Проект "Дорога к доброму здоровью"

Разделы: Логопедия


Паспорт проекта

Вид проекта: поисковый.

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Участники проекта: учитель-логопед, воспитатель, дети старшей группы, родители воспитанников.

Образовательная область: коммуникация и здоровьесбережение.

Актуальность темы

Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается, а ухудшается. В современных условиях сложилась новая педагогическая ситуация, связанная с качественным изменением психофизиологического состояния детей. Многие дошкольники имеют те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья, некоторые - хронические заболевания, много детей с затянувшимися межличностными конфликтами (стрессы, депрессии, тревожность, повышенная импульсивность, психосоматические нарушения сна, аппетита и т.д.).

Поэтому проблему коррекции и устранения нарушений необходимо рассматривать с позиции оздоровления за счёт правильно организованной коррекционно-развивающей среды. Оздоровление должно рассматриваться не только как совокупность лечебно-профилактических мер, но и как форма развития, расширения психофизических возможностей детей.

Гигиенисты и врачи утверждают, что без движения ребёнок не может вырасти здоровым. Двигательная активность создаёт энергетическую основу для роста и формирования систем организма, нормального физического и психического развития. Движения предупреждают болезни, связанные с сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системами, совершенствуют нервную регуляцию всего организма.

Двигательная активность – хорошее средство психогигиены ребёнка. Движения снимают умственное напряжение, стрессы, раздражение, утомляемость, улучшают самочувствие детей.

Немаловажную роль для развития ребёнка играет охрана его эмоционального здоровья. Общепризнанный факт, что дети, лишённые эмоционального положительного контакта и радостных эмоций с окружающими, имеют сущетвенные отклонения в развитии. Поэтому необходимо оберегать нервную систему детей, наполнять их жизнь радостью, создавать такие условия, чтобы они имели возможность для самовыражения, чувствовали себя внутренне свободными.
Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит формирование и «настройка» функционирования многих систем организма. Пластичность и высокая лабильность организма дошкольника определяет высокую чувствительность к воздействию факторов внешней среды.

Главная задача, которая стоит перед дошкольным образованием – снижение риска хронических заболеваний, укрепление и развитие имеющегося ресурса здоровья.

Таким образом, стремление к достижению высоких образовательных результатов заключается во введении здоровьесберегающих технологий в учебный процесс, осуществлении мониторинга показателей индивидуального развития, прогнозировании вероятных изменений в состоянии здоровья детей и проведении соответствующих коррекционных мероприятий с целью обеспечения успешной работы.

Здоровье дошкольника в настоящее время отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Об этом сказано в Законе РФ «Об образовании», который гласит: образовательное учреждение гарантирует охрану и укрепление здоровья воспитанникам и создаёт условия для формирования физического, психического и духовного здоровья.

Если учесть, что охрана здоровья ребёнка упирается на его развитие, то необходимо создавать оздоровительно-развивающие  методики, которые помогут определить индивидуальный коррекционно-развивающе-озздоровительный подход к каждому ребёнку.

Цели проекта:

  • содействие гармоничному физическому развитию детей и своевременной коррекции психофизических нарушений.
  • формирование у детей представлений о здоровье и здоровом образе жизни
  • овладение средствами сохранения и укрепления своего здоровья, выработка разумного отношения к нему
  • создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессобразующих факторов учебно-воспитательного процесса.

Задачи проекта:

  • Изучить состояние проблемы в научно-методической литературе и передовой педагогический опыт, применяемый при оздоровлении детей.
  • Создать условия для полноценного, всестороннего развития детей на базе использования здоровьесберегающих технологий в коррекционном процессе.
  • Воспитывать практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья.
  • Апробировать и реализовать комплексы коррекционно-оздоровительных мероприятий.
  • Разработать методические рекомендации по использованию здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с ТНР.

Предполагаемый результат:

  • Создание системы здоровьесбережения в коррекционной работе с учётом потребностей, ресурсов и условий детского сада.
  • Повышение уровня здоровья детей.
  • Разработка и внедрение комплекса коррекционно-оздоровительных мероприятий как фактора формирования здоровья детей.

Предварительная работа:

  • Разучивание упражнений  пальчиковой гимнастики.
  • Заучивание текстов, сопровождающих фонетическую ритмику.
  • Подбор иллюстративного материала.
  • Подбор стихов, текстов, упражнений, игр.

Роль родителей в реализации проекта:

  • Повышение педагогической культуры родителей.
  • Установка на совместную работу с целью решения здоровьесберегающих задач.

Работа с воспитателями:

  • Консультации.
  • Закрепление в образовательной деятельности здоровьесберегающих технологий.
  • Предварительное чтение или присмотр мультфильмов по сказкам, запланированным учителем-логопедом для занятий по произносительной стороне речи.

Продукт проектной деятельности:

  • Картотека игр и упражнений на развитие: дыхания, артикуляционную гимнастику, гимнастику для глаз, релаксацию, пальчиковую гимнастику, фонетическую ритмику.
  • Создание системы включения родителей в процесс организации здоровьесберегающей среды.
  • Создание модели здоровьесберегающей среды ребёнка.
  • Разработка перспективных планов по формированию произносительной стороны речи через «погружение» в сказку на основе здоровьесбережения.

Материалы проекта

Литература

  1. Т.Л.Богина «Охрана здоровья детей в дошкольных учреждениях», М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  2. Л.В.Игнатова, О.И.Волик, В.Д.Кулакова, Г.А.Хохлюкова «Программа укрепления здоровья детей в коррекционных группах», М.: ТЦ Сфера, 2008.
  3. Т.С.Никанорова, Е.М.Сергиенко «Здоровячок. Система оздоровления дошкольников». – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2007.
  4. Л.В.Гаврючина «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ». – М.: ТЦ Сфера, 2007.
  5. В.Н.Журавлёва «Проектная деятельность старших дошкольников». Волгоград: Учитель, 2009.
  6. Галанов А.С. «Игры, которые лечат». М., 2001. Поваляева М.А.

3.12.2018