНА

  • локализация чрезвычайной ситуации;
  • тушение пожаров;
  • организация радиационного и химического контроля;
  • проведение поисково-спасательных работ;
  • оказание медицинской помощи пострадавшим.

Срок прибытия в район бедствия: не более 30 мин.

ВТОРОЙ ЭШЕЛОН

Основные задачи:

  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • радиационная и химическая разведка;
  • локализация радиоактивных загрязнений, химических и биологических заражений;
  • жизнеобеспечение пострадавшего населения;
  • оказание специализированной медицинской помощи.

Срок прибытия в район бедствия: не более трех часов.

ТРЕТИЙ ЭШЕЛОН

Основные задачи:

  • радиационный и химический контроль;
  • проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ;
  • восстановление первичного жизнеобеспечения в районах бедствия (подача воды, электроэнергии, тепла, восстановление транспортных коммуникаций, обеспечение питанием и т.п.).

Срок прибытия в район бедствия: от трех часов до нескольких суток.

Как правило, ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами того объекта, звена территориальной и функциональной подсистем РСЧС, на территории или объектах которых они возникли.

Если масштабы возникшей ЧС таковы, что соответствующая комиссия по ЧС, ее силы и средства не могут самостоятельно справиться с локализацией и ликвидацией ЧС, то она обращается за помощью к вышестоящей комиссии по ЧС.

Перечень сил и средств РСЧС определён постановлением Правительства РФ. Этим же Постановлением утверждён перечень сил и средств постоянной готовности федерального уровня РСЧС. Особое место в их ряду занимают силы и средства МЧС России:

- Сводные мобильные отряды соединений и воинских частей войск ГО РФ.

- Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас)

- Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России.

- Центр по проведению спасательных операций особого риска «ЛИДЕР».

- Авиация МЧС России.

Давайте посмотрим, как работают спасатели центра особого риска «ЛИДЕР» в конкретных ситуациях и узнаем побольше о его деятельности.

(Видеосюжет фильм 2)

Я думаю, что все вы обратили внимание на слаженную, четкую, организованную работу спасателей. Возможно кто-то из вас сделает свой профессиональный выбор в этом направлении.

В настоящее время РСЧС успешно решает задачи по защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера.

Развивается система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, наблюдения и лабораторного контроля, ее космический сегмент. Задействована спутниковая группировка России и наших зарубежных партнеров, повсеместно внедряется ГЛОНАСС.

Внедрены пилотные проекты мониторинга состояния защищенности, практически всех критически важных объектов, объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения населения.

Модернизирована Федеральная система сейсмонаблюдений на Дальнем Востоке.

Создана Система предупреждения о цунами на Сахалине и Камчатке, которая показала свою практическую значимость.

Выполняется комплекс мероприятий по предупреждению и смягчению рисков чрезвычайных ситуаций циклического характера в паводкоопасный, пожароопасный периоды. В результате удается минимизировать ущерб.

В настоящий период развернута полномасштабная работа по защите населения и территорий зимой, созданию ледовых переправ, прикрытию мобильными группировками федеральных автотрасс, защите рыбаков и другие вопросы.

В результате деятельности этой государственной структуры предотвращены тысячи чрезвычайных ситуаций, спасены сотни тысяч людей, сохранены сотни миллиардов рублей.

Итак, сегодня на уроке вы познакомились с историей и задачами РСЧС, режимами функционирования РСЧС, структурой РСЧС, ее силами и средствами
Без чёткого выполнения своих обязанностей гражданами трудно говорить об устойчивом функционировании всей системы РСЧС. Что же зависит конкретно от нас с вам? (Ответы детей).

Как вы считаете, что должен делать каждый гражданин, помогая РСЧС для предотвращения чрезвычайных ситуаций? (Ответы детей).

В ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» говорится: (слайд 31)

Каждый россиянин обязан

  1. Активно содействовать выполнению всех мероприятий, проводимых МЧС России;
  2. Соблюдать законы и другие нормативно – правовые акты в области защиты населения и территорий от ЧС.
  3. Выполнять меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к экстремальным ситуациям;
  4. Изучать основные способы защиты населения и территорий от ЧС, приёмы оказания ПМП пострадавшим, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно наращивать и совершенствовать свои знания и практические умения для действий в любых складывающихся условиях;
  5. Знать сигналы оповещения и порядок действий по ним;
  6. Чётко выполнять правила поведения при угрозе и возникновении ЧС;
  7. При первой возможности оказывать содействие в проведении АС и ДНР.

Подведение итогов урока (рефлексия)

Итак, наш урок подходит к концу, я надеюсь, что он был насыщенным и результативным. Ваше мнение я хочу узнать с помощью следующих предложений, которые попрошу вас продолжить. (слайд 32)

Мне понравились ваши ответы, я довольна вашей работой в группах.

Домашнее задание

15.03.2019