Урок изобразительного искусства по теме "Все народы воспевают материнство". 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (44,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • познакомить учащихся с темой материнства в изобразительном искусстве;
  • дать представление о едином образе матери в искусстве разных народов;
  • совершенствовать навыки и умение в изображении человека; развивать навык рисования по представлению;
  • воспитывать уважение к женщине, к матери.

Оборудование урока:

Зрительный ряд:

  • авторская презентация «Все народы воспевают материнство»;
  • иллюстрации с изображением матери и дитя.

Литературный ряд:

  • пословицы о материнстве;
  • стихи.

Технические средства обучения: компьютер, проектор, интерактивная доска, CD-диск (слайды).

Материалы и инструменты: альбомный лист, гуашь, крупная и тонкая кисти, палитра, баночка для воды.

Задание: изобразить мать и дитя, их единство, ласку, отношение друг к другу.

Урок первый

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вводная беседа: просмотр слайдов.
  3. Практическая работа учащихся: изображение матери и дитя (по представлению).
  4. Уборка рабочего места.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Вводная беседа

Учитель: Всю прошлую четверть мы изучали культуру разных стран и убедились в том, что она отличается друг от друга. Но есть в искусстве великие темы, которые объединяют народы разных стран и разных времён. Одна из таких тем посвящена материнству. И тема нашего сегодняшнего урока: «Все народы воспевают материнство» (слайд 1).

Мама – самый главный человек в жизни каждого из нас. Великие художники прошлого и настоящего с восхищением стремились запечатлеть образ матери в своих картинах. Сегодня на уроке мы познакомимся с такими картинами, попытаемся понять, что такое истинная материнская любовь, в чём состоит её сила, что она несёт в мир.

Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу взять слова французского писателя Оноре де Бальзака (слайд 2):

«Ясновидение матери не даётся никому. Между матерью и ребёнком протянуты какие-то тайные невидимые нити, благодаря которым каждое потрясение в его душе болью отдаётся в сердце и каждая удача ощущается как радостное событие собственной жизни».

Для многих народов образ матери был идеализирован (от слова идеал), поэтому не случайно он стал выливаться во всеобъемлющий образ Богоматери. Один из древних и самых прекрасных образов – Владимирская Богоматерь (слайд 3). Это икона, созданная в первой половине 12 века. Владимирская Богоматерь считается покровительницей, защитницей Русской земли. Икона эта издревле особо почитаема на Руси и хранится в Государственной Третьяковской галерее.

Посмотрите, как младенец своей щекой нежно прижался к щеке матери. Образ матери одухотворён нежностью – лицо её прекрасно. Вглядитесь, как мать и дитя слиты в неразрывное целое, очертанием силуэта. Спокойные, мягкие линии и тёплый, золотистый тон иконы придают ей ощущение покоя и вечности.

Не менее знаменит и образ «Сикстинской мадонны», созданный великим итальянским художником 16 века Рафаэлем Санти (слайд 4). Прекрасная молодая женщина с ребёнком на руках, которая легко ступает по облакам навстречу своей трагической судьбе: Мария должна отдать своего сына Христа на страдания и муку, чтобы все люди были счастливы. Прекрасные глаза матери печальны, но женщина исполнена любви, чувства материнской гордости и кротости.

Посмотрим ещё на несколько картин Рафаэля (слайды 5 и 6): «Мадонна Грандука», «Малая Мадонна Каупера», «Мадонна Бельведерская», «Мадонна».

Что воспевается в этих картинах? (Ответы учащихся)

Учитель: Ещё несколько волнующихся материнских образов мы можем увидеть в картинах ещё одного итальянского живописца и учёного Леонардо да Винчи. Это картины: «Мадонна с младенцем», именуемая также «Мадонна Литта», (слайд 7). На картине изображено состояние спокойной радости, в которое погружена молодая женщина, кормящая грудью ребёнка. Холодный ясный свет озаряет её тонкое, мягко очерченное лицо с полуопущенным взором и едва уловимой улыбкой. Тщательно выписаны пушистые, вьющиеся волосы младенца. Взгляд его, не по-детски серьёзный и внимательный, устремлён на зрителя. Картина написана темперой, придающей сочность тонам голубого платья и красного плаща Марии.

Одно из первых произведений, исполненное Леонардом в редкой для того времени технике – маслом - «Мадонна с цветком» (слайд 8). Мастер не использует ярких тонов, полотно словно окутано лёгкой, воздушной дымкой. Юная мать с радостной улыбкой протягивает младенцу цветок и наблюдает, как серьёзный малыш внимательно его рассматривает. Ласковая и живая девочка-мать и мудрое дитя воплощает радость бытия и красоту познания.

Рядом мы видим ещё одну из многих картин Леонардо да Винчи, посвящённых теме материнства – «Мадонна» (слайд 8).

В творчестве испанского художника Пабло Пикассо (слайд 9) – тема «Мать и дитя» - сквозная. Но его произведения не обделены любовью и очарованием. На тёмных полотнах с тоскливым холодным колоритом «голубого периода» изображены одинокие, несчастные, преисполненные тоски и страха перед жизнью, матери, прижимающей к груди ребёнка. Однако она очень сильно любит своё дитя. Аналогичны картины «Мать и дитя на берегу», «Мать и дитя в косынке» (слайд 10). Впоследствии в работах Пикассо мать - это уже гигантская женщина – настоящая глыба плоти с огромными руками – сидит на низенькой скамеечке. Она настолько велика, что ребенок в её руках кажется игрушкой (слайд 11 и 12).

Образ женщины-матери навечно запечатлен на полотнах известного голландского живописца Рембрандта Ван Рейна (слайд 13).

В искусстве 20 века совершенно по-новому зазвучала извечная тема материнства, прославляющая самые глубокие и искренние человеческие чувства.

Величие и целомудрие, достоинство и женская гордость ощущаются в облике матери в картине «Мать», русского живописца Александра Александровича Дейнеки (слайд 14). Молодая, полная физического и духовного здоровья женщина-работница, надёжная опора и защитница, нежно любящая своего малыша. Картина полна тишины и величавого чувства материнской любви.

Тема женственности и материнства занимает значительное место в творчестве одного из крупных художников начала 20 века – Кузьмы Сергеевича Петрова-Водкина (слайд 15). Его «мадонны» - это обычные женщины, которым знакомы «все земные печали», работницы в ситцевых платьях и пролетарских красных косынках, но в этих образах чувствуется волнующее соприкосновение современности с вечностью. Картина «Мать» (слайд 16) – это гимн семейному счастью, радости и святости материнской любви. В этом живописном полотне Петров-Водкин преследует одну из основных целей – это возвышенный образ матери. Еще одна из картин Петрова-Водкина «Материнство», есть откровение Чистой Женственности и Святости Материнства. Ещё ярко тема материнства проявилась в полотне «1918 год в Петрограде» или «Петроградская мадонна» (слайд 17), где образ женщины с ребёнком на руках напоминает о традициях древнерусского искусства, о богородичных иконах. В городском пейзаже подчеркнуты приметы тревожного времени – стёкла окон разбиты, на стенах листовки, улицы пустынны. Неземную тонкость и чистоту приобретают черты лица женщины, она крепко прижимает ребёнка к себе, пытаясь защитить его от враждебного мира.

Интересно воплощена тема материнства в картине Михаила Андреевича Савицкого «Партизанская мадонна» (слайд 18), где на фоне зловеще-сумрачного неба и фигур вооружённых людей возносится образ матери – олицетворение идеального начала, гуманных жизненных сил. Это картина воздействует, прежде всего, своей эмоциональностью.

Посмотрите на рисунок казахского художника Евгения Михайловича Сидоркина «Колыбельная» (слайд 19), как слились воедино мать и дитя. Они словно единая скульптура – их не разлучить.

На картине Тишина» Бориса Михайловича Неменского (слайд 20) рука матери также охраняет малыша. Но какая нежная и хрупкая эта тишина, как она нуждается в защите!

Кто назовёт картины чувашских художников, в которых воспевается мать и дитя? (Ответы учащихся)

Учитель: Нельзя без волнения смотреть на простой, и в то же время очень нежный образ матери с ребенком на руках, в картинах чувашских художников Юрия Антоновича Зайцева «Вилĕмсĕр анне» («Материнство») и Николая Васильевича Овчинникова «Страда. Мать» (слайд 21).

В своей тематической живописи Юрий Зайцев отдавал дань этнографическим увлечениям. Ведь старый быт, обычаи, костюмы, украшения стремительно уходят из жизни. И хочется как-то сберечь их, оставить хотя бы запечатлев на полотне. У Юрия Зайцева это нашло отражение во многих полотнах, в том числе в этом. Особенно хороша в картине фигура чувашской девушке-матери, держащей на руках малыша. Автор подчеркнул, что именно женщина, несмотря на всю тяжесть быта, была и остается хранительницей лучших традиций чувашской жизни.

В картине «Страда. Мать» Николай Овчинников стремился показать счастливую молодую мать на фоне хлеба – общенародного богатства. Около бурта золотистого зерна присела загорелая молодая женщина в яркой красной юбке. На руках у неё ребёнок, которого она кормит грудью. Красивы горячие, солнечные тона картины, красиво чернобровое лицо молодой чувашки.

В заключение хотеться сказать словами О.Бальзака: «Сердце матери – это бездна, в которой всегда найдётся прощение…» (слайд 22).

3. Практическая работа учащихся

Предлагаю детям начать работу без прорисовки простым карандашом.

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

4. Уборка рабочего места.

(Дети убирают своё рабочее место.)

Урок второй

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Практическая работа учащихся: изображение матери и дитя (по представлению).
  3. Подведение итогов урока, анализ и оценка работ учащихся.
  4. Домашнее задание.
  5. Уборка рабочего места.

Ход урока

1. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.)

2. Практическая работа учащихся

Предлагаю детям продолжить работу.

(Дети работают, я провожу индивидуальную консультацию.)

3. Подведение итогов урока

Учитель: Давайте посмотрим на наши работы и попробуем дать словесное описание каждому рисунку.

(Учащиеся демонстрируют свои работы и все вместе составляют короткий рассказ по каждому рисунку.)

4. Домашнее задание

Подобрать иллюстрации с изображением мудрости старости; найти и записать в тетради пословицы и поговорки, которые говорят о мудрости старости.

5. Уборка рабочего места

(Дети убирают своё рабочее место.)

Урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

29.11.2018