Социальные сети как способ коммуникации между участниками образовательного процесса

Разделы: Общепедагогические технологии


Ключевые слова: социальная сеть, учебный процесс, коммуникативное пространство, образовательное учреждение, сетевой учебный контент, учебная площадка.

Сегодня в нашем современном мире уже не обойтись без таких понятий, как интернет, айфон, социальные сети. Современное общество не представляет себе, как можно обходиться без этого. Наша жизнь всё чаще из реальной становится виртуальной, многие «живут» в соцсетях. Можно долго спорить о том, плохо это или хорошо, приводить различные доводы «за» и «против», говорить о плюсах и минусах. Но факт остаётся фактом: социальные сети прочно вошли в нашу жизнь. И, наверное, правильнее делать так, чтобы они служили людям, являясь одним из способов коммуникации. Способов коммуникации много. И социальные сети являются одним из способов коммуникации.

Понятие «социальная сеть» имеет несколько значений.

В данной статье словосочетание «социальная сеть» употреблено в значении социальная сеть — это платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений. [1., электронный ресурс]

Социальных сетей великое множество. Но в России наиболее популярны такие социальные сети, как «В Контакте», «Одноклассники», «Twitter”, «Facebook”. [ 1. ]

Социальные сети – важная и актуальная на сегодняшний день проблема. Итоги многочисленных исследований говорят о том, что социальными сетями уже охвачено более половины всех пользователей Интернета. И хотя в нашей стране этот показатель пока меньше мирового, он стремительно растёт. [ 2. ]

Социальные сети имеют свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, они оказываются бесценными помощниками, выступая методом построения коммуникации между различными людьми разных социальных слоёв, разных возрастов, профессий и специальностей и т.д., помогают в поиске своих старых знакомых и друзей, и обретении новых, помогают поддерживать с ними связь, не смотря на расстояние и занятость. Кроме того, социальные сети являются ценным инструментом в процессе поиска работы у современных людей.

С другой стороны — тратя много времени на соцсети, растёт количество людей с психологической зависимостью от социальных сетей, что способно вызвать психологическое расстройство у человека, и это не может не беспокоить современных учёных.

Но самый большой плюс соцсетей – предоставленная ими возможность коммуникации между участниками образовательного процесса.

Определение, кто является участниками образовательного процесса, дано в Законе об образовании, согласно которому принято Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" .

Участниками образовательного процесса в общеобразовательном учреждении являются обучающиеся, педагогические работники общеобразовательного учреждения, родители (законные представители) обучающихся [3].

Не обошла подобная тенденция и нашу страну — глобализация сделала возможным использование одного явления в совершенно разных сферах. [4., стр. 2]

На смену бумажным журналам оценки качества образовательного процесса обучающихся пришли и электронный журнал, и электронный дневник, преимущество которых очевидно. Это и отличный инструмент для директоров, завучей и учителей школ для уменьшения ежедневной бумажной школьной отчетности, открытость и доступность для родителей, где они могут полностью контролировать успеваемость своего ребёнка по предметам, быть на связи не только с классным руководителем, но и учителем, преподающим тот или иной предмет, кроме того, позволяет своевременно отреагировать на полученную отметку, задать интересующий вопрос и получить исчерпывающий ответ.

Учителю важно владеть современными средствами и способами коммуникации, взаимодействие с родителями обучающихся можно осуществлять в нескольких соцсетях: в «ВК», «Одноклассниках», «Вайбере» и др.

В «Вайбере» можно создать группу, куда пригласить родителей из своего класса, достаточно знать номер телефона того, кого планируешь пригласить в данную группу. Очень простой интерфейс легко помогает ориентироваться в данной соцсети.

  • Во-первых, в этом случае информация до родителей доносится без искажения.
  • Во-вторых, можно быстро собрать информацию для отчёта, не затрачивая при этом дополнительные средства и время на телефонные звонки.
  • В-третьих, благодаря своевременному оповещению родителей, например, о предстоящем собрании, посещаемость родителей вырастает до 90-95 %.
  • В-четвёртых, до родителей своевременно доводятся итоги контрольных срезов, мониторинговых работ по предметам и т.д., что позволяет быстро реагировать и принимать меры (если они требовались) по устранению пробелов в знаниях учащихся.

В группу в соцсетях могут входить все педагоги школы, происходит взаимодействие как между педагогами и администрацией школы, так и между коллегами.

Таким образом, взаимодействие в социальных сетях позволяет обеспечить непрерывность учебного процесса, который выходит за рамки учебных занятий.

Сейчас и обучающиеся, и их родители очень быстро осваивают Интернет-пространство, что позволяет сэкономить массу времени за счёт понятности идеологии и интерфейса социальных сетей. Если создать виртуальную группу, то в неё очень легко будет загрузить и просмотреть видео и аудио материалы, или интерактивные приложения. В качестве примера использования социальных сетей в обучении можно привести обучение при помощи блогов и вики, где учащиеся могут делать обзоры, создавать, комментировать, редактировать собственные и совместные проекты. Кроме того, социальные сети могут использоваться для поддержания отношений между участниками конференций, семинаров, что позволит не только улучшить эмоциональный климат группы, но и повысить качество проводимых мероприятий путем обмена идеями и замечаниями. С помощью средств социальных сетей можно организовать клубную деятельность, объединив учащихся различных регионов. Поэтому использование социальных сетей в учебно-воспитательном процессе способствует обмену информацией, повышает мотивацию обучающихся в учебной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей и познавательный интерес. Несомненно, все эти факторы положительно влияют на формирование знаний и умений. А использование сетей также позволяет не потерять связь учителя с родителями. Социальные сети дают возможность непосредственного участия в образовательном процессе, в управлении, оценке качества образования, обсуждении и создании проектов, концепций, которые определяют стратегию развития образования в государстве. [5, стр.406]

Одна из социальных сетей - "В контакте" - является самым популярным социальным ресурсом для молодой аудитории, и именно эту соцсеть можно рассматривать как инструмент для учебной работы и со студентами, и с учениками. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом. Например, на филологическом факультете Оренбургского государственного педагогического университета накоплен определенный опыт использования социальной сети "В контакте" в обучении студентов гуманитарных факультетов по многим курсам. Создаваемые в процессе обучения виртуальные группы (например, "ИТ для филологов": http://vk.com/clubl 5910647) использовались в качестве дополнительной к аудиторным занятиям формы взаимодействия студентов и преподавателя, что оказалось результативным для организации студенческих проектных работ и формирования у студентов навыков самоорганизации, взаимодействия и креативного мышления. [6, стр.1]

Так как социальные сети были созданы с целью виртуального взаимодействия людей и налаживания коммуникации, то все пользователи изначально равны по статусу, то и общение становится более открытым и ведётся непринужденно. Так, обучающийся может без страха и труда задать преподавателю вопрос относительно пройденной темы и получить полный ответ. Обсуждение совместного проекта обучающихся обычно происходит в специально созданных группах, диалогах, беседах либо в режиме видеоконференции, где каждый может высказать свое мнение и идеи, которые возникли в ходе выполнения задания.

Соцсети можно использовать и как средство непосредственного управления процессом обучения. Его отличительной особенностью является обязательная отчетность учащегося о текущем статусе выполнения предложенного задания. Основной задачей педагога — найти и разместить теоретические и практические материалы в наиболее занимательной форме восприятия (презентации, видеоролики, игровые приложения, аудиозаписи), а также выкладывать упражнения на закрепление и (или) повторение темы и осуществлять мониторинг усвоения знаний (проверка данных для решения заданий, тесты и онлайн — опросы). В качестве примера осуществления такого направления можно привести образовательные курсы портала «Решу ЕГЭ». Именно благодаря соцсети «ВК» работу на данном сайте можно осуществлять с обучающимися как индивидуально, так и по группам. На этом сайте преподаватель по изученному материалу на традиционных уроках создает ряд заданий, которые необходимо выполнить в заданный срок (как правило, до следующего урока), по истечению которого они проверяются. После «дедлайна» сдать результаты работы в режиме онлайн невозможно, выставляется неудовлетворительная оценка. Удобство ещё заключено и в том, что, взаимодействуя с детьми виртуально, они сами могут корректировать время выполнения задания в соответствии со своей загруженностью.

Более того, социальные сети позволяют обмениваться опубликованной информацией и хранить ее. Очевидно, что используя это свойство, можно приступить к созданию своеобразной «копилки» знаний, причем предложения дополнительных интересных материалов преимущественно должно исходить от обучающихся. Можно дать задание школьникам создать электронные «копилки», куда они будут «складывать» дидактические материалы: алгоритмы по правилам русского языка, трудные случаи произношения слов, видео и фотоматериалы по темам и разделам.

Как известно, самые прочные знания — это факты, открытые самостоятельно. Данная творческая деятельность способствует развитию внутренней мотивации к обучению, стимулирует активизацию познавательности и нестандартности мышления. Затрагивает и некоторый соревновательный аспект, например, проведение конкурсов по созданию ярких тематических видеороликов и презентаций. «Судейство» такого онлайн-мероприятия осуществляется членами сообщества посредством «лайков» и комментариев с критикой и предложениями усовершенствования продукта интеллектуальной деятельности. Теоретический справочник и банк заданий с подробными алгоритмами решений, созданные путем такой деятельности, без особых усилий останутся в памяти обучающегося. Подобное применение соцсетей в школьной практике станет отличным помощником при подготовке не только к очередному уроку и контрольной работе, но и к заключительным испытаниям — ОГЭ и ЕГЭ. Школьникам интересна проектная деятельность по литературе. Сочинение сказок, составление мультфильмов собственного производства. Подобная работа через соцсеть позволяет спланировать учебный процесс не только с высоко мотивированными обучающимися, но и с так называемыми «слабыми» обучающимися, так как взаимодействуют только обучающийся и учитель. В результате такого виртуального общения вырастает самоценка у ученика, и, как следствие, повышается успеваемость.

Любую социальную сеть возможно использовать в качестве виртуальной «доски объявлений». В идеале размещение организационной информации о мероприятиях в рамках учебной и внеурочной деятельности должно осуществляться как куратором студенческой группы (классным руководителем в школе), так и обучающимися. [7]

Обращаю внимание, что по результатам исследований агентства «РИА Новости», в России 78 % обучающихся в возрасте от девяти до двадцати одного года имеют личный профиль в социальной сети «Вконтакте» [8].

В связи с этим, педагогам необходимо обратить внимание на данную соцсеть для дальнейшего успешного осуществления образовательного процесса. На первом этапе преподавателю необходимо создать новую пользовательскую страницу и ограничить публикацию личной информации. Создание общей беседы и группы, приглашение участников, составление правил онлайн — общения и выбор администратора, ответственного за их соблюдение — ключевой момент работы в соцсетях. Педагог и обучающиеся могут предлагать новости, комментировать записи товарищей, использовать «фотоальбом» для выделения заданий особой сложности в качестве «копилки» знаний, создавать опросы и голосования по поводу темы, которую они хотели бы повторить или изучить более глубоко. Эффективным является использование публичной страницы. Ее применение позволит отображать в режиме микроблога всю ленту объявлений, что достаточно удобно и наглядно. Например, в созданной группе в «ВК» можно обсудить с детьми сценарии проведения тех мероприятий, которые планируются. При подготовке к итоговому сочинению по литературе можно проводить онлайн-консультации. Пользуясь перепиской в личном контенте, ученик всегда может прислать написанное сочинение и получить подробный анализ недочётов. Неустанная работа не только во время учебного процесса, но и вне его с помощью соцсетей позволит обучающимся не только преодолеть знаниевый порог по сдаваемым предметам, но и намного превысить его.

Таким образом, перспективы развития социальных сетей и сетевых сообществ очевидны и ведут к повышению доступности качественного образования для всех участников образовательного процесса. Подтверждена эффективность их использования в учебных заведениях. Обучающиеся нового поколения желают не только получать новые знания, но и создавать и развивать их самостоятельно - записывать музыку, организовывать анимационное видео, выкладывать видеоклипы в YouTube, фотографировать (сервис Flickr) и создавать свои страницы в Facebook, играть в видео-игры в сообществах, читать и оставлять комментарии в социальных сетях. [9]

Литература

  1. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс]  MediaWiki 1.32.0-wmf.18, URL: (дата обращения: 26.07.2018).
  2. Клименко О. А. Социальные сети как средство обучения и взаимодействия участников образовательного процесса [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 405-407. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1799/ (дата обращения: 28.08.2018).
  3. Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (ред. от 10.03.2009) "Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении" Закон об образовании. Статья 44.
  4. Бондаренко Е. Социальные сети как инструмент развития: виды и возможности. URL: http://www.trainings.ru/library/articles/?id=10067 (дата обращения 20.08.2018).
  5. Можаева Г.В., Фещенко А.В. Использование виртуальных социальных сетей в обучении студентов-гуманитариев. URL: http://ido.tsu.ru/files/pub2010/Mojaeva_Feschenko_Ispolzovanie_virtualnyh_social_nyh_setei.pdf (дата обращения 20.08.2018).
  6. Абрамова О. М., Соловьева О. А. Использование социальных сетей в образовательном процессе // Молодой ученый. — 2016. — №9. — С. 1055-1057. — URL https://moluch.ru/archive/113/29321/ (дата обращения: 28.08.2018).
  7. Использование социальных сетей в образовательной среде/ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://infourok.ru/statya-na-temu-ispolzovanie-socialnih-setey-v-obrazovatelnoy-srede-439548.html (Дата обращения: 21.08.18).
  8. Социальная сеть "ВКонтакте" [Электронный ресурс]. URL: vk.com (дата обращения: 20.08.2018).
  9. Социальные сети и сетевые сообщества как показатели эффективности в обучении современных школ информатике образовании / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://pedagogika.snauka.ru/2015/07/4719 (Дата обращения: 04.08.18).