Отражение нравственного облика Сергия Радонежского в изобразительном искусстве

Разделы: Литература


Цели:

  • создать условия для историко-культурного и духовно-нравственного образования обучающихся;
  • научить школьников через язык живописи понимать авторскую позицию, идею полотна;
  • способствовать решению задач нравственного воспитания школьников;
  • вызвать у детей понимание необходимости нравственного самосовершенствования на примере образа Сергия Радонежского.

Задачи:

  • дать знания о христианской нравственной культуре; понимании христианами этических категорий добра и зла, смысла жизни и показать на примере Сергия Радонежского их воплощение в жизни, житии святого;
  • дать представление об историческом периоде, о личности преподобного Сергия Радонежского, о его нравственных качествах, о его роли в развитии России;
  • проанализировать произведения живописи, посвященные Сергию Радонежскому:
  • совершенствовать умения учащихся классифицировать, обобщать, анализировать, синтезировать полученные сведения;
  • формировать у учащихся критическое мышление;
  • формировать  качества патриотизма и гражданственности, ответственного, уважительного отношения к святыням родной земли, к наследию отечественной культуры, любви к отечественной истории, к осознанию себя потомками славного прошлого России и Подмосковья.

Оборудование: компьютер, проектор, колонки, экран; презентация с музыкальным сопровождением, авторская презентация по теме урока, раздаточный материал в виде карточек для работы с учебником (с верными и неверными утверждениями), для работы в группах (с репродукциями картин и вопросами к ним).

Ход урока

1. Музыкальный эпиграф

Исполнение песни на стихи И.Языковой «Тихий свет на Маковце-горе» сопровождается презентацией, посвященной Сергию Радонежскому. Автор – В.Дорофеева.

Учитель. – Послушайте песню. Кому она посвящена? Что вы знаете о жизни этого человека?

Тихий свет на Маковце-горе
Над обителью, что радуга, цветет:
Это инок Сергий на заре
Троице молитву воздает.
Инок встанет, принесет воды, —
И за все нехитрые труды
Благодарность Богу вознесёт.
Затеплит лампады у икон,
Вспомнит тех, кто страждет и гоним.
По утрам над храмом перезвон:
Ангел Литургию служит с ним!
А случится — вдруг заглянет зверь
Из лесу, свирепый и большой, —
Отворит медведю инок дверь,
Хлеб разделит, напоит водой.
Инок Сергий тих и молчалив,
Но по всей Руси идет молва:
Чудотворен свет его молитв,
Сила благодатная в словах!
Тихий свет на Маковце-горе
Радугой цветет над всей землёй:
Это инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой!
«Отче наш! Молению внемли!
Дух Святой, очисти и спаси!
Сыне Божий! В этот грозный час
Не остави каждого из нас!»

Учитель. – Какие мысли рождает песня? Какие эпизоды из жизни преподобного Сергия Радонежского вы вспомнили? Какие черты его личности отражаются в песне?

2. Анализ высказывания. Беседа

Учитель. – Известный историк  В.О. Ключевский писал: «При имени преподобного Сергия русский человек вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое... Творя память преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, пересматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка».

– Запищите высказывание  В.О. Ключевского. Выделите ключевые слова. Как вы понимаете их смысл?

3. Работа с учебником. Заполнение таблицы. Обсуждение результатов

Учитель. - Дополните ваши знания о преподобном Сергии Радонежском информацией из учебника «Духовное краеведение Подмосковья» (стр. 101-103). Самостоятельно прочитайте фрагмент статьи учебника, заполните таблицу «До-после», прокомментируйте свои ответы. Подумайте, какие нравственные качества помогли Сергию стать Игуменом земли Русской, нравственным идеалом человека.

(Методическое пояснение. В колонке «До» обучающиеся отмечают утверждения на уровне первоначального знания–незнания. Если информация была известна или ученик уверен в ее правильности, то напротив суждения ставится «+», если ученик считает информацию недостоверной или не согласен с ней, то напротив утверждения ставится «–». Эта часть не оценивается учителем.  После знакомства с предложенным информативным материалом (в данном случае - с фрагментом статьи учебника) обучающиеся заполняют колонку «После», корректируя свои знания по определенной теме. Эта часть задания может быть оценена учителем. Можно организовать  взаимопроверку или  самопроверку работы.)

До

Утверждение

После

 

1. Сергий Радонежский стал одним из тех, кого называли «Игуменом земли Русской»

 

 

2. Преподобный Сергий был общественным, государственным  деятелем

 

 

3. Житие  преподобного Сергия  написал его современник и ученик Епифаний Премудрый

 

 

4. До принятия монашества у Сергия Радонежского было другое имя

 

 

5. Троицкий храм положил начало Троице-Сергиевой лавре

 

 

6. Преподобный Сергий, став игуменом, отдалился от других иноков

 

 

7. Одно из условий высокой христианской жизни – единомыслие и любовь

 

 

8. Истинная государственная польза России, по мнению Сергия Радонежского, заключалась в объединении разрозненных княжеств вокруг Москвы

 

 

9. Преподобный Сергий не вмешивался в распри князей

 

Учитель. – Каким представляется вам Сергий Радонежский? Какие качества преподобного  вы отметили, прочитав статью учебника? Что позволило преподобному Сергию вызвать огромное уважение со стороны современников?

4. Проблемный вопрос. Обсуждение

– Представьте, что вы художники, и вам предложили  (или вам захотелось бы) изобразить Сергия Радонежского.  Для чего вам нужно было бы создать картину? Как бы вы это сделали? Какие черты личности преподобного вы подчеркнули бы в своем полотне? Какими бы были ваш замысел, основная идея? Что вы хотели бы сказать ценителям вашего искусства? Что нового, важного вы хотели бы привнести в окружающий нас мир?

– Поразмышляем над тем, как это получилось у известных художников. Сделайте выводы: удалось ли им сказать что-то  важное, необходимое обществу на языке изобразительного искусства?

5. Знакомство с картинами, посвященными Сергию Радонежскому. Анализ репродукций. Работа в группах.

(Обучающимся раздаются репродукции картин М.В.Нестерова «Видение отроку Варфоломею», М.В.Васнецова «Преподобный Сергий Радонежский», Н.К.Рериха «Святой Сергий Радонежский», А.Д.Кившенко «Преподобный Сергий Радонежский благословляет московского князя Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем», С.Н.Ефошкина «Преподобный Сергий Радонежский. По Руси»)

Учитель. – Влияние личности Сергия Радонежского на людей было поразительным. Почитание святого, восхищение им отразилось и в изобразительном искусстве. Многие художники посвятили свои полотна воссозданию образа Сергия Радонежского. Сейчас мы познакомимся с некоторыми из их творений, попробуем разобраться, что именно хотел сказать нам, зрителям, каждый из авторов, какие нравственные уроки можем мы извлечь для себя, чтобы наполнить нашу жизнь смыслом.

Задание для каждой группы. – Рассмотрите репродукции, обсудите в группах свои впечатления. Ответьте на вопросы. Подготовьте сообщения.

– Какой эпизод из жития святого Сергия запечатлен на картине?

– Какими средствами художнику удалось передать идею произведения (композиция, колорит и т.д.)

6. Сообщения представителей от групп. Обобщение. Составление кластера (схемы)

7.  Беседа. Ответы на вопросы. Рефлексия

– Почему же художники обращались к образу Сергия Радонежского? Что ими двигало? Только ли желание запечатлеть эпизоды из жизни святого, вспомнить о его чудесных деяниях?

– Есть ли разница в том, что хотели сказать зрителям авторы картин? Какие индивидуальные особенности каждого из живописцев вы бы отметили? Какие черты личности Сергия Радонежского отразились в произведениях живописи? Какие картины вам понравились, запомнились? Почему?

8. Обсуждение стихотворения Е.Санина «Преподобный Сергий Радонежский»

(Ученик читает наизусть)

На подвиг князя провожая..
Он, волю Неба выражая,
Монахов дал ему с собой
На зримый и незримый бой.
Своей молитвой многомощной
Молился Сергий денно-нощно
За наших предков и… за нас –
Ведь битва длится и сейчас!

– Как вы понимает последние строки стихотворения?  О какой «битве» и «сейчас» идет речь? (Примерные ответы: битва за души, за добро, за нравственность и т.д.)

9. Заключение

Учитель. – Писатель Евгений Поселянин справедливо отметил: «Если есть у России народный богатырь, который всего лучше выражает дух России, то, конечно, это преподобный Сергий». Образцы живописи, посвященные Сергию Радонежскому, являются для нас и нравственными «иллюстрациями», шедеврами, помогающими нам понять масштаб личности этого святого, достойного представителя северного Подмосковья. Для нас Сергий Радонежский является нравственным образцом, примером для подражания. Свет его души до сих пор освещает наш путь и позволяет нам выбрать правильные ориентиры. Помните об этом…

Домашнее задание (на выбор)

1. Написать сочинение (рассуждение или эссе) на тему: «Почему Сергия Радонежского называли «лучшим человеком Древней Руси»? Только ли Древней Руси?»

2. Написать сочинение на тему «Какие качества личности преподобного Сергия Радонежского важны и для формирования личности современного человека?»

3.  По нижнему краю картины Н.К. Рериха «Святой Сергий» идет авторская надпись: «Дано преподобному Сергию трижды спасти землю русскую. Первое при князе Дмитрии. Второе при Минине. Третье…» Что подразумевал художник под «третьим»? Напишите сочинение на данную тему.

4. Создайте картину (рисунок) по теме. Объясните свой замысел.

Ключи к заданию 3

До

Утверждение

После

 

1. Сергий Радонежский стал одним из тех, кого называли «Игуменом земли Русской»

 

2. Преподобный Сергий был общественным, государственным  деятелем

 

3. Житие преподобного Сергия написал его современник и ученик Епифаний Премудрый

+

 

4. До принятия монашества у Сергия Радонежского было другое имя

+

 

5. Троицкий храм положил начало Троице-Сергиевой лавре

+

 

6. Преподобный Сергий, став игуменом, отдалился от других иноков

 

7. Одно из условий высокой христианской жизни – единомыслие и любовь

+

 

8. Истинная государственная польза России, по мнению Сергия Радонежского, заключалась в объединении разрозненных княжеств вокруг Москвы

+

 

9. Преподобный Сергий не вмешивался в распри князей

Комментарии к ответам

1. Только Сергия Радонежского Православная Церковь называет «Игуменом земли Русской».

2. Преподобный Сергий не был ни общественным, ни государственным деятелем, но своей жизнью, высотой духа оказывал влияние на дальнейшее развитие духовной культуры России.

6. Став игуменом, Сергий Радонежский остался кротким и смиренным, трудился наравне с другими иноками.

9. Преподобный Сергий вразумлял, а иногда и запрещал строптивым князьям враждовать против великого князя Московского.

Использованные ресурсы

Литература

1. Шевченко Л.Л Духовное краеведение Подмосковья. Учебное пособие для обучающихся общеобразовательных организаций Московской области, 6-е издание. Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2018.

2. Колокольцева Е.Н. Развитие речи. 8-9 классы. – М.: Дрофа, 2007.

3. «Великие имена. Михаил Нестеров», №36, 2007.

4.  «Великие имена. Николай Рерих», №34, 2007.

Интернет-ресурсы

1. Образ преподобного Сергия Радонежского в картинах русских художников
http://www.stsl.ru/news/all/obraz-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo-v-kartinakh-russkikh-khudozhnikov

2. Христианские святые в живописи. Преподобный Сергий Радонежский
https://www.liveinternet.ru/users/domovena/post334538959

3. Русские художники о преподобном Сергии Радонежском
https://eparhia-saratov.ru/Articles/russkie-khudozhniki-o-prepodobnom-sergii-radonezhskom

4. Песня «Тихий свет на Маковце-горе». Слова И.Языковой, музыка П.Ушановой. Презентация выполнена ученицей 8 класса школы № 1262 г. Москвы Вероникой Дорофеевой, 2014
https://www.youtube.com/watch?v=F4oFSqn4dxY

Презентация

Приложение

12.12.2018