Свойства нитей основы и утка. Способы их определения в тканях. Отделка тканей. 5-й класс

Разделы: Технология


Тип урока: усвоение новых знаний, умений.

Цели урока:

Образовательная:

  • Систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении.
  • Сформировать представления о ткани как о двух системах нитей.
  • Научить определять направление нитей основы и утка, лицевую и изнаночную стороны.

Воспитательная:

  • Нравственное воспитание девочек.
  • Ориентировать детей на традиционные духовные ценности.
  • Воспитание уважения к труду старших поколений.
  • Приобщение к народной культуре.
  • Обучение традиционному рукоделию («кукла-скрутка»)

Развивающая:

  • Развитие основных мыслительных операций, внимания, памяти.
  • Развитие навыков аккуратности.

Межпредметные связи:

  • История: «Первые волокна», «Старинная прялка»
  • Химия: «Классификация волокон», «Отделка волокон»
  • Литература: «Сказки»
  • География: «Родина  растительных волокон»
  • Биология: «Растительные волокна»

Наглядные пособия:

  • Слайды «Прялки», «Пряхи». «Хлопок», «Лён».
  • Ткацкий станок (игрушечный)
  • Волокна: вата, пакля, джут.
  • Пряжа, нити из тканей.
  • Образцы тканей:
    • полотняное переплетение;
    • лицевая и изнаночная стороны;
    • ткани с кромкой;
    • ткани по способу окраски;
    • виды рисунка на ткани.

Структура урока:

  • Организационный момент, постановка целей.
  • Лекция, сопровождаемая показом слайдов.
  • Работа с раздаточным материалом.
  • Выполнение практической работы.
  • Домашнее задание. Итог урока. 

В результате работы на этом уроке учащиеся приобретают:

Знания:

  • Виды растительных волокон.
  • Понятия о прядении, ткачестве и отделке тканей.
  • Знать и называть растительные волокна.
  • Свойства нитей основы.
  • Знать способы окраски ткани.
  • Виды рисунков на тканях.
  • Свойства лицевой и изнаночной сторон ткани.
  • Полотняное переплетение.
  • Куклы-обереги – один из видов традиционных народных промыслов.
  • Знать ручные швы (вперёд иголку).
  • Знать правила безопасной работы. 

Умения:

  • Находить среди образцов ткани с полотняным переплетением нитей.
  • Определять кромку.
  • Определять лицевую и изнаночную стороны ткани.
  • Различать ткани по способу окраски.
  • Определять направление нитей основы.
  • Выполнять шов «вперёд иголку».
  • Подбирать ткань для изготовления тряпичной куклы.
  • Изготавливать куклу – скрутку (закрутку).

Навыки:

  • Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для изготовления изделий из текстильных и поделочных материалов с использованием имеющихся инструментов и приспособлений.

Ход урока

Тканью человек пользуется с древнейших времён. Мы настолько привыкли к ней, что даже не задумываемся, когда шьём изделие, как получают ткани и из какого сырья.

Разобраться нам в этом поможет наука - швейное материаловедение, которое изучает строение и свойства материалов, используемых для изготовления швейных изделий.

Трудно себе представить, как при свете лучин в тёмных избах наши прапрабабушки пряли и ткали ткани. Создавали дивные узоры, красили растительными красками белые полотна и печатали рисунок…

Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.

Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, бельё. Различные виды тканей используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни.

Основой для тканей служат волокна.

Волокно – это гибкое, прочное тело, длина которого во много раз больше, чем поперечный размер.

Текстильные волокна - это волокна, которые используют для получения пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

В основе классификации волокон лежит их происхождение (способ получения) и химический состав. По своему происхождению все волокна делятся на натуральные и химические.

Натуральные волокна – это волокна растительного, животного и минерального происхождения, которые образуются без вмешательства человека в природу.

Классификация текстильных волокон

Представление о волокне можно получить, рассмотрев кусочек ваты.

Из волокна на текстильных фабриках получают нити (пряжу), а из нитей вырабатывают ткань.

Пряжей называется тонкая нить, выработанная из коротких волокон путём скручивания и предназначенная для производства тканей, швейных ниток, трикотажа и других текстильных изделий. Совокупность операций, в результате которых из волокнистой массы получается пряжа, называется прядением. У прядильного станка работает прядильщица.

Цель прядения – получение равномерной по толщине пряжи.

Процесс прядения состоит в том, что волокнистый материал разрыхляют, очищают от примесей, смешивают волокна и прочёсывают их, затем формируют ленту из волокон. Полученную ленту выравнивают и скручивают для того, чтобы нить – пряжа – была прочной.

Ткань – это материал, который изготавливается на ткацком станке путём переплетения пряжи или нитей. Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством.

У современных прядильных станков были свои  «бабушки» и «дедушки».

В старых русских селениях и сейчас можно найти деревянную прялку, увидеть как она работает.

В умелых руках куделька превращается в пряжу, а из неё – всё, чего душа пожелает: носочки, шапки, платки и шали…

В сказках часто упоминают прялку: «Спящая красавица», «Сказка о царе Салтане», «Три пряхи» и т.д.

Образ пряхи воспевается художниками прошлых столетий.

Веласкес «Пряхи»

А.Мокшин «Пряха»

Мотив для вышивки

«Пряха». Скульптура. Дерево

«Пряди, моя пряха».
Я.Тёмная. Гравюра

Н. Григореску «Крестьянка»

П.Гаврилов «Пряха»

Гюстав Курбе «Спящая пряха»

(Во время объяснения учителя эти репродукции демонстрируются в режиме «Слайд-шоу» на интерактивной доске)

Все ткани состоят из двух систем нитей.

Нити, идущие вдоль ткани, называют основой или долевыми нитями. Они прочные, так как их предварительно пропитывают специальным раствором. Поперечные нити в ткани называют уткóм.

Нить основы в ткани можно определить по следующим признакам:

  • по кромке;
  • по степени растяжения – нить основы меньше тянется;
  • по звуку – при резком натяжении ткани нить основы издаёт более звонкий звук;
  • основная нить прямая, а уточная извитая.

Производственные этапы изготовления ткани

Ткань, снятая с ткацкого станка, содержит примеси и загрязнения. Такую ткань называют суровой, она не применяется для изготовления одежды, так как нуждается в отделке.

Цель отделки – придание красивого внешнего вида ткани и улучшение её качества. Ткань, прошедшую отделку, называют готовой.

Виды отделки ткани. Окраска

Объяснение сопровождается раздаточным материалом – коллекция тканей.

Гладкокрашеные ткани.
Ткань окрашена в один определённый цвет (красный, жёлтый, синий и т.д.)
Набивные ткани (печатные).
На поверхность ткани наносится рисунок методом печати (набивки).
Пёстротканые ткани.
Ткань изготавливается из предварительно окрашенных нитей, переплетение которых образует четко выраженный рисунок, чаще, в виде «клетки» или «полоски».
Меланжевые ткани.
Ткань, полученная на ткацком станке путём переплетения нитей, скрученных из разных по цвету волокон. Ткань получается неопределённой окраски, рябая.

Виды отделки ткани. Рисунок

Как говорилось выше, ткани состоят из двух систем нитей, основных и утóчных. Переплетаясь между собой, они образуют ткацкий рисунок или  переплетение.

На игрушечном ткацком станке демонстрируется процесс изготовления ткани с полотняным переплетением и процесс образования кромки. 

Нити в ткани переплетаются в определённом порядке. Самый распространённый вид переплетения – полотняное. В полотняном переплетении основные и утóчные нити чередуются через одну. Нить уткá, пройдя между нитями основы на всю ширину ткани, поворачивает обратно, не обрываясь. Поэтому вдоль ткани получаются неосыпаемые края – кромки. Расстояние от кромки до кромки называют шириной ткани. Полотняное переплетение имеют хлопчатобумажные ткани – ситец, бязь, батист, также некоторые льняные и шёлковые ткани.

Виды отделки ткани. Лицевая и изнаночная стороны ткани

Ткань имеет лицевую и изнаночную стороны. Лицевую сторону ткани можно определить по следующим признакам:

  • По кромке. С лицевой стороны кромка заделана аккуратнее.
  • На лицевой стороне ткани печатный рисунок более яркий, чем на изнаночной.
  • На лицевой стороне ткани рисунок переплетения более чёткий.
  • Лицевая сторона более гладкая, так как все ткацкие пороки (петельки, узелки) выведены на изнаночную сторону.

Первый ткацкий станок появился 5-6 млн. лет до н.э.

 

 

Современное ткацкое производство

Текстильные волокна растительного происхождения и ткани из них

Волокна растительного происхождения – хлопок, лён, джут, конопля, кенаф. Из волокон хлопка и льна вырабатывают ткани, которые идут на изготовление одежды и белья. Волокна джута, конопли, льна и кенафа используют в технических целях.

Практическая часть

Изготовление куклы – скрутки с повторением и закреплением материала, изученного на уроке

У нас сегодня урок – творческая мастерская, мы будем крутить куколку величиной с ладошку. Это традиционная народная игрушка, пришедшая к нам из глубины веков.

Для работы нам понадобятся лоскуты ткани: ситец, бязь. Это хлопчатобумажные ткани.

- Из каких волокон получают эти ткани?

(Растительные волокна, волокна хлопка).

Туловище

Для изготовления туловища мы берём ткань светлого цвета (белая, розовая, персиковая, бежевая), напоминающего цвет кожи.

Рассмотрим внимательно эту ткань.

- Рассмотрим переплетение. Какое оно? (полотняное).

- Как называется эта ткань по способу окрашивания? (гладкокрашеная).

- Найдите в этой ткани нить основы. (она не растягивается).

- Найдите лицевую сторону. (можно найти по кромке или же за основу берётся та сторона, где меньше ворсинок и более чётко просматривается рисунок переплетения. Такую ткань ещё называют двухсторонней и в работе можно использовать обе её стороны.)

Отмеряем по кромке или по нити основы 10см и ставим засечку мелом. Отрываем полоску ткани и плотно скатываем её в скалку (ширина ткани около 70см). Чтобы края не осыпались, нужно с каждой стороны вытащить по 2-3 нитки. Образовавшаяся бахрома не даст ниткам осыпаться дальше. Ширина скалки должна быть не более 2–2,5см. Выполняя эту работу, следим за тем, чтобы края были ровными.

Руки составляют примерно половину длины туловища. Отмеряем по кромке или по нити основы 5см, ставим засечку мелом и отрываем.

Разделим полоску пополам. Из каждой части скатываем плотную скалку. Следим за тем, чтобы края были ровными, а чтобы они не осыпались, точно так же, вытаскиваем с обе6их сторон по 2-3 нитки.

Одежда

Нам нужно два вида ткани: на юбку и на фартук. Для фартука можно использовать кусочек кружева, шитьё, широкую тесьму, украшенную вышивкой.

Для юбки берём яркие лоскуты ткани.

- Какой способ окрашивания был использован для этих тканей? (набивные ткани, пёстротканые).

- Каким рисунком отделаны эти ткани? (флористический, геометрический).

- Подойдут ли для этой работы ткани с крупным рисунком? (нет, потому, что детали мелкие и крупный рисунок на них просто не будет просматриваться).

Длина юбки должна быть чуть больше половины длины скалки для туловища. Длина скалки 10см, длина юбки – примерно 6-7см. Для того, чтобы юбка получилась пышной, отмеряем лоскут шириной 20-25см. Эту деталь можно выкроить ножницами или, традиционно, оторвать и по краям вытащить 2–3 нитки, чтобы предотвратить дальнейшее осыпание нитей. Сложим полоску ткани пополам (по ширине), чтобы найти середину. На середину накладываем фартук, предварительно выкроенный из отделочной ткани.

Для изготовления пышной юбки нам понадобятся нитки и иголка. Значит, необходимо вспомнить правила безопасной работы при использовании колюще-режущих инструментов:

  • Не шить на мягкой мебели
  • Не брать иголки или булавки в рот
  • Не закалывать иголки или булавки в одежду
  • Хранить иголки и булавки в игольнице
  • Знать количество иголок и булавок в игольнице
  • Хранить инструменты и приспособления в специально отведённом для этого месте
  • Шить с напёрстком, чтобы избежать травмы пальца
  • Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя
  • Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд
  • По окончании работы проверить количество иголок и булавок, их должно быть столько, сколько в начале работы

По верхнему срезу юбки, на расстоянии 0,5см от края, прокладываем шов «вперёд иголку», длина стежка 0,5см. Для этого нитку берём двойную. Узелок делаем, соединив оба конца нитки. Ткань стягиваем в густую сборку, оставляя с обеих сторон свободные концы нитки, каждый длиной не менее 15см. Они будут играть роль шнурка, с помощью которого юбка будет крепиться вокруг  туловища.

Юбку закрепляем на туловище, туго стягивая и завязывая узелками нитки. Складочки на юбке аккуратно расправляем. Свободные концы ниток можно несколько раз обвить вокруг туловища, плотно притягивая тем самым юбку к скалке. Оставшиеся концы ниток завязываем 2-3 узелками и обрезаем.

Подвязываем юбку атласной ленточкой. Под ней спрячутся нитки и узелки, и юбка будет выглядеть наряднее.

Прикрепляем руки (две маленькие скалки).

Руки располагаем с обеих сторон туловища и закрепляем с помощью нитки.

Из лоскута размером 10 x 20см выкраиваем платочек в виде треугольника. Прямой срез платочка подворачиваем примерно на 1 см в сторону изнанки. Укладываем куколку на середину платочка, огибаем верхним срезом (мы его подогнули на 1 см для аккуратности) голову, затем с боков, концами платочка, тщательно выкладываем складочки, обрамляя лицо.

Платочек завязываем со стороны спины на два узла, расправляя концы.

Куколка готова!

Забавная, необычная, по нынешним временам, игрушка. Оригинальный подарок. Оберег, согревающий душу.

Подведём итог урока

Девочкам предлагается продемонстрировать друг другу сделанных кукол  и оценить их.

- Понравилась ли вам творческая мастерская? Нравится ли вам ваша куколка?

- Что нового вы узнали на данном уроке?

  • Какие бывают волокна.
  • Что такое ткань и из каких нитей она состоит (основа и уток).
  • Как определить основную нить в ткани.
  • Полотняное переплетение
  • Как определить лицевую сторону в ткани.

Виды отделки ткани:

  • по окраске (гладкокрашеные, набивные, пестротканые, меланжевые)
  • по рисунку (флористический, геометрический, анималистический, сюжетный, смешанный).

Познакомились с историей старинной русской игрушки - тряпичной куклы и научились делать куклу-скрутку.

Приложение.

13.12.2018