Преодоление неуспеваемости учащихся на уроках математики в условиях реализации ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


Невозможно оставаться равнодушной, наблюдая, как год от года падает интерес учащихся к учебе, нивелируются достижения в области обучения математике, насколько низок стал уровень знаний выпускников. На опыте убеждаюсь в том, что число учащихся, испытывающих трудности в обучении, растет и связано это, в первую очередь, с индивидуальными особенностями детей, с условиями протекания их развития, с наследственными факторами. Разве ребёнок виноват, что у него такие условия жизни, что его бросила мать, а бабушка вынуждена работать и уделить должное внимание не может, что его родили в 18 лет и чувство материнства его мать не испытала. Одна из задач, которую мне приходится решать практически каждый день - «не потерять», «не упустить» детей, которые требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения. У них нет опоры на родителей как союзников учителя – предметника. Это дети, в основном, из асоциальных семей, с отсутствующей адекватной самооценкой, с частыми пропусками уроков без уважительной причины. Деятельность по предупреждению неуспеваемости требует при обнаружении отставания оперативно принимать меры к его устранению. Выбор мер связываю с личностью ученика и с теми обстоятельствами, которые непосредственно предшествовали получению неудовлетворительных оценок и могли повлиять на его успеваемость. Неуспевающий ребёнок – это двоечник. Если среди оценок преобладают двойки, то приходится говорить о стойкой неуспеваемости.

Наталья Семаго, кандидат психологических наук, ПМСЦ «Тверской» выделяет восемь типичных случаев:

  1. Двоечник тихий, который не в состоянии освоить программный материал в силу тотальности недоразвития всех сторон психики.
  2. Двоечник уравновешенный, который часто не понимает, что происходит, зависим и несамостоятелен.
  3. Не всегда двоечник, но буйный, который порой становится неуправляемым, но способен усвоить программный материал.
  4. Двоечник старательный, у которого причиной неуспеваемости служат не трудности организации поведения ребенка в образовательном учреждении или дома, а трудности овладения соответствующим программным материалом.
  5. Типичный двоечник, который адекватен в поведении, но быстро устаёт, теряет интерес к происходящему, начинает отвлекаться, мешать другим детям.
  6. Двоечник инфантильный, которыйнеутомим в игре, но имеет низкую работоспособность. Усваивать материал не хочет.
  7. Двоечник, но в перспективе, у которого до определенного момента все хорошо, а потом, после перенесенного сотрясения мозга, ушиба мозга, инфекционного или другого заболевания ЦНС, он перестает работать на уроке, отвлекаем, часто просто “не слышит”, что к нему обращаются.
  8. Двоечник по чужой вине. Этот ребенок из неблагополучной или люмпенизированной семьи, программный материал принципиально может усвоить, но условия, в которых он живет, не дают ему возможности учиться.

Сложилось так, что значительная часть моих учеников соответствуют этой классификации. Пытаясь преодолеть неуспеваемость, приходится сталкиваться с бессознательным упорством детей, не желающих трудиться. Но, на мой взгляд, очень многое зависит от меня самой. Прав был В.А.Сухомлинский, который, опираясь на опыт работы с отстающими детьми, считал, что «...развитие невозможно без гармонического влияния на всю психофизическую, духовную жизнь человека». Преодоление неуспеваемости происходит в личности ученика под влиянием педагогических воздействий. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, обеспечивающий возможность найти такие формы работы, которые воздействуют и на мотивацию, и на формирование навыков учебного труда, и на мышление учащихся. В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще соответствует параметрам «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». ФГОС включает в себя, в том числе, и требования к условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. С.Л.Рубинштейн говорил, что «добиться успехов в борьбе с дурными и слабыми сторонами человека можно верней всего, нащупав его сильные стороны, - те силы в нем, которые при надлежащем их направлении могут быть обращены на благую цель». Для достижения этой цели использую технологию личностно-ориентированного обучения, дающую возможность:

  1. способствовать эффективному накоплению каждым ребенком своего собственного личного опыта;
  2. предлагать детям на выбор различные учебные задания и формы работы, поощрять самостоятельный поиск путей решения этих заданий;
  3. выявлять реальные интересы детей и согласовывать с ними подбор и организацию учебного материала;
  4. вести индивидуальную работу с каждым ребенком;
  5. помогать детям самостоятельно планировать свою деятельность;
  6. поощрять детей за умения самостоятельно оценивать результаты работы и исправлять допущенные ошибки;
  7. учить детей самостоятельно вырабатывать правила поведения и контролировать их соблюдение;
  8. побуждать детей к обсуждению возникающих между ними конфликтных ситуаций и к самостоятельному поиску пути их разрешения.

Личностно-ориентированная технология создаёт необходимые условия для обучающихся и позволяет организовать учебный процесс в соответствии с требованиями ФГОС.

Опыт многолетней работы позволяет правильно организовать работу со слабоуспевающими учащимися, используя традиционные УМК, находить в них соответствующие инструменты, позволяющие формировать весь комплекс заданных ФГОС личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных учебных действий и умения учиться в целом.

Упор делаю на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик - живой участник образовательного процесса. Современный урок находится в постоянной динамике, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Очень важно поддерживать инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивать приоритет его деятельности, создать такой психологический микроклимат, в котором каждому «есть место в классе».

Зная индивидуальные черты своих учеников, применяю по отношению к ним специальные приемы, полезные для слабых учеников правила:

  • не ставить слабого в ситуацию неожиданного вопроса и быстрого ответа на него; желательно, чтобы ответ был не в устной, а в письменной форме;
  • не давать для усвоения в ограниченный промежуток времени большой, разнообразный, сложный материал; нужно постараться разбить его на отдельные информационные куски и давать их постепенно, по мере усвоения;
  • в случае недостаточного усвоения учебного материала откладываю опрос на следующий урок, дав возможность ученику позаниматься дома;
  • путем поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа "отлично", "молодец", "умница" и т.д.) формировать у такого ученика уверенность в своих силах, в своих знаниях; осторожнее оценивать неудачи ученика, ведь он и сам очень болезненно относится к ним;
  • во время подготовки ответа дать время для проверки и исправления написанного;
  • следует в минимальной степени отвлекать его, стараться не переключать его внимание, создавать спокойную, не нервозную обстановку.

Я люблю свою работу и отдаюсь ей полностью, без остатка. Я люблю своих учеников. Чтобы повысить их работоспособность, делаю всё, что от меня зависит: стараюсь разнообразить виды деятельности, проветриваю кабинет, провожу физминутки. Всегда помню о соблюдении принципа необходимости и достаточности. Подбираю карточки для индивидуальной работы, задания с выбором ответа, деформированные задания, перфокарты, карточки-тренажеры, творческие задания, карточки-информаторы, карточки с образцами решения. Но, когда входишь в класс и видишь потухшие глаза своих учеников, очень хочется надеяться, что с внедрением ФГОС и нового закона об Образовании изменится отношение общества и, в первую очередь, родителей к проблемам преодоления неуспеваемости на уроках математики. Ведь математика - один из двух обязательных экзаменационных предметов и за курс основной школы, и за курс средней школы. К сожалению, за последние годы значительно увеличился разрыв во взаимопонимании между учителем и родителями. И не во всём виноват учитель.