Особенности сотрудничества детского сада и семьи в современных условиях

Разделы: Работа с родителями


С тех пор как система дошкольного образования вступила в период действия нового закона об Образовании, в Договоре с детским садом появились четкие формулировки разграничивающие права и обязанности организации и родителей (законных представителей). Но основная масса родителей, вступая в права «Заказчика» при подписании договора, напрочь забывает о своих обязанностях по воспитанию и развитию дошкольников. У родителей нового поколения воспитанников годами сформированное чувство потребителя преобладает над разумным осознанием необходимости консолидации с воспитателями детского сада для успешного психологически комфортного проживания ребенком периода детства.

Обвинять в этом только родителей несправедливо. Так как в первую очередь необходимо смотреть в корень проблемы – пропаганду СМИ и высказывания общественных деятелей. Не секрет, что в последние годы авторитет учителей и воспитателей стремительно падает. Различные инциденты из повседневной жизни массово распространяются как требующие внимания общественности новости. Это формирует у родителей субъективное восприятие реальности и при наличии личных претензий или неудовлетворенных желаний вызывает недоверие к сотрудникам детского сада и конфликт личных интересов, как с персоналом детского сада, так и с другими родителями.

Администрации и педагогам детского сада становится все труднее налаживать продуктивное взаимодействие с родителями. Так как, насмотревшись различных телевизионных передач, вещающих о полноценном муниципальном финансировании детского сада и высокой зарплате воспитателей, родители требуют от сотрудников 100% индивидуального подхода к содержанию и воспитанию их ребенка. Необходимость сотрудничества с семьями воспитанников в дошкольном образовании обусловлена нарастающими требованиями общества к качеству образовательного процесса и к профессиональной деятельности воспитателя в целом. Сознание родителей (законных представителей) при произнесении фразы «Родители являются заказчиками услуг детского сада» затуманивается и переводит сознательную гражданскую позицию родителей в категорию «Потребитель». При этом, как правило, они отстраняются от воспитания своих детей, передав родительские полномочия воспитателю в полном объеме забывая о проблеме перекомплекта воспитанников группы и слабой материально-технической базе детского сада. Реальность детских садов малых городов и поселков не так красочна, как быт областного центра или района новостройки: здания застройки 50-80 годов уже технически не соответствуют новым нормам застройки и обустройства, обветшалость и разрушаемость их критична. Едва удается получать ежегодное муниципальное финансирование способное устранить технические неполадки и заменить пришедшие в негодность мебель и оборудование.

Во многих детских садах, до сих пор не заменены деревянные рамы на стеклопакеты. В период ликвидации очередности в детские сады за последние 10 лет, освоены групповыми помещениями полезные площади: изостудии, спортивные и музыкальные залы, и другие помещения, ранее предназначавшиеся для полноценного развития детей. В целях экономии бюджета организации сокращены ставки специалистов: инструктора изобразительной деятельности, руководителя физического воспитания, психологи, логопедов и др. При этом, все их обязанности по воспитанию и развитию детей дополнительно возложены на воспитателя загруженного 100% и дополнительно ведущего массу отчетной документации.

При таком несоответствии желаемого родителями уровня исполнения заказа и реальной ситуацией профессиональной перегрузки воспитателя, возникает конфликт интересов сторон ведущий, как правило, к личной неприязни между воспитателем и родителями воспитанника. При этом дети очень часто копируют потребительское поведение родителей в повседневной жизни в детском саду в общении, как с педагогами, так и другими детьми. Осознание детьми неприглядности данной ситуации не происходит, так как они неоднократно слышат негативное мнение родителей. Таким образом, происходит подрыв авторитета педагога и формирование потребительского отношения ещё в дошкольном детстве.

Говорить о необратимости процесса неуместно, осознание данного факта уже свидетельствует о том, что проблема есть и четко прослеживается во взаимодействии воспитателей и родителей. Но если вспомнить что идеальной формой общения является взаимодействие, то необходимо не просто обязать педагогов сотрудничать с родителями активнее, но и поднимать авторитет  и престиж воспитателей на должный уровень в стране в целом. Самостоятельно образовательная организация справиться с этим не  в силах. Какие бы формы сотрудничества не были предложены родителям, они всегда могут сослаться на занятость и разность интересов. Сначала Родители пропускаю пожелания и замечания воспитателя, а потом обвиняют детский сад, что ребенка испортили именно здесь, раньше он таким не был.

А поскольку степень родительской ответственности за воспитание детей не контролируется так же усердно как деятельность детского сада, родители уклоняются от взаимодействия боясь обремениться просьбами воспитателей о помощи детскому саду в воспитании и полноценном развитии ребенка. При этом, когда детский сад в интересах ребенка инициирует взаимодействие с органами опеки или полицией, родители возмущены вмешательством в личную жизнь.

Таким образом, становиться очевидно, что пока родители не осознают степень родительской ответственности за содержание и воспитание своего ребенка, сотрудники детского сада независимо от опыта и квалификации не смогут качественно осуществить услугу по присмотру, уходу и образованию воспитанника которую так требуют сами родители. Этот замкнутый круг способны разорвать только соответствующее финансирование оказания услуг и непоколебимый авторитет педагога возвышенный в рамках страны.

28.11.2018