Развитие речевого общения детей с нарушением зрения через произведения художественной литературы (из опыта работы учителей-дефектологов)

Разделы: Коррекционная педагогика


«Только творческий педагог может
развить творческое начало в ребенке».

В.Сухомлинский

Проектная деятельность в работе с детьми с нарушением зрения – это один из методов развивающего обучения, который играет большую роль в развитии познавательных, творческих способностей детей и их коммуникативных навыков. Проектная деятельность дошкольников является уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению.

Ослабленное зрение у детей влияет на сферу чувственного познания и психические свойства (восприятие, представление, мышление, речь) и сужает их эмоциональную сферу. Эмоции и чувства зависят от точности и полноты отражения ребенком мира. Чем полнее ребенок воспринимает окружающий мир, тем богаче мир его эмоционального отражения. Речь является специфическим отражением окружающего мира, носит социальный характер. При дефекте зрения сужается чувственное отражение, выпадают зрительные образы; дети испытывают трудности в запоминании, сохранении и воспроизведении; наблюдается замедленное образование временных связей. Дети не в полной мере воспринимают окружающую среду, они не уверены в своих силах и возможностях, застенчивы, стеснительны в общении, малоактивны и мало эмоциональны. Для развития речевого общения большое значение имеет наличие у детей реальных представлений об окружающем мире. Для того, чтобы ребенок с депривацией зрения был активным, коммуникативным, жизнерадостным, эмоционально раскрепощенным, умел свободно передвигаться в пространстве, пользоваться предметами быта, всему этому ребенка надо научить. Необходимо обучать дошкольника жить активной жизнью, развивать у него коммуникативные, познавательные, творческие способности, развивать сенсорную сферу ребенка, научить преодолевать трудности зрительно-пространственной ориентировки.  Поэтому мы создали специальные условия  для речевого общения детей как со сверстниками так и с взрослыми через проектную деятельность.
Мы определили вид проекта, как творческо-информационный; сроки проекта: август 2017 г.- апрель 2018 г.; участников проекта: дети старшего дошкольного возраста и их родители, педагоги ДОУ, коллеги областной специальной библиотеки для слепых. Нами определены  цели и задачи проекта, план мероприятий поэтапной деятельности, определена совместная работа детей и взрослых по проекту, подведение итогов проектной деятельности.

Детско-родительский образовательный проект: «Развитие речевого общения детей с нарушением зрения
через произведения художественной литературы»

Цели:

  • Создание условий для успешной самостоятельной речевой активности дошкольника с нарушением зрения с целью творческого потенциала каждого ребенка, развития его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.
  • Показать вариативность работы в разных видах деятельности: «оживление» стихотворений, постановка мини-сценок, игр-миниатюр, игр-драматизаций, игр-экспериментов, иллюстрирование произведений, сочинительство, прослушивание грамзаписи автора, составление различных композиций по произведениям для совместной творческой работы детей, педагогов и родителей.
  • Сотворчество детей, педагогов и родителей, сотрудников Рязанской областной специальной библиотеки для слепых  (РОСБС) по теме проекта.

Задачи:

  • Установить доверительные партнерские отношения с родителями детей, педагогами ДОУ и коллегами областной специальной библиотеки для слепых для совместных действий по выполнению поставленных целей проекта.
  • Воспитывать желание и умение слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Обращать внимание детей на выразительные средства; помогать чувствовать красоту и выразительность языка произведения, через театрализованную деятельность (игры-драматизации, мини-сценки, кукольные и пальчиковые театры).
  • Продолжать совершенствовать художественно-речевые навыки детей: уметь интонацией, жестами, мимикой эмоционально передавать свое отношением к героям произведений.
  • Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми через участие в КВН, литературных викторинах, композициях; в соавторстве с родителями сочинять сказки, рассказы, стихи.
  • Воспитывать моральные и нравственные качества детей, такие как: доброта, взаимопомощь, дружелюбие, уважение к старшим и младшим; развивать осознанное, бережное отношение и любовь к животным и родной природе.
  • Развивать личностные качества ребенка такие как: смелость, сообразительность, находчивость, стремление к победе, ощущение себя как полноценная личность в обществе сверстников.

Для реализации проекта был разработан план мероприятий проектной деятельности, предусматривающий 3 этапа:

I этап - подготовительный (август – сентябрь 2017 г.)

  • Выбор темы;
  • Определение состава рабочей группы для активного участия в проектной деятельности;
  • Подбор художественной литературы, методических пособий по проекту, технических средств обучения.

II этап – основной (октябрь, 2017 г. – март, 2018 г.)

1. Знакомство с русскими, советскими и современными писателями, их биографией и выбранными произведениями:

  • К.Д. Ушинский: «Вместе тесно, а врозь скучно», «Четыре желания», «Играющие собаки», «Сила не право»;
  • Л.Н. Толстой: « Старик и яблоня», «Косточка», «Разбитая чашка», «Два товарища», «Отец и сыновья», «Белка и волк», «Галка и кувшин», «Волк и коза»;
  • С.А. Есенин: «Черемуха», «Собаке Качалова», «С добрым утром», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима-аукает», «Черемуха», «Береза»;
  • В.А. Осеева: «Три товарища», «Сыновья», «Синие листья», «Плохо», «На катке»;
  • В.В. Бианки: «Сова», «Лис и мышонок», «Музыкант»;
  • А.П. Крючков: «Солнечный зайчик», «Детский мир», «Собаки твердо верят в дружбу верную людей», «Про баклуши», «Ходит-бродит болтовня», «О лентяе», «Русь моя», «Если б взрослые читали».

2. Изготовление паспорта проекта.

3. Изготовление памяток для родителей и педагогов «Узелок на память».

4. Разработка литературной викторины.

5. Составление литературной композиции.

6. Проведен цикл мероприятий по ознакомлению детей с творчеством русских, советских и современных писателей.

С детьми

С педагогами

С родителями

С коллегами РОСБС

*портретное знакомство;
*знакомство с выбранными произведениями;
* проведены беседы по содержанию произведений с отражением в рисунках;
*заучивание стихов;
*участие в мини-сценках, в играх-миниатюрах, играх-драматизациях, играх-экспериментах;
*изготовление книжек-малышек по проектной деятельности;
*сочинительство сказок, рассказов, стихов из рубрики «Книгу пишем вместе»;
* участие в литературной викторине, КВН.

* знакомство с проектом;
* изготовление шаблонов, трафаретов;
* анкетирование детей по произведениям;
*проведение театрализованной деятельности: кукольный, пальчиковый театр;
*проведение дидактических игр;
*составление литературной композиции;
*сочинительство сказок, рассказов из рубрики «Книгу пишем вместе»;
* участие в разработке вопросов для проведения КВН.

*знакомство родителей с проектом;
*закрепление с детьми выразительного чтения стихов, текста по ролям;
*привлечь к участию в литературной викторине «Знатоки», КВН, литературной композиции;
*принять участие в сочинительстве сказок, рассказов, стихов из рубрики «Книгу пишем вместе»;
*пригласить родителей на презентацию (защиту) проекта.

*по рекомендации коллег включить в проектную деятельность произведения нашего современника Крючкова А.П. – поэта, писателя, драматурга;
* предоставление иллюстрированных сборников стихов
А.П.Крючкова, аудиозаписи произведений в исполнении автора;
*совместное составление памяток для родителей детей с нарушением зрения;
*оформление иллюстрированной книги по сочинительству детских сказок и стихов из рубрики «Книгу пишем вместе»;
* Презентация (защита) проекта на базе РОСБС.

III этап – заключительный (апрель, 2018 г.). Защита проекта

Намеченные цели и задачи проекта успешно выполнены. Анкетирование детей показало, что у них пробудился интерес к произведениям художественной литературы; дети  с удовольствием и желанием отражают смысл произведений в рисунках, в театрализованной деятельности, играх-драматизациях, экспериментальной деятельности, сочинительстве. Литературная викторина «Знатоки», КВН показали осознанное отношение детей к героям произведений: анализируя их поступки, дошкольники стали более дружелюбными, у детей проявились такие качества как: честность, смелость, сообразительность, находчивость, справедливое отношение к поступкам товарищей. Дети стали более коммуникативными, раскрепощенными, общительными, отзывчивыми; у них возникло желание делать добро, беречь природу и животных, заботиться о младших, помогать старшим, быть полезными и достойными гражданами нашей страны.

В результате проведенной работы мы отмечаем, что речевое общение детей с нарушением зрения приобрело более высокий уровень. Итогом работы является развитие творческого потенциала каждого ребенка и гармоничное его включение в коллектив сверстников.

Презентация проекта «Развитие речевого общения детей с нарушением зрения через произведения художественной литературы» проходила на педагогическом совете дошкольного образовательного учреждения и на базе Рязанской областной специальной библиотеки для слепых.