Конспект урока литературного чтения "Уроки нравственности Валентины Осеевой. Рассказ «Почему?»

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Цель: формирование умения определять главную мысль изучаемого произведения с помощью наблюдений за выразительными средствами, используемыми писателем, на основе знакомства с рассказом В.Осеевой “Почему?”

Задачи:

Образовательные:

  • расширить сведения о жизни и творчестве В. Осеевой и познакомить с её произведением “Почему?”;
  • актуализировать имеющиеся у учащихся знания в связи с изучаемым материалом.

Развивающие:

  • развивать самостоятельное мышление, умение сравнивать, анализировать, речь, память, внимание;
  • расширять кругозор;
  • развивать коммуникативную культуру ребенка и коммуникативную компетентность младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.

Воспитательные:

  • формирование внимания к внутреннему состоянию героя и поступка, вызванного им;
  • воспитание чуткого отношения к живой природе;
  • обогащение нравственного опыта младших школьников;
  • обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  • воспитывать гуманное отношение к животным.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Регулятивные:

  • осознание значимости чтения для личного развития;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • саморегуляция;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Познавательные:

  • использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
  • умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

Коммуникативные:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.

Оборудование для учителя: авторская мультимедийная презентация, проектор, экран, карточка с названием рассказа “Почему?”, карточки с вопросом, гипотезами.

Для учащихся: текст, рабочие листы к уроку, клей.

Предварительная подготовка: учитель заранее подбирает книги изучаемого писателя, готовит информационно-коммуникативное сопровождение урока.

Используемые сокращения: (л) – личностные, (р) – регулятивные, (к) – коммникативные, (п) – познавательные.

Ход урока

Этап урока

Ход урока

Работа учащихся

1. Самоопределение к деятельности (организационный момент)

- Поговорим?
- О чем?
- О разном, и о прочем?
- О том, что хорошо и что не очень.
- Что – то знаешь ты, а что – то мне известно.
- Поговорим?
- Конечно!!!

 

2. Формулирование темы и цели урока. Постановка проблемы. Скажите, бывало ли с вами такое, что вы случайно что – то разбивали, ломали и этого никто не видел? (да)
  - Как вы поступали в такой ситуации? (сказать правду, сказать не я, не говорить ничего, обвинить другого)
 

- Вопрос был один? А мнений сколько?

- Почему я ваши гипотезы разделила на 2 группы?

(правда, ложь)
  - Значит тема нашего урока, какая? (Правда и ложь в рассказе В.Осеевой «Почему?»)

 

- Давайте сформулируем цели нашего урока

- И у нас возникает вопрос - влияет ли правда и ложь на душевное состояние человека? А вот это мы и узнаем, работая над  произведением.
- У вас лежат на партах тексты, красный и черный карандаши и линейка, они нам понадобятся при работе.
- Какой цвет соответствует хорошему душевному состоянию?
- А плохому?

(Почему надо говорить правду и нельзя говорить ложь)

3. Работа по теме урока. 1 часть

- Какое душевное состояние было у мальчика? Читают по цепочке.
(радостное)
- Найдите в тексте слова, которые это подтверждают. (красный)

- Подчеркните это предложение красным цветом.

(черный)

4. Физминутка

 

 

5. Работа по теме урока. 2 часть (Звучит аудиозапись) (Слушают)
- Скажите, изменилось ли душевное состояние мальчика? (да)
- Каким оно стало? (плохим)

- А что стало причиной этому?

- Значит, какой карандаш мы возьмем?

- Найдите слова, которые описывают душевное состояние мальчика.

(солгал)

6. Работа с текстом. 3 часть

- А сейчас, работая в группах, мы определим душевное состояние мальчика.

(Читают дети по цепочке)

  - У вас на столах конверт со словами из текста. Вы должны выбрать слова, которые подтверждают душевное состояние мальчика в этой части и создать продукт. Для этого используйте лист А3 и клей.
(5 минут)
(работают в группах)

 

- А теперь давайте проверим, что у вас получилось. Я прошу 1 представителя от группы прикрепить на доску лист с ответами.
- Давайте вместе посмотрим и проанализируем – совпали ли у нас мнения.
- Вы молодцы. Мы хорошо разобрали душевное состояние мальчика в этой части. Давайте похлопаем друг другу.

(проверяем, лишнее убрать)

(хлопают)

7. Физминутка

 

 

8. Работа с текстом. 4 часть

- Я читаю вам четвертую часть – одновременно работаем с карандашом.

- Чем заканчивается наше произведение?

 

(сказал правду)

- А почему мама пустила Бума? (сказал правду)
- А какое душевное состояние было этот момент у мальчика? (хорошее)
- А при каких словах оно стало хорошее, зачитайте из текста. (я разбил)

- Так каким цветом мы подчеркнём эти слова?

- Прочитайте последнее предложение. Почему автор пишет, что у каждого было свое почему?

- Зачитайте почему Бима?

(красным)
- Почему выгнали? (солгал)
- Почему впустили и обласкали? (сказал правду)
- Какой вывод? (надо говорить правду)

- А у мамы какое почему?

- И почему?

(не сказал сразу, ночью разбудил)
- Какой вывод? (надо говорить правду)
- Какое, почему у мальчика? (почему не ругала)
- Почему? (сказал правду)
- Какой вывод? (надо говорить правду)
9. Подведение итогов

 

- Ребята, какую цель мы ставили в начале урока? (Почему надо говорить правду и нельзя говорить ложь)
- Так почему же надо говорить правду и нельзя говорить ложь? (плохо себя чувствуем, могут пострадать другие)

- Какой вывод мы можем сделать из сегодняшнего урока?

(надо всегда говорить правду)

10. Рефлексия

- У вас на столах лежат яблочки. Возьмите сейчас то, которое характеризует вашу работу на уроке.
- Спасибо за урок. До свидания.