Развитие творческого потенциала как способ положительной мотивации учения

Разделы: Начальная школа


Презентация

(слайд 1)

В настоящее время в современной школе по-прежнему достаточно остро стоит задача повышения эффективности обучения. Это связано в первую очередь с тем, что год от года растет объем информации, которую ученики должны освоить. И проблема заключается в поиске таких средств и способов, которые бы способствовали прочному, осмысленному усвоению знаний учащимися. Одним из возможных вариантов решения проблемы является построение учебной деятельности с опорой на основы мотивации, влияющей не только на познавательную активность и желание учиться, но и на успешность, эффективность и результативность учебной деятельности.

(слайд 2)

Цель работы: формирование внутренних мотивов учения (познавательных, инициативных, творческих), возникающих в процессе учебной деятельности и зависящих от содержания и форм обучения через развитие творческого потенциала личности ребенка младшего школьного возраста.

Формировать мотивацию – значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения и желания учиться.

(слайд 3)

Задачи самообразования:

  • активное использование учителем и учащимися средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • развитие метапредметных навыков учащихся: универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных);
  • развивать творческий потенциал учащихся и создавать необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности учащихся;
  • повышение качества проведения учебных и внеурочных занятий в результате применения ИКТ-технологий.

(слайд 4)

Актуальность темы определяется тем, что именно в период обучения ребёнка в начальной школе, когда учебная деятельность является ведущей, важно создать предпосылки формирования мотивации учения, и к концу обучения в начальной школе придать мотивации определённую форму, т.е. сделать её устойчивым личностным образованием школьника.

Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины.

Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.
Как же пробудить у ребят желание «напиться из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность школьников? Эта проблема волнует учёных, методистов, психологов, но в первую очередь каждого учителя, так как уровень мотивации влияет на качество знаний, а, следовательно, на результативность учебной деятельности.

Новое время ставит перед нами новые задачи. Мы сегодня должны выпускать ученика не с определенным багажом знаний, а ученика, который должен уметь в деятельности добывать эти знания, анализировать их и применять, самостоятельно критически мыслить, быть коммуникабельным.

А школа должна создавать условия для формирования такой ЛИЧНОСТИ.

В формировании учебной мотивации, несомненно, особо значимым является интерес. Интерес ребенка к окружающему миру и конкретному учебному предмету служит необходимой предпосылкой обучения. При наличии устойчивого интереса значительно облегчается процесс развития у него познавательных функций и жизненно важных умений. Интерес ребенка к новому становится мотивом исследовательской деятельности. Любой учитель знает, что заинтересованный школьник учится лучше. У школьника, испытывающего интерес к изучаемой теме, возникает желание исследовать, расширять свой кругозор путем получения новой информации. Ребёнку необходимо творить.

Творчество – это создание нового, прекрасного, оно противостоит шаблону, оно наполняет жизнь радостью, возбуждает потребность в знании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Творческое развитие доступно каждому ребёнку.

(слайд 5)

Каковы же условия этого развития?

1) Свободная атмосфера в школе и классе.

2) Доверие и уважение к ученикам со стороны учителя.

3) Высокий уровень познавательных интересов среди учащихся, игровые методики учителя, решение творческих задач при изучении различных тем.

4) Внимание к интересам каждого ученика, его склонностям, здоровью, к его способностям.

5) Атмосфера общей культуры в школе. Учитель достигает желаемого результата лишь в том случае, если он сам, как личность, не чужд творчеству, созиданию, постоянному поиску.

Наиболее ярко раскрываются творческие способности учащихся в проектной деятельности, которая носит поисковый характер. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся: умение конструировать свои знания, развитие творческого мышления, создание собственного продукта проектной деятельности, ориентация в информационном пространстве.

Наиболее интересными на мой взгляд, можно назвать следующие проекты учащихся: «Сочиняем сказки» (слайд 6–9), «Здравствуй, Новый год!». (слайды 10–15). В рамках Декады «Безопасность жизнедеятельности», мы создали проект «Правила безопасного поведения». (слайды 16–18).

В своей работе применяю активные формы проведения урока. К активным формам урока с учётом психолого-педагогических особенностей развития учащихся относятся ролевые игры, уроки-конкурсы, уроки-викторины, разработка и защита проектов по теме, уроки-спектакли, урок-смотр знаний и другие. На уроках литературного чтения веду диалог с учащимися, подталкивая их к размышлению. Дети не боятся высказывать своё собственное мнение, так как ни одно из них не называю ошибочным. Все детские версии обсуждаю не в жёсткой оценочной ситуации (правильно – неправильно), а в равноправном диалоге. В этих условиях все ученики стремятся быть «услышанными», высказываются по затронутой теме.

На уроках окружающего мира ученики наиболее раскованны и активны, стремятся поделиться своими наблюдениями и с увлечением подбирают дополнительный материал из разных источников (из энциклопедии, сети Интернета). По результатам собственных наблюдений и с помощью дополнительной литературы дети составляют проекты, пишут сообщения, рисуют рисунки. Ученики 1 класса с помощью родителей составили проект «Мой класс и моя школа». (слайды 19, 20, 21, 22, 23,24, 25)

Развитию творческой индивидуальности учащихся способствуют уроки технологии, которые проходят в атмосфере свободного общения. Дети увлечённо работают над созданием поделок, применяют свои творческие способности на практике, помогают товарищам справляться с трудностями. (слайды 26–34)

На развитие творческих способностей учащихся направлена внеклассная работа. С первоклассниками провели мероприятие «Праздник числа». (слайды 35–40)

 В своей работе придерживаюсь условий проведения урока, направленного на развитие творческих способностей учащихся:

1. Учитель должен принимать все ответы и реакции детей.

3. Ошибка ученика должна использоваться как возможность нового, неожиданного взгляда на что-то привычное.

4. Непременным условием проведения урока является положительная поддержка личности каждого ребёнка.

5. Во время урока (занятия) исключаю всякую критику личности и деятельности детей.

6. Стараюсь использовать в учебной деятельности повседневный опыт детей.

Обязательным условием творческой деятельности на уроке является благоприятный психологический климат. Существует ряд специальных приёмов, направленных на создание атмосферы доброжелательности и доверия на уроке. Прием «снятия страха» заключается в декларировании учителем права для каждого ребёнка быть «глупым». Подчёркивается, что лучше высказать свои предположения по поводу решения проблемы, даже неверные, чем промолчать, боясь показаться смешным и глупым. Перед выполнением творческого задания можно напомнить, что всегда можно исправить допущенные ошибки, творчество не терпит жёстких рамок.
«Тихий опрос». Этот приём используется по отношению к неуверенным в своих силах ученикам(«на ушко»). Следует заметить, что длительность использования этого приёма ограничена; развиваясь, ребёнок становится более уверенным в себе, и необходимость в приёме автоматически отпадает. Приёмы «эмоционального поглаживания», «словесной поддержки», способствуют созданию у учащихся мысленного образа предстоящей деятельности и пути её выполнения.

Все приведенные примеры заданий и приёмы способствуют познавательной активности учащихся, стимулируют раскрытие творческого потенциала. Систематическое выполнение подобных заданий способствует повышению качества усвоения программного материала, что является целью любого учителя, и формирует стойкую положительную мотивацию к учению. Учение и обучение становится взаимоприятным как для ученика, так и для учителя, так как в процессе развития детей развивается и сам учитель, ученики будят в нём художника, творца. Подлинно творческий человек постоянно мотивирован на достижение успеха. И это установка и для ученика, и для учителя.

(слайд 41)

Желаю вам творческих идей!

Благодарю за внимание!

Использованная литература

  1. Белова Е.С. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать: Пособие для воспитателей и родителей / Е.С.Белова. - М.: Изд-во МПСИ: Флинта, 2004. -144с.
  2. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие / Д.Б. Богоявленская. - М.: Академия, 2002. -320с.
  3. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети / Ю.З. Гильбух. - М.: Знание, 1991. - 92с.
  4. Дерябо С.Д. Учителю о диагностике эффективности образовательной среды: Пособие для учителя /С.Д. Дерябо. – М.: Молодая гвардия, 1997. – 222с.
  5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: «Питер», 2000. – 368с.