Презентация открытого урока по физике на тему "Работа газа и пара при расширении". 8-й класс

Разделы: Физика, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5,7 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока:

  • Сформировать знание учащихся о работе пара и газа на примере тепловых двигателей.
  • Ознакомить учащихся с видами тепловых двигателей.

Задачи:

Обучающая

  • рассмотреть работу газа и пара при расширении на опыте;
  • изучить понятие тепловых двигателей;

Воспитательная

  • стимулирование познавательной активности при обсуждении работы двигателя, используя компьютер;
  • содействовать патриотическому воспитанию, напомнив о роли русских изобретателей в истории;
  • формировать интерес учащихся к изучению физики;
  • умение работать в группе.

Развивающая

  • развивать умения выделять главное, анализировать, делать выводы;
  • развивать внимание, память, творческие способности учащихся;
  • развивать познавательную, информационно-коммуникативную компетенции;
  • систематизировать знания учащихся по изученному материалу темы “Изменение агрегатных состояний вещества”;
  • анализ экологической опасности ДВС.

Оборудование

  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • презентация,
  • модель ДВС,
  • модель турбины.

Ход урока

1 стадия –
«Вызов»

2 стадия –
«Осмысление материала»

3 стадия –
«Рефлексия»

 

 

 

Технологичекая карта урока

1 стадия - «Вызов»

Приём верных или неверных утверждений «Верите ли Вы?»

Этот прием включается в любую стадию урока. Учитель предлагает провокационные вопросы (утверждения), а учащиеся, выбирая верные утверждения, описывают заданную им тему, ситуацию, правила и т.д.

Верите ли вы что….?

  • … освобождающаяся при конденсации пара энергия не может быть использована? (-)
  • … количество теплоты, которое выделяет пар массой m, конденсируясь, определяется по формуле Q = cm(t2 - t1)? (-)
  • … количество теплоты, которое выделяется при сгорании mкг топлива, вычисляется по формуле Q = λm? (-)
  • … изменить внутреннюю энергию можно совершив работу над телом или самим телом? (+)
  • … использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет неё полезную работу? (+)
  • … развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива? (+)
  • …внутреннюю энергию нельзя превратить в механическую? (-)

2 стадия - «Осмысление материала»

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально, в парах и в группах.

Прием «Фишбоун».

Закрепление учащимися новых знаний и активный пересмотр своих представлений. Именно на этой стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. На этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.
  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.
  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.
  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Сегодня мы уже сказали, что развитие техники зависит от умения использовать громадную внутреннюю энергию топлива.

Использовать внутреннюю энергию – это значит совершать за счет неё полезную работу, например, поднять груз, перевезти людей и товары и т.п.

А значит, внутреннюю энергию нужно превратить в механическую! Как это сделать?

В пробирку нальем немного воды, плотно закроем её пробкой и нагреем воду до кипения. Под давлением пара пробка выскочит и поднимется вверх. Это энергия топлива перешла во внутреннюю энергию пара, пар при этом расширился и совершил работу, подняв пробку. Т.о. внутренняя энергия пара перешла в кинетическую энергию пробки.

Если мы заменим пробирку прочным металлическим цилиндром, а пробку – плотно прилегающим поршнем, который может двигаться вдоль цилиндра, то получим простейший тепловой двигатель. Такой двигатель был изобретён в 17 веке, а затем был усовершенствован Джеймсом Уаттом.

Тепловыми двигателями называют машины, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.

Виды тепловых двигателей:

Паровая машина
Двигатель внутреннего сгорания
Газовая турбина
Реактивный двигатель

Во всех этих двигателях энергия топлива сначала переходит в энергию газа (или пара), газ, расширяясь, совершает работу и при этом охлаждается, часть его внутренней энергии превращается в механическую энергию.

Сегодня на уроке мы познакомимся с двигателем внутреннего сгорания.

ДВС – двигатель внутреннего сгорания – вид теплового двигателя, в котором топливо сгорает внутри самого двигателя.

ДВС работает на жидком топливе (бензин, керосин, нефть) или на горючем газе.

Применение ДВС очень разнообразно. Они приводят в движение самолеты, теплоходы, автомобили, тракторы, тепловозы, речные и морские суда.

Однако широкое применение ДВС оказывает негативное воздействие на окружающую среду. При работе тепловых двигателей сжигается кислород, выбрасывается в окружающую среду углекислый и угарный газ, соединения тяжелых металлов.

3 стадия - «Рефлексия»

  • На этой стадии решаются следующие задачи:
  • корректировка и систематизация знаний;
  • помощь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;
  • помощь учащимся самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала.

«Ромашка Блума»

Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.

Учащиеся с удовольствием изготавливают ромашку, на каждом из шести лепестков которой записываются вопросы разных типов. Работа - парная.

Цель: с помощью 6 вопросов выйти на понимание содержащейся в тексте информации.

При отработке приёма я указываю учащимся на качество вопросов, отсеивая неинформативные, случайные.

Домашнее задание

§ 21 на стр. 64, § 22 №1 на стр. 68.

23.01.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306