Мастер-класс по патриотическому воспитанию учеников начальной школы "Учебная деятельность как эффективное средство гражданско-патриотического воспитания младших школьников"

Разделы: Начальная школа


Цель: практическое овладение педагогами навыками и умениями по вопросам патриотического воспитания.

Задачи:

  • Повысить педагогическую компетентность педагогов по вопросам патриотического воспитания.
  • Обобщить знания педагогов об этапах патриотического воспитания, формах и методах работы.
  • Вызвать интерес педагогов к этой проблеме.

Лидия Сергеевна Мельникова

Муравей спросил у пчелки:
«Где твой дом, твоя семья?»
Говорит пчела, летая:
«Там, где Родина моя!»

Слайд 2

Что такое Родина? Что значит любить свою Родину? На эти вопросы человеку приходится отвечать с малых лет. Россия – страна, имеющая большие духовно-нравственные традиции, которые прошли многовековой путь формирования и эти нравственные традиции требуют своего возрождения.

Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.

Важно, чтобы каждая семья осознала: воспитывая своих детей, она выполняет часть дела, которое стало в нашей стране общенародным, дела формирования нашей юной смены.

Дети наше будущее, наша гордость, наша тревога и наша надежда… Мы хотим, чтобы мы смело могли доверить им самое дорогое - нашу Родину, чтобы принятую от нас эстафету великой ответственности за нее они понесли с честью.

Младший школьный возраст, в силу непосредственности душевных и эмоциональных реакций, в силу не утраченной открытости души, наиболее важен для формирования патриотических чувств. Младшие школьники очень эмоциональны, их психическая деятельность окрашена эмоциями. Они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление, они непосредственны в выражении радости или горя, печали, неудовольствия.

Любовь к Родине, к своему народу начинается с малого - с любви к матери, с уважения к людям, окружающим тебя, с родного дома, улицы, с умения находить вокруг себя то, что достойно восхищения.

И, конечно, если ребята будут знать, сколь необычна история нашего края,его семьи, какими славными делами прославили себя родственники, земляки, им будет, чем гордиться, за что любить свою маленькую Родину.

Слайд 3

Программа по УМК «Школа России» направлена на формирование социально-активной личности, гражданина и патриота, обладающего чувством национальной гордости, гражданского достоинства.

Уже с первых уроков дети знакомятся с природой Родины,устным народным творчеством, используют народные загадки ,пословицы и поговорки необходимые для привития любви к родному краю. С помощью пословиц люди пытались передать новому поколению прописные истины, следование которым обеспечивало бы успех и благополучие, поэтому зачастую их адресовали именно детям. В азбуке на уроках читаем, заучиваем и просто вспоминаем произведения русских поэтов А.Пушкина, И.Никитина, И.Бунина, В.Берестова, К Чуковского, С.Маршака.

На уроках окружающего мира мы изучаем такие темы как «Что такое Родина?», «Что мы знаем о народах России?», «Что мы знаем о Москве?», «Моя малая родина», «Как живет семья?».

Для более осознанного восприятия материала используем разнообразные формы, такие как посещение школьного и краеведческого музея города; памятников; изучение краеведческой литературы о городе и крае; оформление семейных альбомов, организация выставки фотографий и открыток; сбор и систематизация по темам нравственно-патриотического воспитания школьников, отражающих разные стороны жизни русского народа, создание презентаций по темам.

Слайд 4

Галина Владимировна Воронкова

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках,
Послушать, понюхать и,
Может быть, попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу найти самостоятельно.

Малыш впервые открывает Родину в семье. Это ближайшее его окружение, где он черпает такие абстрактные для него понятия, как «труд», «долг», «честь», «Родина».

Мы приглашаем шесть человек, желающих принять участие.

((После того, как вышли в зал помощники, педагоги  предлагают поиграть в игру «Чудесный мешочек». Участники достают из мешочка атрибуты с запиской, в которой им предлагается перевоплотиться в одного из членов семьи)). КАРТОЧКИ

- У нас есть дом (показывают на мольберт), но в этом доме чего-то не хватает, а не хватает в нём настроения. Сейчас каждый из вас быстро перевоплотиться в одного из членов семьи и передаст в рисунке настроение своего героя, но для этого надо вжиться в его образ и внимательно слушать наши стихотворения.

(Педагоги расставляет участников вокруг мольберта, чтобы слева и справа стояли по три человека, и начинает читать стихотворение. Каждый герой выходит  к мольберту  и рисует свой рисунок тогда, когда ведущий читает о нём стих).

Мы должны построить дом,
А кого поселим в нем?
Первой в доме будет кошка
Поживет пускай немножко.
Обживётся, а потом, деда в гости позовём.

***

Кто у нас глава семьи-
Дедушка, конечно
Все заботы и проблемы
Знает повсеместно.
Внука в школу отведёт,
Внучку – на вязание
У него на каждый день
Большое расписание.

***

Наша бабушка – пчела
Встанет очень рано,
Все домашние дела
Выполнит исправно.
Моет, гладит, вяжет, шьёт,
Дома убирается,
Быстро спорятся дела,
Для детей старается.

***

Папа занят важным делом,
Вечно на работе,
Он у нас товарищ смелый,
У друзей в почёте.
Дома любит полежать
На большом диване
И газетке почитать
И себе, и маме.

***

Мама кружит, как юла,
Нас не забывает
Всё, всегда, везде она
Сразу успевает.
Поработать, причесаться
Сделать круг в бассейне
И вернуться к нам домой
В прекрасном  настроении.

***

Внук – отличник и спортсмен,
Чудное создание
Он не требует к себе
Особого внимания.
Сам заданья выполняет,
Ходит с другом на каток,
И сестрёнке помогает
Сделать не один урок.

***

Внучка – лапочка у нас,
Ходит только в первый класс.
Несмотря на малый возраст
Девочка старается
И помощницей для всех
Сразу стать пытается.
С мамой пироги печёт,
Вымоет посуду,
В общем, наша первоклашка
Не ребёнок – чудо!

***

Мы закончили рисунок,
Что же получилось?
Настроенье всей семьи
В рисунке отразилось.
Здесь побольше ярких нот
Мрачных очень мало
На душе у всех сейчас
Сразу легче стало.
Встанем ближе, улыбнёмся,
За руки возьмёмся
Как бы ни было нам плохо
Мы не разомкнемся.
Потому что мы одна
ОЧЕНЬ ДРУЖНАЯ СЕМЬЯ!!!

(Спасибо, можно присесть)))

Так и нас всех, собравшихся сегодня, можно назвать одной большой семьей.

Слайд 5

Тренинговое упражнение «Серебряная нить связи поколений»

Дорогие друзья! Давайте сейчас представим и ощутим на себе, как действует сила рода. Выберем в нашей группе Ребенка. Вокруг которого встанет весь его род. Ведь именно от этих людей зависит будущая жизнь детей, от них он получает жизненную энергию и мудрость. Среди участников мастер-класса выбирается Ребенок. Остальные берут роли папы, мамы, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки, тети, дяди и т.д. А теперь мы будем связывать вас с Ребенком этой невидимой, но крепкой нитью связи поколений, родословной. А вы, как сильный род, передайте молодому поколению свою мудрость, скажите напутственные слова, добрые пожелания. Скажите ваш род деятельности, скажите, какие надежды вы на него возлагаете, кем бы вы хотели его видеть в будущем итд. Звучит музыка. Участники выполняют задание. С каждым человеком, родственником Ребенка, устанавливается связь с помощью серебряной нити. Посмотрите, как счастлив наш Ребёнок. А теперь представьте на мгновение, что не будет в жизни Ребенка этих людей, не будет ощущения сильного рода, не от кого будет услышать такие добрые напутственные слова. И эти нити-корни оборвутся.

Мне хотелось бы подробнее остановиться на методе проектного обучения.

Основная цель: перейти от человека – исполнителя к человеку-творцу, человеку-исследователю. - Многие родители не имели возможности участвовать в каких-либо делах своих детей. Я дала им возможность сблизиться, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Родители вместе с детьми делали фотографии, помогали подбирать информацию, помогали ребенку готовить защиту своей работы. В ходе исследования, обучающимися был сделан вывод о том, что без знания истории своей семьи, правил общения и взаимоотношений в семье невозможно сохранить свой род, построить счастливую дружную семью.

Поиск родственных связей, составление родословной, изучение жизни, быта, семейных традиций показывает связь поколений, формирует нравственные устои в семье, ценностное отношение к малой Родине, Отечеству. Всё это способствует воспитанию патриотов своей Родины.

Слайд 6-23

Презентация

Слайд 24

Лидия Сергеевна Мельникова

Приобщение к народным праздникам и традициям - важная особенность патриотического воспитания И эти традиции начинают зарождаться в семье, а продолжение приобщения детей к русской культуре и культуре народов населяющих Россию происходит в школе на уроках и во внеурочной деятельности.

На уроках музыки широко используем все виды фольклора: игры, сказки, песенки, пословицы, поговорки. В устном народном творчестве, как нигде сохранились особенные черта русского, присущие им нравственные ценности, представления о добре и правде, храбрости, трудолюбии, верности. Уроки музыки дают большие возможности для раскрытия широты и открытости русской души.

Значительно лучше в этом возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников без всяких усилий с их стороны. Они лучше, быстрее запоминают и сохраняют в памяти конкретные события, предметы, чем описания и определения Так в 1 четверти мы знакомились с хороводами,с характерными особенностями песен и танцев разных  народов

Слайд 25

Так во 2 четверти мы с учениками по программе Критского в 1 классе проходим темы:

1.9. Музыкальные инструменты. Народные инструменты

1.10. «Садко». Из русского былинного сказа

3. Музыкальные инструменты

4. Звучащие картины

5. Разыграй песню

6. Пришло Рождество, начинается торжество

7. Родной обычай старины

8. Добрый праздник среди зимы

Слайд 26

На первом уроке знакомства с народными инструментами, я положила перед ребятами деревянную ложку, бубен, камешки. Задала вопрос: Что можно делать этими предметами? Стучать, ударять

Где можно их использовать?

- Да. Русский народ очень любил исполнять песни а капелла, но не меньше он любил исполнять их под аккомпанемент музыкальных инструментов, которые сам же и создавал. И создавались шумовые оркестры Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности. Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук.

- Могут ли эти предметы создать общую мелодию?  Что для этого нужно сделать? выбрать мелодию, задать ритм.

- Я буду вашим дирижером, задам вам ритм, а  вы пробуйте повторить на инструментах А теперь давайте  под музыку попробуем Слушаем музыку, друг друга, смотрим на дирижера Шумовой оркестр Русский

Итог

Таким образом, комплексный подход к патриотическому воспитанию представляет собой совокупность общечеловеческих ценностей: понятия любви, дружбы, добра, истины сливаются с познавательной активностью, представлениями о современной действительности, деятельно-практическим отношением к миру.

Слайд 27