ИКТ-технологии на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся

Разделы: География


Актуальность. В условиях модернизации системы образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Именно информационные технологии, являясь универсальным средством обучения, позволяют не только формировать у обучающихся знания, умения, навыки, но и развивать личность ребенка, удовлетворять его познавательные интересы. В связи с этим перед учителем стоит задача поиска особых подходов в педагогическом взаимодействии с детьми, новых, более эффективных, технологий, методов и приемов по формированию УУД обучающихся.

Источник изменений. Активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему образования. Реализация новой образовательной парадигмы, направленной на то, чтобы помочь человеку осознать и обогатить свое «Я», определить социальную роль в отношениях с окружающей действительностью.

Теоретическую основу педагогического опыта составили работы отечественных и зарубежных ученых в области информационно-коммуникационных технологий в образовании: проектирование креативной образовательной среды на основе информационных технологий (Кречетников К.Г.), инновационные технологии, диагностика и управление в условиях информатизации (Бойко Г.М., Дубровская Е.Н.), медиаобразование: история, теория и методика (Федоров А.В.).

Основная идея педагогического опыта. Главная цель внедрения ИКТ в образовательный процесс – появление новых видов учебной деятельности, способствующих формированию УУД обучающихся. На уровне учителя: повышение актуальности и новизны содержания образования; раскрытие значимости профессиональных знаний, в предоставлении обучающемуся свободы действий при управлении осваиваемыми объектами; применение интерактивных, деятельностных методов и форм обучения; использование учебных инновационных заданий; построение процесса обучения в режиме субъектно-субъективных отношений; направление деятельности не на воспроизводство информации, а на оказание помощи, поддержки, сопровождения с целью получения максимальной отдачи от обучения. Мною разработаны и внедрены в учебный процесс «Методические рекомендации по использованию ИКТ-технологий на уроках географии как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся».Технологические приемы, творческие, проблемные задания, разработки уроков, предлагаемые в пособии, дополняют содержание учебного материала и способствуют формированию УУД обучающихся, ориентируют на достижение конкретных целей и действий.

Технология опыта. Инновационный характер заключается в том, что мы рассматриваем управление качеством географического образования на основе использования современных информационно-коммуникационных технологий, формирование информационно-коммуникативной среды, через решения задач на уровне ученика: ориентация на достижение конкретных целей и освоение конкретных действий; использование совместных сетевых проектов, обучение через открытия и поиск. На уровне учителя: возможность эффективной реализации личностно-ориентированного подхода в обучении и рациональной организации всего учебного процесса. Дидактические возможности ИКТ позволяют не только активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти мобилизовать внимание моих учащихся, но и включить их в деятельность, предоставив возможность управлять виртуальными объектами, предметами или моделями явлений.

При освоении личностных УУД ведѐтся формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности еѐ восприятия; уважения к информации о частной жизни и информационным результатам деятельности других людей; основ правовой культуры в области использования информации.

При освоении регулятивных УУД обеспечивается: оценка условий, алгоритмов и результатов действий, выполняемых в информационной среде; использование результатов действия, размещённых в информационной среде, для оценки и коррекции выполненного действия; создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных УУД ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как: поиск, фиксация, структурирование информации; создание простых гипермедиасообщений; построение простейших моделей объектов и процессов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных УУД. Для этого используются: обмен гипермедиасообщениями; выступление с аудиовизуальной поддержкой; фиксация хода коллективной/личной коммуникации; общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видеоконференция, форум, блог).

Результативность реализации методической системы. Систематическое использование ИКТ-технологий создает возможности доступа к большим массивам ранее недоступной современной актуальной информации, способствует осуществлению «диалога» с источником знаний, расширяет возможности представления учебной информации, тем самым повышая мотивацию учащихся к изучению предмета, возможности выбора дальнейшего жизненного пути, способствует росту профессиональной компетенции и социальной мобильности педагога. Использованием данных технологий через тесты, анкетирование с целью определения изменений мотивации, познавательных интересов, потребностей и эмоционального настроя, информационной культуры учащихся позволила выявить устойчивые положительные результаты. Подтверждением этого являются приведенные ниже диаграммы.

Сравнительная диаграмма сформированности познавательных УУД

 

Сравнительная диаграмма сформированности регулятивных УУД

 

Сравнительная диаграмма сформированности коммуникативных УУД

Уже сегодня можно сделать выводы о том, что мною накоплен определенный опыт в формировании УУД учащихся на основе информационно-коммуникационных технологий, выявлены условия, определяющие саморазвитие личности, определено содержание, отвечающее поставленным целям. Четко определена позиция ученика и учителя.