Тетрадь для логопедических занятий с детьми дома. Звук "К"

Разделы: Логопедия


В данных тетрадях представлен большой речевой материал для автоматизации звуков. Он подобран в соответствии с принципами доступности, последовательности и наглядности и может быть использован при работе с детьми от 4 с половиной до 10 лет, обученными грамоте и не умеющими читать, с различными речевыми нарушениями и задержкой психического развития.

Сюда же включены упражнения для развития артикуляционного аппарата и мелкой моторики.

Большое внимание уделяется развитию связной речи детей  умению составлять предложения и рассказы, пересказывать; закреплению представлений об окружающем и совершенствованию грамматической стороны речи.

В тетради много картинок, которые служат средством наглядности материала и выполняют коррекционные задачи:

  • совершенствование мелких движений пальцев рук,
  • подготовка руки к письму,
  • улучшение зрительного внимания и памяти,
  • развитие пространственной ориентировки,
  • закрепление знаний об окружающем мире,
  • совершенствование грамматической стороны речи.

Артикуляционная гимнастика

1. "Заборчик" - широко улыбнуться показать сжатые зубы (верхние зубы стоят на нижних). Удерживать 5-7 секунд.

2. "Слоник" - вытянуть губы вперед "трубочкой" (губы сжаты). Удерживать так 5-7 секунд.

3. Чередовать упражнения "Заборчик" и "Слоник". Челюсти не двигаются, двигаются только губы. Повторить 8-10 раз.

4."Пожевали язычок" - приоткрыть рот, улыбнуться. Двигать язычок по нижней губе вперёд - назад легко покусывая его зубами. Выполнять 8-10 секунд.

5."Лопаточка" - язык расслабить, положить на нижнюю губу (язык высунуть изо рта, лежит чётко по контуру губы). Выполнять 8-10 секунд.

6. "Мостик" - открыть рот, упереть язычок острием в передние нижние зубы и выгнуть горкой. Выполнять 8-10 секунд.

7."Мостик смело соберем и очень быстро разберем" - приоткрыть рот, упереть язык в нижние передние зубы и выгнуть горкой. Зафиксировать, а затем расслабить его - уронить вниз. Затем попеременно эти движения повторяем 10-15 секунд.

8."Ветер дует с горки"- открыть рот и сделать" горку". Вдохнуть и выдохнуть, направляя воздух по языку наружу. Сосредоточим внимание ребёнка на "переходе" от вдоха к выдоху. В этот момент мягкое небо приподнимается и закрывает ход воздуху в полость носа. Получается кряхтящий выдох. Мы начинаем ловить звук"к".

9."Катание с горки"- укрепляем мышцы языка. Активизируем работу мягкого неба вместе с дыхательными органами. На ладошку взрослого или ребёнка кладется шарик, сделанный из ваты. Ребёнок открывает рот и делает "мостик", но наш язычок на мостике ещё и "борец", край языка отодвигается от передних зубов, язычок готовится к толчку. Затем вдыхаем и резко выдыхаем воздух, так, чтобы подвинуть шарик на ладошке. На "границе" вдоха - выдоха активно начинают работать мышцы мягкого неба. Звук "к" должен "вылететь" изо рта.

Пальчиковая гимнастика

1."Пальчики здороваются" - кончиком большого пальца правой руки поочередно касаться кончиков всех остальных пальцев. То же делать пальцами левой руки, а затем двумя руками одновременно.

2."Ручки здороваются" - пальцы правой ркуи здороваются с пальцами левой руки от большого к мизинцу и обратно. (5 раз)

3."В кулачок 1" - поочередно сгибать пальцы руки и убирать их в кулак, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.

4."В кулачок2" - поочередно сгибать пальцы в кулак, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.

5."Из кулачка1" - одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- наверху), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с большого пальца. Делать это правой, левой, обеими руками.

6."Из кулачка2" - одновременно собрать пальцы в кулак (большой палец- внутри кулака), а затем поочередно выпрямлять их, начиная с мизинца. Делать это правой, левой, обеими руками.

7."Веселый кролик Банни" - большим палецем правой руки прижимаем к ладони безымянный и мизинец, а указательный и средний пальцы подняты  вверх. Сгибаем указательный и средний пальцы правой руки одновременно со словами:

Весёлый Кролик Банни
Резвился на поляне.
А если шорох слышит,
Замрет он - и не дышит.
И на его макушке
Встают, какстрелки, ушки.
А домик его – норка
Под елкой у пригорка.
Он к но к норке подбегает,
И прыг - в неё ныряет!

8."Посмотри мои ладошки"- ладошки обеих рук прижимаем к поверхности стола, а пальцы сдвигаем и раздвигаем.

Произносим следующие слова:

Посмотри: моя ладошка,
Как веселая  гармошка!
Пальчики я раздвигаю,
А потом опять  сдвигаю.

Занятие 1

1. Артикуляционная гимнастика.

2. "Прятки" - укрепляет мышцы боковых краев языка, учит втягивать и выдвигать язык, поднимать спинку языка и удерживать в этом положении. Рот открыт, узкий язык сильно выдвинуть вперёд, а затем убрать в глубь рта. Язык спокойно лежит, его кончик у нижних резцов. Затем язык оттягивается назад, при этом кончик языка отодвигается от нижних резцов.

3. Прочитай  и повтори слоги и цепочки слогов.

ка

ка-ко

ка-ко-ку

ко

ко-ку

ка-кы-ка

ку

ку-кэ

ку-ка-ко

кэ

кэ-кы

кы-ко-ка

кы

кы-ка

ка-ко-ку

4. Поиграй в игру "Исправь взрослого". Взрослый  читает слова подражая не правильному произношению ребёнка, а ребёнок "исправляет".

Пример: Табан - кабан

ка

ко

ку

кабан

коготь

куб

кабаре

код

кубок

каблук

кожа

кубрик

кабриолет   

козни

кувалда

кавалер

козырь

кудесник

кавалерист 

кол

кудрявый

каббала        

кон

кузнец

кабель

кондор

кузов

кабинет

конкурс

кулан

кавалерия

конница

кумыс

кадка

контур

кумушка

каемка

кончик

кунжут

казан

корень

курган

казус

корм

купальник

какаду

корж

курага

5. Поиграй в игру "Один-много". Изменяй слова по образцу.

а) кабан - кабаны

б) коготь-когти

каблук-...

кондор- ...

кабриолет-...

конкурс- ...

кавалер-...

конница - ...

кабинет-...

контур- ...

 

6. Посчитай слово от 1 до 5.

Пример: 1 корень, 2 корня, 3 корня, 4 корня, 5 корней.

корж  

Кирилл в кузнице

куб      

кондор на крыше

кубок

кавалер в кабриолете

7. Прочитай и повтори только те слова в которых есть звук к.

торт

сорт

трон

комбайн

костер

камень

кубок

стадион

трон

тост

стол

мост

воск

вереск

риск

треск

8. Прочитай и повтори предложения.

  1. Куст клевера покрыт насекомыми.
  2. Красные и белые маки украшают газон.
  3. Клава купала куклу в реке.
  4. Капитан дал команду бросить якорь у берега.
  5. Мышка сидела под кактусом и грызла корку.
  6. Креветки крутились вокруг кораллов.
  7. Ворона каркала сидя на ветке каштана.
  8. Клава и Клара катались на карусели.
  9. Каракатица и кальмар морские обитатели.

9. "Ты и я". Закончи предложение по образцу.

  1. Ты копаешь землю, и я копаю землю.
  2. Ты ешь курагу, и я...
  3. Ты разжигаешь костер, и я...
  4. Ты поймал карася, и я...
  5. Ты распустил клубок, и я...
  6. Ты украсил елку, и я...

10. Замени первый звук в слове на звук к. Какое новое слово получилось? Напиши его.

Том - ком   

воля -

сорт-

рот -  

Саша-    

сазан-

душ -       

миска -

рант-

Роза -         

бортик -

наша-

гость -   

голос -

Сабина-

год -        

гол -

так-

11. "Я-ты-мы"  Изменяй предложения по образцу.

Пример:

Я колю дрова.

Ты колешь дрова.

Мы колем дрова.

Я катаю коляску.

Ты..

Мы..

Я покупаю карниз.

Ты..

Мы..

Я снимаю кору кедра.

Ты..

Мы..

Я тихо открываю калитку.

Ты..

Мы..

Я фотографирую кулана.

Ты..

Мы..

12. Закончи по образцу.

У Кати калоши.                         Это Катины калоши.

У Коли костюм.

У Киры карточка.

У крольчихи крольчата.

У собаки будка.

У кота есть миска.

У кита есть хвост.

13. Назови и раскрась картинки. На какие две группы их можно разделить? Впиши пропущенные буквы в слова.

К_б_н

к_дк_

К_к_ду

к_з_н

Задания 2–6