Влияние стиля воспитания родителей на формирование самооценки обучающихся 6-го класса

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Школьная психологическая служба


1. Информация об опыте. Условие возникновения, становления опыта

Подготовка учащихся к самостоятельному совершенствованию своих знаний как одна из центральных задач школы на современном этапе.

Самооценка ребенка – это не врожденная характеристика организма, а сложное личностное образование, которое подвержено процессам формирования и становления в структуре всех личностных характеристик. Совокупность множества факторов влияет на развитие и становление личности ребенка. Развивающийся ребенок постоянно взаимодействует с внешней средой на различных уровнях. Сердцевину одного из уровней составляет семья. Именно от нее в первую очередь зависит, каким вырастет ребенок, и какое место в обществе он займет. Действительно, тип семьи, в которой рождается ребенок, может самым серьезным образом повлиять на его ожидания, установки, набор ролей, систему взглядов и взаимоотношений с другими людьми, а также на его когнитивное, эмоциональное, социальное и физическое развитие в течение всего жизненного пути. Влияние родителей и семьи в целом является всего лишь одним из элементов обширного процесса социализации.

Актуальность опыта

В данном случае уровень самооценки выступает как показатель нервно-психического здоровья подрастающего поколения. Семья в первую очередь может помочь ребенку преодолеть объективно возникающие трудности. Актуальность данной проблемы заключается в том, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка.

Ведущая педагогическая идея опыта

Целью данной работы является исследование влияние стиля семейного воспитания на самооценку обучающихся 6-го класса.

Теоретическое обоснование опыта

Теоретико-методологическую основу исследования составили теоретические и практические разработки ученых психологов, педагогов: Л.И.Божович, А.И.Липкиной, Эйдемиллера Э.Г., Юстицкиса В.

Стили семейного воспитания и возможности негативного влияние внутрисемейных отношений на развитие личности ребенка

  1. Авторитарный стиль. Авторитарные родители в воспитании придерживаются традиционного канона: авторитет, власть родителей, безоговорочное послушание детей. Как правило, при этом наблюдается низкий уровень вербальной коммуникации, применяются наказания, запреты и требования отличаются ригидностью и жестокостью. Формируется зависимость, неспособность к лидерству, отсутствие инициативы, пассивность, низкая степень социальной и коммуникативной компетентности, низкий уровень социальной ответственности с моральной ориентацией на внешний авторитет и власть. Мальчики нередко демонстрировали агрессивность и низкий уровень волевой и произвольной регуляции.
  2. Либеральный стиль. Либеральные родители намеренно ставят себя на одну ступень с детьми. Ребенку предоставляется полная свобода: он должен ко всему прийти самостоятельно, на основании собственного опыта. Никаких правил, запретов, регламентаций поведения нет. Реальная помощь и поддержка со стороны родителей отсутствует. Уровень ожиданий в отношении достижений ребенка в семье не декларируется. Формируется инфантильность, высокая тревожность, отсутствие независимости, страх реальной деятельности и достижений. Наблюдается либо избегание ответственности, либо импульсивность.
  3. Демократический стиль. Демократические родители, мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений. В результате дети лучше понимают родителей, растут разумно послушными, инициативными, с развитым чувством собственного достоинства. Дети видят в родителях образец гражданственности, трудолюбия, честности, нравственности и желания воспитать их такими, какими являются сами родители.

По данным исследования Д.В.Берко, воспитательные стили родителей оказывают влияние на формирование личности, которая просматривается на уровне черт, личной зрелости, семантической структуры обыденного сознания. Так, на уровне черт установлена значимая зависимость между воспитательными принципами обоих родителей и теми структурами личности, которые ответственны за уровень психологического здоровья, эмоциональное состояние, регуляцию поведения и социальную адаптацию. Девочки оказались более чувствительными к агрессивному стилю материнского руководства. На уровне черт это выражается в повышенном уровне агрессивности, создающем предпосылки для импульсивного поведения. На уровне обыденного сознания – в появлении противоречивой картины мира, когда образ матери представляется как «хороший», но отталкивающий. Роль отца оказалась решающей в принятии девушками ценностей самоактуализации, в принятии женской идентичности и инструментальных ценностей, позволяющих реализовать собственные цели, отстаивая собственные интересы. Директивный стиль отца оказывает наибольшее влияние на эффективное состояние девушек (повышение уровня депрессивности, лабильности эмоциональных состояний). Девушки, негативно оценивавшие воспитательные принципы обоих родителей обладают большей когнитивной сложностью, которая обеспечивает личности невротическую защиту. Негативное отношение отца ведет к формированию выраженных оборонительных реакций, воспитывая в девушках стремление к борьбе [28, 36]. Сравнительная характеристика стилей семейного воспитания представлена в таблице 1.

Таблица 1
Сравнительная характеристика стилей воспитания

Название стиля

Положительное

Отрицательное

Авторитарный – жесткий стиль управления, пресечения инициативы, отсутствие обсуждения принимаемых решений

Внимание к контролю;
Оперативное принятие решения в экстренной ситуации;
Планирование;
Выполнение всех дел в соответствии со сроками.

Формальность отношений;
Большая социальная дистанция;
Решения не обсуждаются.

Демократический – совместное обсуждение проблем, поощрение инициативы членов группы, активный обмен информацией, принятие решений совместно.

Удовлетворенность своей деятельностью и положением среди членов семьи;
Благоприятный психологический климат;
Обмен информацией и адекватное принятие решений.

Контроль;
Медленное принятие решений;
Родители должны обладать терпимостью по отношению к ребенку.

Либеральный – добровольный отказ от руководства воспитанием ребенка

Ориентация членов семьи на самостоятельность.

Отсутствие контроля и руководства.

Сколько семей, столько особенностей воспитания. Но, несмотря на все их разнообразие, можно выделить.

Особенности негативного влияния внутрисемейных отношений на личность ребенка

Создание гармоничных отношений, благополучного психологически комфортного климата в семье должно стать первой задачей супругов и родителей, так как без этого невозможно формирование здоровой полноценной личности ребенка. Отклонения в семейных отношениях негативно влияют на формирование личности ребенка, его характера, самооценки и других психических качеств личности; у этих детей могут возникать различные проблемы: состояние повышенной тревожности, ухудшение успеваемости в школе, трудности в общении и многие другие. Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психологами, психотерапевтами, психоневрологами.

Потребность в общении появляется у ребенка с первых дней жизни. Без достаточного удовлетворения этой потребности ущербным становится не только его психическое, но и физическое развитие.

Прекращение детско-родительского контакта на длительное время нарушает естественное формирование многих качеств детей. Оптимальные возможности для интенсивного общения ребенка со взрослыми создает семья как посредством его постоянного взаимодействия с родителями, так и посредством тех связей, которые они устанавливают с окружающими (родственное, соседское, профессиональное, дружеское общение и т.п.).

Существенное влияние на ребенка оказывает согласованность либо наоборот дезорганизованность супружеских отношений (и первое, и второе может быть свойственно любому типу семьи). Имеются данные, согласно которым неблагополучная семья негативно влияет на познавательную деятельность ребенка, на его речевое, интеллектуальное, личностное развитие. Установлена закономерность, согласно которой дети, воспитанные в конфликтной семье, оказываются плохо подготовленными в семейной жизни, а браки, заключенные выходцами из них, распадаются гораздо чаще. Конфликтная атмосфера в семье объясняет ту парадоксальную ситуацию, когда «трудные» дети растут в семьях с хорошими материальными условиями и относительно высокой культурой родителей (в том числе и педагогической) и, наоборот, когда в плохо обеспеченных семьях у родителей с низким образованием растут хорошие дети. Ни материальные условия, ни культура, ни педагогические знания родителей зачастую не способны компенсировать воспитательную неполноценность стрессовой, напряженной атмосферы семьи. Приложение 1

Аномалии в психическом и нравственном развитии ребенка, возникающие в условиях неблагополучных семейных отношений, не есть следствие только их. Они могут возникать под влиянием целого ряда побочных, сопутствующих социальных явлений, которые нередко становятся причиной самой конфликтности либо действуют на нее в качестве катализаторов (отрицательные ориентации родителей, их низкая духовная культура, эгоизм, пьянство и т.п.) [49, 152].

В младшем подростковом возрасте ребенок сохраняет много детских качеств - легкомыслие, наивность и других. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни.

В школе ребенок встречается с четкой и развернутой системой моральных требований. Старшие следят за тем, чтобы эти требования соблюдались и усваивались детьми – это путь к формированию у них общественной направленности личности. «Обращенность к коллективу» ведет к тому, что школьник начинает сознательно подчинять свои пробуждения тем общим целям и задачам, которые стоят перед ним и его сверстниками, учится управлять своим поведением.

С развитием личности школьника белее точным становится его знание о себе, более правильной самоориентация, совершенствуется умение разбираться в своих силах и возможностях, возникает стремление действовать в определенных ситуациях, опираясь не на оценки окружающих, а на собственную самооценку. Фактически, самооценка – это разница между собой реальным и собой идеальным, а дети, особенно подростки, любят создавать себе идеалы. Порой они хотят быть похожими на героев книг или нашумевших фильмов, но проблемы в том, что это недостижимо. В результате разрыв между идеалом и подростком настолько велик, что самооценка падает чуть ли не до нуля.

2. Технология опыта

Опытно-экспериментальная деятельность, направленная на исследование влияния стиля родительского воспитания на самооценку обучающихся 6-го класса

Описание опытно-экспериментальной деятельности

Экспериментальное исследование проводилось на базе средней школы № 29 ст. Новотитаровской муниципального образования Динской район Краснодарского края. В исследовании принимали участие обучающиеся 6«Б» класса и их родители. Наше исследование проводилось в два этапа.

Первый этап – пилотажное исследование, в ходе которого были отобраны методики, определены гипотезы.

Второй этап – основное исследование.

Для исследования была применена методика изучения самооценки качеств личности Т.Дембо – С.Рубинштейна. Респондентами на данном этапе исследования явились 25 обучающихся 6-го шкласса.

Целью данной методики является выявление уровня самооценки школьника по заранее заданным качествам личности; выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования. Материалом для исследования послужили ряд шкал, условно обозначающих проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.).

Методика предполагает следующую процедуру проведения: Ребенку предлагается ряд шкал, условно обозначающих проявление различных черт личности, и следующая инструкция: «Допустим, что на этой линии расположились все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу – самые больные люди, вверху – самые здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?».

На примере оценки качества «здоровье» ребенок с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работу с остальными шкалами он осуществляет самостоятельно.

Высота самооценки определяется с помощью условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибальной системой. При этом одно деление на шкале является равным 0,5 балла. Исходя из этого, подсчитывается средний балл самооценки. «Нормальной», «средней» самооценкой принято считать самооценку со средним баллом 2,5 и немного выше; «высокой» – со средним баллом 4–5; «низкой» – со средним баллом 0–2,5.

Исследование самооценки качеств личности проводилось в индивидуальной форме. Каждому была изложена тема и цель исследования, дано описание и инструкция, предоставлено достаточно времени для обдумывания.

Для изучения влияние родительского воспитания на самооценку обучающихся 6-го класса нами был использован опросник «Анализ семейного воспитания» (Э.Г.Эйдемиллер и В.Юстицкис), направленный на выявление роли семьи в воспитании ребёнка. В исследовании принимали участие 25 человек – 10 мужчин и 15 женщин. Испытуемыми выступают родители.

Для исследования уровня тревожности детей, был использован опросник Захарова. Данная методика направлена на выявление разных видов тревожности: учебной, самооценочной и межличностной.

3. Результативность опыта

Результаты, полученные после обработки методики Дембо-Рубинштейна представлены далее.

Мы получили следующие результаты: из общего количества детей:

  • 32 % имеют высокий уровень самооценки;
  • 56 % имеют средний уровень самооценки;
  • 12 % имеют низкий уровень самооценки.

Наглядно эти данные представлены в Приложении 2 (на рисунке 1).

Таким образом, можно сделать вывод, что большинство детей (56 %) имеют средний уровень самооценки.

Для изучения влияния родительского воспитания на самооценку обучающихся 6-го класса, мы воспользовались опросником «Анализ семейного воспитания» по Э.Г.Эйдемиллеру и В.Юстицкис. Из данного опросника мы используем только первые одиннадцать шкал из двадцати шести возможных шкал, которые характеризуют стили семейного воспитания.

Наглядно результаты представлены в Приложение 3 (таблице 2).

Проведя исследование, мы пришли к следующим выводам что, 20% (5) семей имеют неустойчивый стиль воспитания, то есть испытывают сложности, как правильно воспитывать ребенка. Для таких семей характерна резкая смена стиля, приемов воспитания, резкие переходы родителей от очень строгого стиля к либеральному и, наоборот, от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению. При этом родители, как правило, признают значительные колебания в воспитании. Данные семьи не могут определиться с тем, что важно для их ребёнка.

36% (9) семей относятся к либеральным, данные семьи не прикладывают особых сил, чтобы воспитывать своего ребёнка, ребёнок в этой семье предоставлен самому себе. Можно подозревать, какие качества могут быть сформированы у подростка. В этом случае ребёнку «можно всё». После исследования родители говорили, что у них недостаточно количества времени на реализацию полноценного воспитания ребёнка в семье.

Также родители говорят о том, что трудно привлечь ребенка к какому-нибудь делу по дому.

К авторитарным семьям можно отнести 12% (3) семей, они предъявляют ребенку огромное количество требований и запретов, ограничивающих его свободу и самостоятельность. Требования к ребёнку велики, не соответствуют его возможностям. Он становится объектом воздействий родителей, здесь мы можем говорить о том, что ребёнок может стать замкнутым, необщительным, в результате менее социально адаптированным, он уже будет чувствовать себя неполноценным, ощущать дискомфорт. Наблюдается тенденция того, что есть родители, не стремящиеся к удовлетворению потребностей своих детей, игнорируя их. В этих семьях довольно часто ущемляются духовные потребности, особенно потребность в эмоциональном контакте, общении с семьёй, в её любви.

Мы видим, что у 32 % (8) семей наблюдается демократический стиль воспитания. Родители в этих семьях склонны обходиться без наказаний или применяют их крайне редко, они применяют такой метод воспитания как поощрение. Можно предположить, что дети этих семей воспитываются на добрых началах, позитивной основе, отношения строятся на сотрудничестве, взаимоподдержке, оказании неподдельной помощи друг другу, исходя из этого у подростка формируются положительные качества личности, которые оказывают влияние на дальнейшее воспитание ребёнка. Этот момент особо важен для воспитания младшего школьника. Результаты данной методики наглядно представлены в Приложении 4 (на рисунке 2).

Можно сделать вывод, что в процентном соотношении вершину берут авторитарные и либеральные семьи (вместе), нежели демократические семьи. Согласно гипотезе, мы видим, что развитие ребёнка, формирование его личностных качеств определяется уровнем воспитания в семье. Если это авторитарная семья, то, в большинстве случаев закладываются негативные черты личности, формируется низкий уровень самооценки. То же самое можно сказать и относительно либеральной семьи, где авторитет родителей не играет роли, у детей таких родителей формируется средний уровень самооценки. Наиболее приемлемой считается семья, в которой родители и дети совместно взаимосотрудничают друг с другом, в таких семьях мы наблюдаем детей с высокой самооценкой. Отсюда, участие семьи является важнейшим и необходимым основанием в структуре воспитания подростка.

Проведя корреляцию между ответами детей и родителей, мы увидели следующую закономерность: если в семье используется авторитарный или попустительский стиль семейного воспитания, то у обучающегося будет либо завышенная либо заниженная самооценка, а следовательно, наше предположение о том, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку обучающегося 6-го класса, подтвердилось.

Мы считаем, что данная проблема объясняется современным состоянием общества, где без материальной состоятельности не возможен жизненный уровень семьи. Из-за безысходности родителям приходится вести рабочий образ жизни для того, чтобы обеспечить достойный уровень жизни для своих детей. Родительский приоритет – это принести в дом деньги, благодаря этому, согласно воззрениям родителей, семья станет семьёй и может считаться семьёй. Отсюда, ориентиром выступает не ребёнок, а работа. Семья не видит того, что главной ценностью должен быть ребёнок со своими потребностями, интересами, желаниями, мотивами поведения. Всё это ни в коем случае нельзя игнорировать, потому что подросток, как и любой ребенок ждёт в первую очередь от своих родителей естественную и разумную любовь, поддержку и в полном объёме общения, ведь воспитание требует самого серьезного тона, самого простого и искреннего. В этих трех качествах должна заключаться предельная, правда, жизни.

Мы предполагаем, что у детей с высоким уровнем тревожности формируется низкая самооценка, что предполагает наличие авторитарного или либерального стиля воспитания в семье.

Тревожность как свойство личности во многом обуславливает поведение субъекта. Существует определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности.

У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность, назначение которой является обеспечение безопасности субъекта на личностном уровне. Уровень тревожности показывает внутреннее отношение ребенка к определенному типу ситуаций и дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, школе.

Когда же этот уровень превышает оптимальный, можно говорить о появлении повышенной тревожности. Повышенный уровень тревожности у ребенка может свидетельствовать о его недостаточной эмоциональной приспособленности к тем или иным социальным ситуациям. У детей с данным уровнем тревожности формируется установочное отношение к себе как к слабому, неумелому. В свою очередь это порождает общую установку на неуверенность в себе. Ребенок боится совершить ошибку, в нем нет уверенности цельного человека. Неуверенность в себе – одно из проявлений заниженной самооценки. Например, родители внушили ребенку, что он –  «гадкий утенок». Сформировалась заниженная самооценочная установка, и умный ребенок начинает считать себя безнадежно глупым, красивый – безобразным, ладный – нескладным.. Он стесняется самого себя, затаенно и мучительно презирает себя, чувствует вину перед сильными и красивыми родителями. Возникает внутренний конфликт – это столкновение позиций сознания и установок в неосознаваемой сфере психики.

Тревожность окрашивает в мрачные тона отношение к себе, другим людям и действительности. Ребенок уже не только неуверен в себе, но и недоверчив ко всем и к каждому. Для себя тревожный ребенок не ожидает ничего хорошего.

Для определения верны наши предположения или нет, мы использовали опросник Захарова, который выявляет уровень тревожности.

Полученные результаты свидетельствуют, что у 20% (5 детей) имеет место учебная тревожность, у 40% (10 детей) самооценочная, у 40% (10 детей) межличностная.

Страхи, наиболее часто встречающиеся:

  1. Боязнь, что с родителями, другими близкими что-нибудь случиться – 92%.
  2. Боязнь смерти родителей и др. близких – 78%.
  3. Боязнь доставить родителям неприятности, расстроить их – 78%.
  4. Боязнь физического насилия – 64%.
  5. Боязнь, что в семье не будет денег – 64%.
  6. Боязнь космических катастроф – 59%.
  7. Боязнь физической травмы, несчастного случая – 51%.
  8. «Магические страхи» (несчастливые дни, плохой гороскоп) – 51%.
  9. Фантастические страхи, страшные сны – 46%.
  10. Разлитые неопределенные страхи, ощущение беспомощности, незащищенности («Все будет плохо, страшно, никто не поможет») – 32%.
  11. Медицинские страхи (боязнь уколов, операций и др.) – 26%.
  12. Боязнь наказаний, замечаний со стороны взрослых – 22%.
  13. Боязнь личной несостоятельности («Не сумею постоять за себя», «Покажусь маленьким и слабым, как козявочка какая-то») – 66%.

Проанализировав результаты исследования испытуемых можно условно разделить на пять групп:

1 – с высокой тревожностью.

2 – тревожность выше средней.

3 – средняя тревожность.

4 – тревожность ниже средней.

5 – низкая тревожность.

Данные количественной обработки уровня тревожности представлены в Приложении 5 (в таблице 3).

Высокую тревожность мы связываем с физическими и психическими особенностями возраста, социально-экономическими изменениями в обществе, с уровнем значимости для сверстников и взрослых.

Можно предложить, что основным источником тревожности является реальная неуспешность в общении, а также неблагополучный социальный статус (прежде всего общение с родителями и друзьями). Возрастание тревожности может обусловливаться, главным образом, сферой межличностных отношений, поскольку она непосредственно связана с тем, как человека оценивают другие. Как видим, расхождения в оценке данной человеком самому себе и полученных им от других, является источником тревожности.

Предполагается, что тревожность будет в той мере, в какой значимые другие люди склонны судить о нем отрицательно, относиться к нему критически и с неодобрением.

Тревожность будет высокой тогда, когда субъективно воспринимаемая оценка других не согласуется с самооценкой и носит по сравнению с ней более негативный характер. Здесь тревожность, по всей вероятности порождается с угрозой самооценке.

Таким образом, можно судить о неблагополучных отношениях детей со взрослыми и детьми, о нарушенной системе социальных отношений.

Тревожность в общении со взрослыми возникает в ситуациях наказания, частых упреков, игнорирования со стороны взрослых, что влечет не успешность в деятельности у детей из-за чувства неуверенности, боязни сделать что-то не так, вины за сделанное.

Таким образом, можно прийти к следующему выводу, что в семьях с авторитарным и либеральным стилями воспитания дети имеют низкую самооценку и обладают высоким уровнем тревожности.

А дети, у которых средний уровень самооценки, имеют уровень тревожности выше среднего и средний, родители в воспитании этих детей применяют либеральный стиль воспитания или существует неопределённость в выборе методов воспитания.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют адекватную самооценку и средний уровень тревожности.

Таким образом, мы видим, что на самооценку личности обучающегося 6-го класса непосредственно влияет стиль семейного воспитания.

Длительность работы над опытом

Данный опыт использую в течение 3-х лет. Практика показала, что комплексный подход в изучении воспитании детей позволяет не только углубить знания о детях, но и максимально приблизить процесс воспитания к активному творческому (продуктивному) способу воспитания. А значит, способствует решению главной задачи - воспитывать ребенка.

Диапазон опыта

Данная статья используется в рамках системы стилей семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей. Материалы опубликованы на сайте фестиваля педагогических идей «Открытый урок». (Приложение 3). Материалы данной статьи используются учителями средних классов БОУ СОШ № 29.

Проведя исследование, мы пришли к следующему выводу: в семьях с авторитарным и либеральным стилями воспитания дети имеют низкую самооценку и обладают высоким уровнем тревожности.

В семьях с демократическим стилем воспитания дети имеют адекватную самооценку и средний уровень тревожности.

Таким образом, наше предположение о том, что стиль семейного воспитания и взаимоотношения родителей и детей влияют на самооценку обучающегося 6-го класса является верным.

Презентация

Библиографический список

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов. - М., 1992.
  2. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в школе// Экспериментальные исследования. Тбилиси, 1969.
  3. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценок и учения школьников. М., Просвещение, 1984.
  4. Ананьев Б.Г. Человек, как предмет познания. Л; 1978.
  5. Асмолов А.Г. Психология личности.- М.: Просвещение, 1990 г.
  6. Белобрыкина О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки//Вопросы психологии, №4 2001.
  7. Бернс Р. Развитие «Я-концепции» и воспитание. М.: Прогресс, 1986.
  8. Богомолова Н.Н. Социальная психология.
  9. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
  10. Бороздина Л.В. Что такое самооценка? //Психологический журнал.- 1992.
  11. Бороздина Л.В., Видинска Л. Притязания и самооценка //Вестник МГУ. 1986. № 3.
  12. Брак и семья. Опыт социологического исследования, М., 2004.
  13. Бруменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. – М., 2001. – 300с.
  14. Волков Б.С. Психология младшего школьника. – М.: Педагогическое общество России, 2012.
  15. Волочков А.А., Вяткин Б.А. Индивидуальный стиль учебной активности в школьном возрасте. // Вопросы психологии. - 2009. - №5. – С. 10 – 21.
  16. Всё о младшем подростке. /Под редакцией Виноградовой, М., «Вентана-Граф», 2014.
  17. Выготский Л.С. Вопросы детской (возрастной) психологии // Собр. соч. в 6 – ти т.. Т. – М.,1984
  18. Выготский Л.С. К вопросу о динамике детского характера // Собр. соч.: В 6 т. Т. 5. М., 1983.
  19. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2014. – 240с.
  20. Гамезо, М.В. Младший подросток. Психодиагностика и коррекция развития / М. В. Гамезо, В. С. Герасимова, Л. М. Орлова. — М.: Институт практической психологии, 1998.
  21. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии – 2005. - №2. – С. 186 – 187.
  22. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.- М., 2001
  23. Голод С.И. Стабильность семьи. – Л.: Наука, 2014. – 136с.
  24. Горбачева В.А. К вопросу формирования оценки и самооценки у детей. АПН РСФСР, 1982, №18
  25. Гребенников И.В. Воспитательный климат семьи.– М.: Знание,2006. – 40с.
  26. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1996
  27. Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1996. - №4. – С. 17 – 29.
  28. Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.
  29. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А. М. Психология: Учебник для студентов средних педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  30. Костицкий В.И. Эти трудные почти нормальные семьи // Семья и школа. 2007. - №8. – С. 32.
  31. Кочубей Б. Детские тревоги; что, откуда, почему? //Семья и школа. - М.,2013.
  32. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности школьника: Книга для учителя. – М., Просвещение, 2015.
  33. Мудрик А.В. Общение - как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  34. Мудрик А.В. Воспитательные функции общения школьников// Общение и развитие психики. М., 2006.