Урок русского языка по теме «Интерпретация исходного текста при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку». 11-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 11


Цели урока:

  • образовательные: учить анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию  сочинения в формате ЕГЭ;
  • развивающие: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; стимулировать мыслительную деятельности, творческие способности учащихся;
  • воспитательные: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности; воспитание патриотизма, чувства национального достоинства.

Тип урока: урок формирования умений и навыков с использованием ИКТ.

Оборудование: мультимедийная установка, презентация, раздаточный материал с текстами для анализа, критериями оценивания сочинения, оценочные листы.

Ход урока

1. Оргмомент

Учитель: Здравствуйте, ребята, вы любите путешествовать? (ответы учеников)

Вот и я очень люблю путешествия. За 7 лет нашей совместной школьной жизни нам удалось побывать в различных уголках нашей необъятной страны. Вспомните эти места. (ответы учеников)

Я никогда не забуду такие удивительные места, как Москва, Санкт-Петербург, Минск, Владимир, Суздаль, Элиста,…, но в моей памяти навсегда останутся места, где сохранились отголоски нашей военной истории. Я никогда не забуду Брестскую крепость, поле скорби и памяти в Хатыни и, конечно, Мамаев курган, находящийся в городе-герое Волгоград. Я неслучайно сегодня вспомнила именно это историческое место, которое многие из вас посещали ни один раз. 2 февраля 2019 года мы будем отмечать 76 лет Победы  советского народа в Сталинградской битве. Ступая на эту землю, невольно испытываешь священный трепет. Каждый шаг отдается болью, каждая минута обжигает горячим дыханием войны. Её зловещих следов почти не осталось на возрожденной земле, но она живет в судьбах людей, она смотрит на нас стволами орудий в музеях, длинными списками фамилий на братских могилах, скорбными глазами матерей.

Тема Великой Отечественной войны была и будет одной из самых востребованных на экзаменах по русскому языку и литературе. Недавно вы прошли очень серьёзное испытание по литературе – итоговое сочинение, где многие из вас обращались к данной теме. В ваших работах звучали имена таких писателей, как Б.Полевой «Повесть о настоящем человеке», М.А.Шолохов «Судьба человека», А.Т.Твардовский «Василий Тёркин»... Я могу предположить, что на ЕГЭ по русскому языку многим из вас будут предложены тексты о войне, на основе которых вы и напишите свои сочинения. Поэтому наш сегодняшний урок, посвящённый подготовки к ЕГЭ по русскому языку и Сталинградской битве, будет вам интересен и полезен, а полученные на нем знания и умения вы успешно будете использовать на ЕГЭ.

Ребята, сегодня мы вспомнили с вами путешествия реальные, а мне бы хотелось также обратить ваше внимание на путешествия виртуальные, посвящённые сдаче ЕГЭ.

Вот некоторые высказывания, связанные с очень актуальной для вас темой.

«Кто сдавал ЕГЭ по русскому в прошлые годы, поделитесь шпаргалками к сочинению. Это работа творческая, за нее ставят самые высокие баллы».
«Еще бы не ставили! Дома над сочинением неделю сидишь, а тут надо за 3,5 часа и сделать части А и В, да еще успеть нарисовать что-то вразумительное в С! Какое тут творчество, если порой такой текст попадется, что невозможно понять, о чем писать!»

Вот такие проблемы волнуют ваших сверстников да, наверное, и вас. Часть С самая сложная. Она проверяет навыки осмысленного чтения, умение интерпретировать исходный текст. Написание сочинения было и остаётся самой сложной задачей для выпускников. Пусть этот урок будет еще одним важным шагом на пути усвоения технологии выполнения задания части С.

Учитель: Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Сочинение учит думать,
учит понимать жизнь,
учит вчитываться в каждое слово.
В.Литвинов

Объясните смысл данного высказывания. (ответы учеников)

2. Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний

Определение темы урока.

Учитель: «Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь, для него ни один ветер не будет попутным», - сказал когда-то римский философ Сенека. Поэтому я хотела бы узнать, а вы знаете, куда держите путь при работе с текстом? Давайте вспомним, что из себя представляет задание части С? (ответы учеников)
Важнейшим условием успешного написания сочинения является правильное понимание исходного текста. Если вы правильно поймете текст, это уже 50 % успеха на экзамене. А правильно понять текст – задача не из легких. Так вот, чтобы вы все справились на экзамене с заданием №27, давайте сегодня на уроке продолжим учиться интерпретировать исходный текст.

Запишите тему урока: «Интерпретация исходного текста при подготовке к написанию сочинения в формате ЕГЭ по русскому языку».

3. Формулирование цели урока

Учитель: Тема урока обозначена, и мне хотелось бы, чтобы вы сами сформулировали его цель. (Цель урока – научиться правильно интерпретировать исходный текст, находить нужную для сочинения информацию). (слайд 3)

Работать мы сегодня будем в группах: теоретики-эксперты (1 группа), практики (3 группы). Задача теоретиков-экспертов - рассказать о структуре сочинения, оценить практическую деятельность учащихся 3 групп. Задача учащихся, выполняющих практическую часть на уроке, написать сочинение в формате ЕГЭ.

Что такое часть С?

4. Выступление ученика-теоретика

Часть С – задание открытого типа с развернутым ответом – проверяет реальное состояние практических речевых умений.

Структура сочинения:

1. Вступление

2.Проблема текста

3. Комментарий проблемы

4. Авторская позиция

5. Отношение к позиции автора по проблеме текста

6. Заключение

Оценивается и ряд коммуникативных умений и навыков:

  • зрелость суждений при интерпретации текста;
  • умение оформлять собственные высказывания;
  • умение использовать средства выразительности;
  • соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и пунктуационных.

5. Подготовка к восприятию исходного текста

Просмотр видеосюжета «76 лет Победы советского народа в Сталинградской битве»

Учитель: Сегодня мы будем работать с текстом современного писателя публициста Валентина Пикуля, который в своём романе «Площадь павших борцов» затрагивает тему ВОВ. Этот роман посвящён легендарной битве под Сталинградом. И прежде чем мы заглянем на страницы этого произведения, мне бы хотелось предложить вам просмотр презентации, посвящённый 76-летию Победы советского народа в Сталинградской битве. (просмотр презентации)

Учитель: Какие чувства вы сейчас испытываете?

(ответы учеников: поражены увиденным, недоумеваем, как удалось советскому народу в таких нечеловеческих условиях одержать победу над врагом…)

6. Практическая работа с текстом

(Чтение текста из романа В.Пикуля «Площадь павших борцов», глава «Волга-Волга») (Приложение 1)

Учитель:  О чем, на ваш взгляд, этот текст?

(ответы учеников: размышления автора о том, что стремление отозваться на беду другого и бескорыстно помочь ему – «давнее и природное свойство русского человека, особенно проявившееся в годы ВОВ).

Учитель: Запишите тему текста в рабочий лист.

Является ли просмотренная презентация иллюстрацией к рассуждениям Валентина Пикуля в данном отрывке произведения? (ответы учеников)

Учитель: Один из важнейших признаков текста - это информативность. Без «вычитывания» этой информации вряд ли можно правильно понять содержание текста.

Давайте снова обратимся к тексту.

Какие слова являются ключевыми? (Подчеркните их в тексте).

  • 1 абзац – «…Сталинград безжалостно бомбили день и ночь»
  • 2 абзац – «Убитых похоронили, раненых развезли по больницам, но в мёртвом здании завода осталась девушка – Нина Петрунина. Жива! Но вытащить её нет сил. Ей ноги стеной придавило, а стена едва держится…»
  • 3 абзац – «Люди тогда уже привыкли к смерти, и, казалось бы, что им ещё одна? Но город взбурлил, имя Нины стало известно всем, а равнодушных не было…»
  • 4 абзац - «Разве так не бывает, что судьба одного человека, доселе никому не известного, вдруг становится средоточием всеобщего сострадания, и множество людей озабоченно следят за чужой судьбой, которая их волнует и в которой подчас выражена судьба многих...»
  • 5 абзац – «Ребята, – сказал им Чуянов, – как хотите, а деваху надо вытащить. Орденов вам не посулю, но обедать в столовой обкома будете... Выручайте!»
  • 6 абзац – «Наверное, сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа, ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме»

(проверка выполненного задания)

1. Формулировка проблемы.

Учитель: Итак, мы определили тему текста и выделили наиболее значимую для понимания текста информацию. Теперь нам необходимо отобрать информацию необходимую для написания сочинения, и первый наш шаг - «Формулирование одной из проблем, поставленных автором текста». Для начала давайте вспомним, что такое проблема?

Выступление ученика-теоретика.

Проблема — это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Её можно определить как сложную, трудную, важную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, злободневную, острую, назревшую, философскую, политическую, идеологическую, социальную, национальную, международную. Она имеет свой объект, например, проблемы войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования.

Сформулировать проблему текста можно двумя основными способами:

1) оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»);

2) определить проблему в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения).

Учитель: Чаще всего в тексте поднимается несколько проблем. Чтобы их определить, задайте себе вопрос: над какими вопросами размышляет автор?

Так какую же проблему поднимает автор в данном тексте? Сформулируйте проблемы, используя один из предложенных вариантов. Запишите ответ в рабочий лист. (ответы учеников)

(Приложение 2, Приложение 3)

Учитель: Каждой группе предлагается 1 проблема для написания сочинения.

(распределение проблем по группам)

Вот мы и сделали еще один шаг к успеху – сформулировали проблему и заработали 1 балл по К1.

2) Составление комментария проблемы.

Учитель: Давайте вспомним, что такое комментарий?

Выступление ученика-теоретика.

Комментарий — это пояснительные замечания, рассуждения по поводу выделенной вами проблемы текста. Ваш комментарий должен связать проблему, которую вы сформулировали ранее, с авторской позицией, о которой вы будете говорить позже: покажите ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Автор текста передаёт вам свои мысли, зашифровывает их словесно, а ваша задача — понять их, расшифровать.

Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором. Различают два типа комментария:

  • контекстуальный
  • концептуальный

1. Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.

Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

1) Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

2) На чем заостряет внимание? Почему?

3) Какие имена (факты, события) упоминает автор? Для чего?

4) Какие эмоции автора выражены в тексте?

5) Как выражено отношение автора к изображаемому? В чем это проявляется?

6) Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

2. При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, ее актуальность, столкновение различных мнений поданному вопросу и т.п.

Найди ответы на следующие вопросы:

1) К какому типу принадлежит эта проблема? (Социальная, философская, экологическая, нравственная и т.п.)

2) Актуальна ли эта проблема в наши дни? В чем ее значимость для общества?

3) Как часто мы сталкиваемся с этой проблемой? Касается ли она каждого из нас или только людей определенного возраста, рода занятий и т.п.?

4) Почему эта проблема привлекла внимание автора?

5) Какой аспект (какую сторону) этой проблемы рассматривает автор?

6) К каким выводам автор подводит читателя?

В комментарии, как ни в какой другой части сочинения, уместны цитаты, различные ссылки на текст. Помните, что цитаты должны органично вплетаться в текст сочинения, а не просто увеличивать его объём. Цитирование ради увеличения объёма работы сразу бросается в глаза, поскольку нарушает логику развёртывания мысли. Однако важно не только найти хорошую цитату, но и правильно её оформить. К сожалению, неумение вводить информацию исходного текста в сочинение приводит ко многим ошибкам. Рассмотрим типичные способы включения информации текста в сочинение.

Прямая речь — это точная, дословная передача чужой речи от лица того, кто её произнёс или написал. Используя прямую речь, обращайте внимание на знаки препинания. При цитировании стихотворного отрывка «в столбик» кавычки обычно не ставятся, текст цитаты начинается с новой строки. Например: Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А.Есенина:

Гой ты, Русь, моя родная,
Хаты — в ризах образа...
Не видать конца и края —
Только синь сосёт глаза.

При цитировании «в строчку» ставятся кавычки, а текст цитаты помещается на той же строке.

В конце стихотворения Марины Цветаевой образ рябины становится символом родины, напоминанием о том, что родина является неотъемлемой частью каждого из нас, а за многоточием скрывается целая буря невысказанных чувств: «Но если по дороге — куст встаёт, особенно — рябина...».

2. Косвенная речь представляет собой сложноподчинённое предложение с придаточным изъяснительным. Она удобна тем, что не требует точной, дословной передачи исходного текста — достаточно сохранить общее содержание. При замене прямой речи косвенной необходимо местоимения и глаголы в форме 1-го или 2-го лица заменить формами третьего лица.

3.При использовании вводных конструкций (по мнению автора, по словам Солоухина и т.п.) цитата начинается с маленькой буквы, а кавычки используются в том случае, если в высказывании нет форм 1-го лица. Например: По мысли С.Соловейчика, «успех в одной работе не проходит бесследно для другой». В любом случае не увлекайтесь цитированием!

Учитель: С 2019 года высшая оценка 5 баллов (вместо 2 баллов) ставится, если проблема исходного текста прокомментирована верно, без искажений. Фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы исходного текста, нет.

Таким образом, написание комментария - это ваша попытка одновременно понять, почему автор писал именно об этом и использовал определенные речевые обороты, средства выразительности и т.д., и доказать, что заявленная проблема действительно присутствует в тексте. 

0 баллов можно получить:

- если комментарий не написан вообще

- если комментарий написан БЕЗ ОПОРЫ на текст

- если в комментарии присутствуют фактические ошибки (1 и более)

(выполнение задания)

Мы проблему прокомментировали достаточно подробно и можем получить за К2 – 5 баллов! И делаем следующий шаг.

3) Формулировка авторской позиции.

Учитель: «Хорошо, когда автор свою позицию в каком-нибудь предложении объясняет! А то так закрутит, что не найдешь!» (Реплика из чата) Очередная проблема, с которой, как видите, сложно бывает справиться». Давайте вспомним, что такое позиция автора?

Выступление ученика-теоретика.

Позиция автора – это вывод, к которому приходит автор, рассуждая по поводу той или иной проблемы.

Как может быть выражена авторская позиция?

Если проблема текста формулируется в виде вопроса то позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на следующие вопросы:

- Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?

- Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

- Какие способы и приёмы используются в нашем тексте? (риторические вопросы, оценочная лексика)

- Какова же авторская позиция? (Автор возмущен тем, что в наше время оскорбляется память о войне, оскорбляется не только поведением стран бывшего СССР, которые делают национальных преступников героями, но и поведением тысяч русских людей, которые идут на преступления ради наград)

- В каком предложении авторская точка зрения звучит отчетливо? (Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко в предложении: священная война, со злом сброшена в конце века со многих пьедесталов и обкрадена тысячами собственных нравственных уродов»)

(выполнение задания)

4) Отношение к позиции автора по проблеме текста.

Учитель: После формулировки авторской позиции в сочинении необходимо высказать своё отношение к позиции автора по проблеме текста.

Согласны ли вы с мнением автора или нет?

(выполнение задания)

- Итак, мы выполнили еще одно требование к сочинению – сформулировали авторскую позицию и выразили свое мнение по проблеме? И получаем по К3 - 1 балл.

5) Заключение к сочинению.

Учитель: Чтобы поставить финальную точку в сочинении нам необходимо написать заключение.

(выполнение задания)

7. Поведение итого урока

Учитель: Вот мы и закончили работу над сочинением. Я думаю, что наш сегодняшний разговор поможет вам в написании сочинения. Прошу вас сдать рабочие листы на проверку и приложить к ним оценочные листы с проставленными баллами. Теоретики-эксперты сегодня все получают оценку «отлично», так как с их помощью работа учеников-практиков проходила на высоком уровне.

8. Рефлексия

Учитель: Ребята, после сегодняшнего урока  предлагаю вам принять участие в обсуждении вопросов, связанных со сдачей ЕГЭ, в интернете. С какими  рекомендациями вы бы выступили на страничке данного форума. (Приложение 4)

9. Заключительное слово

А закончить сегодняшний урок мне хотелось бы словами Сократа: «Заговори, чтобы я тебя увидел». Слова настолько емкие, что комментарий излишен.

Мне очень хотелось бы, чтобы эксперт, проверяющий вашу работу, увидел вас как человека умного, начитанного, способного рассуждать на любую тему, и поставил вам максимальный балл – 24. А на память о нашей встрече мне хочется подарить каждому из вас синюю птицу как символ счастья и удачи. Почему счастье сравнивают с птицей? Наверное, потому, что птицу трудно поймать. Причём любого цвета. И мне так хочется, чтобы каждый из вас был обладателем этой птицы, которая принесёт вам любовь, доброту, милые и добрые радости и стремление познать мир. (Приложение 5)

10. Домашнее задание

Написать сочинение по варианту №5.