Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа курса "ProBio"

Разделы: Дополнительное образование


Направленность программы: естественно-научная.

Уровень программы: ознакомительный.

Возраст обучающихся: 15–17 лет.

Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов по программе:

  • в год - 72 часа
  • в неделю - 2 часа 

Раздел 1. Пояснительная записка

Настоящая программа естественнонаучной направленности, модифицированная, разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, а также с учетом содержания примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) и составлена на основе программ:

1. Программы для внешкольных учреждений и образовательных школ /Под редакцией М.Б Коваль. / Юные натуралисты – Просвещение, М., 2009г.

2. Сборник «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы» Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А.- «Просвещение», М., 2008г.;

3. Программы элективных курсов 6-9 класс/ Под редакцией В.И. Сивоглазов, М.Б. Моргунова.» Дрофа», М., 2017 г.

Актуальность и педагогическая целесообразность программы:

С самых древних времен люди пытаются познавать и покорить природу и понять свое место в ней. Важнейшее место в этих поисках всегда занимала наука. К основным естественным наукам, изучающим природу, относятся химия, биология, география, физика. Различие между естественными науками состоит в уровне (масштабе) изучаемых явлений. Явления, происходящие на уровне живой материи - это основной предмет современной биологии.

Данная рабочая программа предназначена для более глубокого изучения наиболее интересных и иногда загадочных проблем современной биологии, многообразия живого мира.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что у обучающихся при её освоении повышается мотивация к занятиям по биологии.

Актуальность данной программы определяется интересом старшеклассников к углублению знаний материала, изучаемого в школьном курсе для понимания основных положений биологии во всем многообразии биологических явлений и широком диапазоне уровней биологических процессов.

Цель Программы: Углубление и расширение знаний о многообразии живого мира, развитие познавательной деятельности, творческого потенциала, воспитание инициативы и творческой самостоятельности.

Задачи Программы:

Образовательные:

  • Сформировать у детей целостное представление о живой природе, о единстве и многообразии мира.
  • Расширить кругозор, что является необходимым для любого культурного человека.
  • Способствовать популяризации у ребят биологических и экологических знаний.
  • Научить систематизировать биологические знания и выделять главные аспекты.
  • Адекватно оценивать взаимосвязь природы и человека.

Развивающие:

  • Развивать навыки общения и коммуникации.
  • Развивать творческие способности ребенка.
  • Способствовать формированию приемов, умений и навыков по организации поисковой и исследовательской деятельности, самостоятельной познавательной деятельности.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к миру живых существ.
  • Воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды, ответственное отношение к порученному делу.
  • Формирование личных качеств ребёнка: гуманизма, коллективизма, трудолюбия, ответственности.

Новизна программы состоит в том, что она направлена не столько на углубление теоретических знаний, а в большей степени на развитие практических навыков и умений. При создании программы мной были изучены 4 авторские программы кружков по биологии (см. список литературы).

Среди отличительных особенностей данной дополнительной образовательной программы можно назвать следующие:

Охватывает большой круг естественно-научных исследований и является дополнением к базовой учебной программе общеобразовательной школы.

В процессе обучения старшеклассники приобретают новые теоретические знания и практические навыки в биологии, которые позволяют:

  • лучше понимать роль биологического многообразия как ведущего фактора устойчивости живых систем и биосферы в целом;
  • глубже изучить особенности морфологии, физиологии и воспроизведения представителей основных царств живых организмов, понимать механизмы роста, морфогенеза и дифференциации, причины появления аномалий развития;
  • познакомиться с принципом системной организации, дифференциации и интеграции функций организма;
  • на базе современного учения о клетке сформировать представление об единстве и многообразии клеточных типов, основных чертах строения, метаболизма, закономерности воспроизведения, специализации клеток, основные черты строения, развития, функционирования и эволюции тканей животных и растений;
  • формировать четкую ценностную ориентацию на охрану жизни и природы;

Таким образом, новизна и актуальность программы заключается в сочетании различных форм работы, направленных на дополнение и углубление биолого-экологических знаний, с опорой на практическую деятельность. Развитие творческих и коммуникативных способностей основе их собственной деятельности также является отличительной чертой данной программы.

Занятие в кружке позволит обучающимся, с одной стороны, расширить свои знания о мире живой природы, с другой - продемонстрировать свои умения и навыки в области биологии перед ребятами школы, так как предполагается организация внеклассных мероприятий с участием кружковцев.

Возраст обучающихся по программе: 15-17 лет (обучающиеся 9-11 классов).

Срок реализации программы:1 год( 72 часа); 2 часа в неделю.

Формы и режим занятий: Работа по данной программе предполагает очные групповые занятия в одновозрастной группе из 15-18 человек, 2 раза в неделю по 1 часу (время занятий включает 45 мин. учебного времени и обязательный 15-минутный перерыв).

Основные формы обучения: теоретические и практические занятия, экскурсии, проектирование и защита заданий с изготовлением мультимедийной презентации.

Прогнозируемые (ожидаемые) результаты программы:
 
В процессе изучения программы старшеклссники приобретают следующие знания:

  • об истории развития биологии и места биологии в системе естественно-научных дисциплин;
  • о многообразии живого мира,
  • о строении организмов, о единстве взаимосвязи строения и функции;
  • о роли живых организмов в природе и жизни человека.

На основе перечисленных знаний формируются конкретные умения:

  • осмысливать и систематизировать знания о живых организмах, полученные на занятиях, при чтении литературы, просмотре фильмов, личных наблюдений за явлениями природы;
  • подбирать и использовать современные методы исследования природных явлений и процессов;
  • анализировать и обобщать изученный материал.
  • уметь самостоятельно работать с оборудованием и проводить опыты.
  • грамотно планировать и осуществлять элементарные учебно-исследовательские проекты

У обучающихся должны быть развиты: коммуникативность, умение обсуждать результаты, участвовать в дискуссиях, делать выводы, работать на аудиторию и не бояться ее (например, при защите проекта); и воспитаны следующие личностные качества: гуманизм, коллективизм, трудолюбие, чувство ответственности за состояние окружающей среды и порученное дело.

Изучение биологических задач на кружковых занятиях даёт возможность школьникам достичь следующих личностных результатов:

Находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах)

  • Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы);

Метапредметными результатами освоения программы кружка биологии являются:

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение работать с разными источниками биологической информации: тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках; анализировать и оценивать информацию;
  • Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
  • Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Предметными результатами работы кружка биологии являются:

  • Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования современных представлений о естественно-научной картине мира;
  • Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии.
  • Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведение экологического мониторинга в окружающей среде.

Для проведения кружковых занятий имеется оснащённая лаборатория, электронные носители, список прилагается.

Раздел 2. Содержание программы

2.1. Учебно-тематический план

№ пп.

Тема

Общее количество часов

В том числе

Формы аттестации, контроля

теория

практика

1.

Введение. История развития биологии и место в системе естественно-научных дисциплин. Т.Б.

1

1

 

Тестирование

2.

Многообразие организмов - фактор устойчивости биосферы.

1

 

1

Самостоятельная работа

3.

Основные признаки живого.

1

1

 

Опрос

4.

Уровни организации живых организмов.

1

1

 

 Творческая работа

5.

Сущность жизни.

1

 

1

Тестирование

6.

Растения в системе органического мира.

1

 

1

Самостоятельная работа

7.

Общие признаки царства Растения.

1

 

1

Самостоятельная работа

8.

Строение растительной клетки.

1

1

 

Проверка таблицы и выводов в тетради

9.

Структурно-функциональные особенности тканевой организации растений.

1

1

 

Тестирование

10.

Органный уровень организации растительного организма.

1

1

 

Тестирование

11.

Вегетативные органы растений: корень и побег. ПР. Р. Определение типа корневой системы растения.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

12.

Особенности вегетативного, бесполого и полового размножения растений.

1

 

1

Самостоятельная работа

13.

Генеративные органы растений: гинецей и андроцей.

1

1

 

Опрос
Составление загадок

14.

Опыление и двойное оплодотворение.

1

1

 

Творческая работа

15-16

Образование семян.

2

2

 

Опрос

17.

Приготовление микропрепарата листа элодеи и рассматривание строения растительных клеток. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

18.

Изучение техники микроскопирования, изучение микроскопического строения растительной клетки, изучение микроскопического строения корня и стебля растений

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

19.

Решение тестовых заданий. Промежуточный контроль.

1

 

1

Тестирование

20.

Низшие растения. Размножение водорослей.

1

1

 

Опрос

21.

Основные направления эволюции водорослей. Систематика водорослей: отделы Зеленые, Красные и Бурые водоросли.

1

 

1

 Творческая работа

22.

Отделы высших споровых растений: Риниофиты, Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные.

1

 

1

Творческая работа

23.

Отдел Голосеменные. Отдел Покрытосеменные (Цветковые). Основные семейства классов Однодольных и Двудольных растений.

1

1

 

Опрос
Составление вопросов

24- 25.

Многообразие высших растений.

2

 

2

Отчёт об экскурсии

26.

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп.

1

1

 

Тестирование

27.

Животное царство – часть органического мира.

1

1

 

Опрос

28- 29

Подцарство Простейшие. Таксономия и особенности организации и жизнедеятельности простейших.

2

 

2

Самостоятельная работа

30.

Подцарство Многоклеточные. Губки. Кишечнополостные.

1

 

1

Самостоятельная работа

31.

Тип Плоские черви. Общая характеристика.

1

1

 

Составление схемы

32.

Многообразие типа.

1

 

1

 Творческая работа

33.

Жизненный цикл паразитических плоских червей.

1

1

 

Опрос

34.

Тип Круглые черви. Целомические животные.

1

 

1

Творческая работа

35.

Изучение многообразия круглых червей.

1

1

 

Творческая работа

36.

Тип Кольчатые черви. Общая характеристика.

1

1

 

Составление схемы

37.

Представители класса Олигохеты, Полихеты, пиявки.

1

1

 

Защита рефератов

38.

Гирудотерапия.

1

1

 

Защита рефератов

39.

Тип Моллюски. Общая характеристика.

1

1

 

Опрос

40.

Изучение многообразия моллюсков.

1

 

1

Написание очерка

41.

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

1

 

1

Выставка
рисунков
Заполнение таблицы

42.

Тип Членистоногие. Общая характеристика.

1

 

1

Заполнение схемы

43-44

Ароморфозы типа. Многообразие членистоногих.

2

2

 

Творческая работа

 45.

Микроскопическое изучение простейших, определение вида простейшего животного. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

46-48.

 Разнообразие членистоногих.

3

 

3

Отчёт об экскурсии

49.

Защита проектов.

1

 

1

Презентация уч-ся

50.

Внутреннее строение и функции, роль и распространение представителей важнейших таксономических групп.

1

1

 

Опрос

51.

История изучения животных. Тип Хордовые. Общие признаки типа.

1

 

1

Самостоятельная работа

52.

Характеристика подтипов Личиночнохордовые (Оболочники), Бесчерепные, Черепные (Позвоночные).

1

 

1

Самостоятельная работа

53.

Классы Хрящевые рыбы и Костные рыбы.

1

 

 

Составление схемы

54.

Класс Земноводные (Амфибии) и Пресмыкающиеся (Рептилии).

1

1

 

Заполнение таблицы

55.

Класс Птицы. Приспособление птиц к полету.

1

1

 

Опрос

56.

Многообразие птиц .

1

 

1

Самостоятельная работа с определителем птиц

57.

Класс Млекопитающие. Прогрессивные черты развития.

1

1

 

Тестирование

58.

Знакомство с представителями основных отрядов млекопитающих.

1

1

 

Опрос

59.

Знакомство с представителями основных отрядов млекопитающих.

1

1

 

Заполнение таблицы

60.

 Выявление приспособлений рыб к водной среде обитания. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

61.

 Составление сравнительной характеристики земноводных и пресмыкающихся. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

62-63.

Многообразие животных в природе.

2

 

2

Отчёт об экскурсии

64-65.

Изучение происхождения и эволюции фаун.

2

 

2

 Защита проектов

66-67.

Основные зоогеографические области суши.

2

 

2

Защита проектов

68.

Особенности островных фаун.

1

1

 

Опрос

69.

Составление характеристики флоры и фауны одной из зоогеографических областей суши. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

70.

Составление характеристики островных сообществ и выявление эндемиков. ПР.Р.

1

 

1

Проверка таблицы и выводов в тетради

71.

Защита проектов.

1

 

1

Презентация
Творческая работа

72.

Итоговое занятие.

1

 

1

 

 

Итого

72

31

41

 

Примечание. Расчёт часов учебно-тематического плана представлен на:

  • 36 учебных недель;
  • одну учебную группу

Продолжение программы

Приложение

Список использованной литературы

1. Чубуков А.С., Мишукова Л.М. Программа «Общие закономерности в биологии».// Биология в школе. - 2015, №6.- с.63-68.

2. Винокурова Н.Ф.Программа «Экология города».// Биология в школе. -2015, №3. – с.68-72.

3. Клевцова О.И. Программа «Эрудит».// Биология в школе. - 2014, №2. – с.65-70.

4. Чередниченко И.П. Программа «Юный биолог».// Биология в школе. - 2013, №4.- с 76-79.

Список литературы для педагога

1. Акимушкин И.А. Невидимые нити природы: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 230 с.

2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2014 – 120 с.

3. Гелетон А. В. Жизнь зелёного растения: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 112 с.

4. Герасимов В.П. Животный мир нашей Родины: учеб. пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 230 с.

5. Двораковский М.С. Экология растений: практическое пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 240 с.

6. Жук Л.И. В гармонии с природой: методическое пособие. – Мн.: Издательство ООО «Красико Принт», 2013 – 234 с.

7. Коростелёв Н.Б. Воспитание здорового школьника: методическое пособие. – М.: Просвещение, 2013 – 186 с.

Список литературы для обучающихся

1. Богданова Т.Л., Солодова Е.А. Биология: справочник для старшеклассников. – 3-е изд. М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2013. – 816 с., ил.

2. Батуев А.С. Гуленкова М.А., Еленевский А.Г. Биология. Большой справочник для школьников. - М.: Дрофа, 2014.

3. Власова З.А. Биология: Справочник абитуриента. – М.: Филол. Общество «Слово», АСТ, Изд. дом «Ключ С», 2013. – 640 с.

4.Пролептова А.Н. Птицы в природе. Определитель.

5.Фёдорова А.А. Жизнь растений. - М. :Просвещение, 2013.

Электронные цифровые пособия

1. Библиотека электронных наглядных пособий. Биология 6-9 классы (учебно - электронное издание). М.: «Кирилл и Мефодий», 2013г.

2. Биология. 10–11 класс. Интерактивный курс для школьников.- М.: Просвещение, 2013г.

3. 1С: Школа. Основы общей биологии. 9 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.

4.1С: Школа. Биология. 7 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.

5.1С: Школа. Биология. 6 кл. – М.: ЗАО «1С», Вентана – Граф, 2014г.

Интернет-сайты

1. www.vokrugsveta.ru - Вокруг света

2. www.droug.ru - журнал «Друг»

3. www.geoclub.ru - журнал «Гео»

4. www.zooclub.ru/animals - газета «Мое зверье»

5. http://bio.1september.ru/ - газета «Биология»

6. www.zooland.ru - «Кирилл и Мефодий. Животный мир»

7. www.herba.msu.ru - «Херба» – ботанический сервер МГУ им. М.В.Ломоносова

8.http://www.nsu.ru/biology/courses/internet/main.html - Ресурсы по биологии

 9.http://infomine.ucr.edu/search/bioagsearch.phtml - База данных по биологии

10. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Нормативные документы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

3. Приказ Департамента образования города Москвы «О мерах по развитию дополнительного образования детей в 2014-2015 году» от 17.12.2014 г. № 922 (в ред. от 7 августа 2015 года № 1308, от 8 сентября 2015 года № 2074, от 30 августа 2016 года № 1035, от 31 января 2017 года № 30).

4. Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41).

3.12.2018