Конспект урока по математике на тему "Свойство противоположных сторон прямоугольника" «Школа России». 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • уточнить понятия прямоугольника и квадрата, выявить существенные признаки прямоугольника и квадрата, формировать способность к их распознанию на основе существенных свойств. Изображению и вычислению их периметра, познакомить с термином "геометрия";
  • развивать устные вычислительные навыки, логическое мышление;
  • обогащать кругозор учащихся, прививать интерес к предмету, воспитывать чувство дружбы и взаимопомощи.

Оборудование: мультимедия, экран, компьютер, конверты с фигурами, карточки для самостоятельной работы.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Измерять и чертить геометрические фигуры: ломаная линия, прямой угол, прямоугольник, квадрат.
  • Строить геометрические фигуры по заданному размеру.

Личностные:

Проявлять:

  • интерес к изучению темы и желание применить приобретённые знания и умения;
  • позитивное отношение к решению возникшей проблемы;
  • понимание собственных достижений при освоении учебной темы.

Метапредметные:

Познавательные умения:

  • использовать приобретённые знания и умения для выполнения ситуативного задания.
  • различать понятия «ломаная», «прямой угол», «прямоугольник», «квадрат», «периметр многоугольника» и обосновывать своё мнение;
  • определять длину ломаной, периметр многоугольника и обосновывать своё мнение;

Коммуникативные умения:

  • формулировать высказывание, используя новые математические термины;
  • выполнять задания в рамках учебного диалога;
  • представлять результат своей деятельности.

Регулятивные умения:

  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • выполнять учебное действие в соответствии с планом;
  • выполнять учебное задание в соответствии с алгоритмом;
  • выполнять учебное задание в соответствии с целью;
  • выполнять учебное задание в соответствии с правилом;
  • проверять результат выполненного задания и вносить корректировку;
  • комментировать в паре учебное задание с использованием математических терминов.

Ход урока

1. Самоопределение к учебной деятельности

Цель: Создание условий для положительного самоопределения к деятельности на уроке.

Прозвенел звонок,
Начинается урок (дети – хором)

Презентация. 2 слайд

Учитель:

В кругу друзей
Лучше считать,
Легче решать
И побеждать!

- Пусть эти слова будут девизом нашего урока.

- Посчитайте!

3 слайд

1. Вставь знаки «>», «<» или «=»

4 слайд

2. Реши примеры

5 слайд

Выполни задания.

- Найди длину ломаной, состоящей из трех звеньев: 10 см, 3 см, 7 см.

2. Актуализация знаний

Цель: способствовать повторению знаний о геометрических фигурах и их свойствах.

- Есть в стране математике небольшая область в которой живут геометрические фигуры, тела.

- Так, где они живут?

- Что означает слово "Геометрия"?

6 слайд

Геометрия – раздел математики, изучающий пространственные отношения и формы (из "Толкового словаря" С.И.Ожегова).

7 слайд

- Какие геометрические фигуры нарисовал карандаш?

3. Работа над новым материалом

Цель: вывести правило, что противоположные стороны прямоугольника равны.

Вы хорошо потрудились и я хочу вас порадовать. Вы любите сказки, уважаемые? Я предлагаю Вам послушать сказку, но она необычная, а “научная” — математическая.

Итак, слушайте и смотрите (инсценировка).

Жила на свете важная фигура. Важность её признавалась всеми людьми. Так как при изготовлении многих вещей форма её служила образцом. Кого бы ни встретила она на своём пути, всем хвасталась:

8 слайд

- Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы все прямые, красивее меня нет фигуры на свете!

- Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные.

- Узнали эту фигуру? (Квадрат.)

- Какие свойства квадрата вы знаете? (Стороны равны, углы прямые.)

Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать не с кем, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А какое веселье одному? Весело бывает с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников.

- Ежели встречу родственника, то я сразу его узнаю, ведь он на меня должен быть чем-то похож.

9 слайд

Однажды встречает он на пути такую фигуру: 

Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. И спросил тогда:

- Как зовут тебя?

- Меня зовут…

- Как называется эта фигура? (Прямоугольник.)

Посмотрите, у вас лежат на столе фигуры, найдите прямоугольник.

- А почему она так называется? (Все углы прямые.) (показ на слайде)

- Давайте в этом убедимся. При помощи какого инструмента мы это сделаем? (Прямоугольный треугольник.)

- Сколько сторон у прямоугольника? (4)

- Как называются стороны, которые лежат одна против другой? (Противоположные)

- Покажите их.

- Сравним их прикладыванием. (Одинаковые)

- Давайте измерим их длину. Что скажете? (Они равны.) (Показ на слайде)

- Итак, сформулируйте вывод о противоположных сторонах прямоугольника.

10  слайд

Вывод: противоположные стороны прямоугольника равны.

- Ну, вернёмся к сказке.

- Квадрат и прямоугольник родственники?

- Почему?

4. Физминутка

11 слайд

5. Первичное закрепление

Цель: применить свойства сторон прямоугольника при измерении длин сторон.

(В тетрадях на печатной основе) Измерить стороны прямоугольников, подписать длины сторон.

Открываем рабочие тетради

15 февраля.

Классная работа.

(чистописание 15)

12 слайд

- Начертить прямоугольник со сторонами 2 см и 4 см.

– Почему даны только 2 измерения, ведь у прямоугольника 4 стороны?

- Вычислите периметр этой фигуры.

- Скажите, что такое периметр?

Работа с заданиями №1 в учебнике на странице 32.

6. Повторение пройденного материала

Цели:

  • закрепление решения примеров;
  • анализ и решение текстовых задач. Слайд

Решение примеров №1, страница 31.

Решение задачи №3 стр.31.

Самостоятельная работа №4.

Взаимопроверка.

7. Домашнее задание

14 слайд

Cтраница 32 правило, решить примеры страница 31, под чертой, страница32 №2.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке.
  • оценить собственную деятельность.
  • зафиксировать неразрешенные затруднения.

15 слайд

– Что нового узнали о свойствах прямоугольника?

– Где можно использовать новые знания?

– Кто доволен работой на уроке?

– Над чем стоит поработать?

– Потренируйтесь дома.

25.01.2019