Урок географии по теме "Параллели и меридианы". 5-й класс

Разделы: География

Класс: 5


Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала.

Цели урока:

  • образовательные: сформировать понятия «параллель», «меридианы». Продолжить формировать понятие «географический полюс», «экватор», «координата».
  • развивающие: сформировать умение определять направление по карте и глобусу; развивать навыки работы с источниками географической информации.
  • воспитательные: развивать умение работать в коллективе, воспитывать толерантное отношение друг к другу.

Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:  умение строить высказывание, находить новую информацию.

Познавательные УУД: формировать умения работать с информацией, с текстом учебника, картами атласа; самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Коммуникативные УУД: формировать умение слышать, слушать и понимать партнера, навыки сотрудничества, взаимно контролировать действия друг друга, правильно выражать свои мысли,  аргументировать свои мысли.

Регулятивные УУД: формировать умение работать по предложенному учителем плану, умение совместно с другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности на уроке, принимать и сохранять учебную задачу, оценивать и корректировать знания.

Личностные УУД: формировать способности к самоопределению, развивать сопереживания и эмоционально-нравственную отзывчивость.
Оборудование: учебник, атласы, электронное приложение к учебнику «География.Планета Земля» А.А.Лобджанидзе, тетрадь, настенная карта, презентация, видеофрагмент.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку(СЛАЙД № 1)

Приветствуют учителя

2. Повторение изученного материала

Задает вопросы о способах изображения земной поверхности (глобус, карта, аэрофотоснимок, план местности)

Ребята, какие способы изображения земной поверхности вы знаете? (СЛАЙД № 2)
Ответьте на вопросы:

1.Что такое глобус? (модель Земли)

2. Каково важнейшее свойство глобуса? (показывать все объекты земной поверхности без искажений их очертаний)

3. Можно ли создать глобус России или Санкт-Петербурга? (нет, т.к. это часть Земли, а Земля у нас имеет шарообразную форму, а глобус – это модель Земли).

Отвечают на вопросы
Глобус, географическая карта, аэрофотоснимок, план местности.
Глобус – объемная модель Земли.
Аэрофотоснимки – съемки земной поверхности с летательных аппаратов.
План местности – чертеж, небольшого участка поверхности Земли, выполненный с помощью масштаба и условных знаков
Географическая карта – плоское уменьшенное изображение земной поверхности с помощью условных знаков

3. Актуализация знаний, постановка целей урока

Посмотрите видеофрагмент «Гимн геологов». Подумайте, как слова песни связаны с темой урока? какие слова услышали. (ВИДЕОФРАГМЕНТ)
(в песне о параллелях и меридианах)
Что поможет нам на уроке? (карта, глобус, атлас, учебник)
-Рассмотрите карту полушарий и глобус. (СЛАЙД № 2)
-Что у них общего, в чем различие?
-Какие линии есть на карте и глобусе? Можем их назвать?

Отвечают на вопросы учителя.

Учитель: Какая же тема нашего урока? (СЛАЙД № 3)
Тема урока: "Параллели и меридианы".
Записывают тему в тетрадь.
На какие вопросы мы должны с вами ответить, изучая параллели и меридианы? (СЛАЙД № 4)
1. Что такое параллели и меридианы?
2. Как они выглядят на глобусе и картах?
3. Зачем нужны параллели и меридианы на глобусе и карте?
- Что нужно вспомнить?
(СЛАЙДЫ № 5, 6, 7)
Отвечают на вопросы
4. Изучение нового материала

 

Глобус и географические карты «опутаны» своеобразной сеткой, состоящей из пересекающихся линий. Эти линии появились не сразу, поскольку в древности карты напоминали простейшие планы.

1) Из истории создания карт (СЛАЙД № 8)
Параллели и меридианы были нанесены еще на первые географические карты. Так до наших дней сохранились карты Дикеарха Мессианского (3 век до н.э.), на которые были нанесены параллели. Первые географические сетки не имели градусных различий: параллели и меридианы изображались в виде прямых линий. Во втором веке до н.э., ученый Гиппарх смог создать угловые градусы на градусной сетке. Он ввел в географическую науку понятие широт и долгот. Также Гиппарх впервые смог создать географическую проекцию: перенести изображение с глобуса на плоскую карту.

2) Рассмотрите фотографии (СЛАЙД № 9). Перед вами 2 апельсина. Одинаково они нарезаны?
- Как они нарезаны? (1-й – через центр на дольки, 2-й поперек)
- Одинаковы части апельсинов? (1-й – да, 2-й – нет, уменьшаются).
- Точно также и наша Земля поделена параллелями и меридианами
(СЛАЙД № 10)
- При любом способе рассечения шара получаются окружности. Диаметр кругов наибольший, если плоскости сечения проходят через центр шара. Диаметры таких кругов равны диаметру шара.

 

3) Параллели (СЛАЙД № 11)
- Итак, что же такое параллели? (стр. учебника 48).
СЛАЙД 12 – понятие о параллелях.

4) Меридианы (СЛАЙД 13)
- Что такое меридианы? (стр. учебника 48-49)
СЛАЙД 13 – понятие о меридианах.
- Как вы думаете, есть ли такие линии на самой поверхности Земли? (нет, это воображаемые линии)
- Можно ли оказаться одновременно в 2-х полушариях? (СЛАЙДЫ № 15, 16)

Отвечают на вопросы учителя, анализируют.

5) Градусная сетка (СЛАЙД 17)
- Все меридианы и параллели образуют градусную сетку. Почему называют ГРАДУСНОЙ? Кто заметил? (есть обозначения у каждого меридиана и параллели).
- Давайте заполним таблицу «Линии градусной сетки», используя информацию учебника на стр. 48-49. (СЛАЙД № 18)
- Проверим, что у вас получилось.
- Сверим с информацией на слайде (СЛАЙД № 19)
- Одинаковая ли форма линий на глобусе и карте? (СЛАЙДЫ № 20, 21)

Читают информацию в учебнике и отвечают на вопросы учителя. Находят на карте.

Заполняют таблицу в парах.

Называют, что записали.
Сравнивают.

5. Физкультминутка

Проводит игру «Кто где?». Предлагается вставать тем ученикам, место которого назовет учитель.
1 ряд 4 парта справа
2 ряд 3 парта слева
3 ряд 2 парта
1 и 2 ряды 4-е парты
1 и 3 ряды 1-е парты

 

Выполняют действия.

Теперь встаньте, кого не называли. Кто может назвать свое место? Называют свое место.

6. Изучение нового материала (продолжение)

Информирует обучающихся об определении координат на плоскости.
(СЛАЙД № 22)
- Параллели и меридианы нужны для ориентирования, определения места различных географических объектов на поверхности Земли (определения географических координат)

- А что такое координата? (СЛАЙД № 23)

Рене Декарт (1596–1650) - гениальный французский ученый и мыслитель XVII века. Всю свою жизнь Рене Декарт посвятил науке. Внес свой вклад в развитие математики, физики, философии и физиологии.
Главное достижение Декарта – построение аналитической геометрии, в которой геометрические задачи переводились на язык алгебры при помощи метода координат.
Метод координат – это способ определять положение точки или тела с помощью чисел или других символов.
Числа, с помощью которых определяется положение точки, называются координатами точки.
В географии – это географические координаты.
Именем выдающегося французского ученого назван кратер на Луне.

 

- Сколько параллелей и меридианов можно провести через одну точку?
- Как вы думаете, нужно ли знать свои координаты? (СЛАЙДЫ № 24-30)
Отвечают на вопрос.

7. Закрепление

Информирует о цели деятельности. Предлагает задание (работа с картой атласа):
(СЛАЙДЫ № 31, 32)
1) В каком полушарии (Западном или Восточном) расположены следующие географические объекты:
- г. Москва;
- материк Южная Америка;
- о. Мадагаскар.
2) В каком полушарии (Северном или Южном) расположены следующие географические объекты:
- Российская Федерация;
- Австралия;
- о.Гренландия; Антарктида.

Выполняют задания с картой.

8. Домашнее задание

Объясняет содержание домашнего задания:
Параграф 18, подумать, где вы уже встречались с методом координат?

Запись домашнего задания в дневник

9.Подведение итогов урока

Подводит итоги работы на уроке
- Что такое параллели, меридианы, градусная сетка?
- Самая длинная параллель?
- Что такое нулевой меридиан?

Отвечают на вопросы

10.Рефлексия

Предлагает задание и анализирует результаты.
Вопросы:
1) Условная линия на карте, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария?
А. Экватор
Б. Параллель
В. Полюс
Г. Меридиан
2) Условная линия на карте, которая делит земной шар на Западное и Восточное полушария?
А. Полюс
Б. Нулевой меридиан
В. Экватор
Г. Параллель
3) Параллельные друг другу окружности - это:
А. Координаты
Б. Экватор
В. Параллели
Г. Меридианы
4) Ориентироваться на карте позволяют:
А. только параллели
Б. Только меридианы
В. Географические полюса
Г. Параллели и меридианы

Проверка (СЛАЙД № 34)
- Кто выполнил верно?

Заполняют ответы в таблице, ставя знак +

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самопроверка

Технологическая карта урока

Тема урока ______________________________________________

1. Понятия:
1)________________________________________________________
2)________________________________________________________
3)________________________________________________________

2. Работа в парах. Таблица «Линии градусной сетки»

Характеристика

__________________

_________________

Форма линий на карте

 

 

Форма линий на глобусе

 

 

Различна ли длина линий

 

 

Какие направления показывают

   

Главная линия, от которой ведется отсчет

   

На какие полушария разделяет главная линия

   

3. Запиши свое место в классе:
________________________________________

4. В каком полушарии (Западном или Восточном) расположены следующие географические объекты:

  • г. Москва___________;
  • материк Южная Америка __________;
  • о. Мадагаскар __________.

В каком полушарии (Северном или Южном) расположены следующие географические объекты:

  • Российская Федерация_________;
  • Австралия ________;
  • о.Гренландия _______;
  • Антарктида _____.

5. Выполни задания, в ответах поставь знак «+»:

1) Условная линия на карте, которая делит земной шар на Северное и Южное полушария?
А. Экватор
Б. Параллель  
В. Полюс   
Г. Меридиан

2) Условная линия на карте, которая делит земной шар на Западное и Восточное полушария?
А. Полюс
Б. Нулевой меридиан
В. Экватор
Г. Параллель

3) Параллельные друг другу окружности - это:
А. Координаты
Б. Экватор
В. Параллели
Г. Меридианы

4) Ориентироваться на карте позволяют:
А. только параллели
Б. Только меридианы
В. Географические полюса
Г. Параллели и меридианы

№ вопроса

А

Б

В

Г

1

       

2

       

3

       

4