Изготовление узора из полосок ткани. Тема «Соединение полос ткани без смётывания в технике «Изба». 6-й класс

Разделы: Технология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,5 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (5,6 МБ)


Цели урока:

Обучающий аспект:

  • Формировать умение по обработке ткани на швейной машинке в технике лоскутной мозаики без сметывания.
  • Продолжать формировать умение по изготовлению шаблонов.
  • Продолжать формировать умение по планированию своей работы.
  • Продолжать формировать умение контролировать и оценивать свою работу.

Развивающий аспект:

  • Развивать пространственное воображение на примере составления лоскутных блоков.
  • Развивать координацию движения рук.
  • Развивать цветовой вкус при выборе ткани.
  • Обогащение словарного запаса новыми терминами.

Воспитывающий аспект:

  • Воспитывать аккуратность и точность в работе.
  • Соблюдать правила безопасной работы.
  • Обучать экономному расходу ткани при раскрое полос.

Методическое оснащение кабинета

Материально-техническая база:

  • Кабинет-мастерская
  • Бытовая швейная машинка
  • Утюг, гладильная доска
  • Ножницы для ткани
  • Булавки
  • Картон, линейка, карандаш
  • Коллекция х/б тканей

Дидактическое обеспечение:

  • Образцы изделий, выполненные в технике «Лоскутная мозаика»: фартук, подушка, прихватки.
  • Объект труда: прихватка с узором «изба»
  • Инструкционные карты
  •  Карточки-задания.
  • Мультимедиа проектор, компьютер, презентация.
  • Карточки-задания.

Методы обучения:

  • Объяснительно-наглядный
  • Частично поисковый
  • Объяснение с практическим закреплением
  • Вводный инструктаж
  • Текущий инструктаж
  • Практическая работа

Формы организации познавательной деятельности учащихся:

  • Фронтальная
  • Индивидуальная

Тип урока: Комбинированный (урок по изучению и первичному закреплению новых знаний с элементами практикума)

Межпредметные связи:

  • Изобразительное искусство
  • История

Ход урока

1. Организационный момент

  • Приветствие.
  • Проверка явки учащихся.
  • Проверка готовности учащихся к уроку.

2. Актуализация знаний учащихся

Учитель. – Объясните, пожалуйста, что означает термин «мозаика»?

Ответ- Мозаика –это создание изображение из мелких деталей, например, стекла, камня, бумаги и т.д.

Учитель: А как вы объясните термин «лоскутная мозаика»?

Ответ: Это искусство изготовления узора из лоскутков ткани.

Учитель. – Действительно, лоскутную мозаику еще называют печворком, что в переводе с английского обозначает «работа с лоскутом».
Чтобы узнать, какие нам нужны материалы и инструменты, для этого вида работ, попробуем разгадать задание под названием «Найди букву».

Учащимся предлагаются карточки в которых отсутствуют гласные буквы.

К_РТ_Н
Н_ЖН_Ц_
ТК_НЬ
Б_Л_ВК_
_Т_Г
Л_СК_Т_К

3. Изложение нового материала

Историческая справка.

Искусство лоскутного шитья давно известно во многих странах мира. Это очень древний вид творчества. В окрестностях Каира в Египте, были найдены изделия, выполненные в этой технике шитья, возраст которым определили свыше трех тысяч лет. Но колыбелью печворка принято считать Англию. Позднее переселенцы из Европы «занесли» это вид рукоделия в Америку. Жены переселенцев, вследствие своей бедноты, из остатков старой одежды, еще плотных кусочков ткани, шили одеяла, коврики и украшали ими свое жилище или шили одежду для своих детей. Такое ремесло получило широкое развитие. Со временем это народное рукоделие развивалось и обогащалось новыми техниками шитья, обретя в конечном результате, статус национального искусства.

В России техника лоскутного шитья также зародилась и развивалась в бедных крестьянских семьях. Лоскутные одеяла, коврики, дорожки-половики украшали деревенские избы. Традиционное изготовление лоскутных одеял было связано со свадебным обрядом: оно было частью приданого. Лоскутное одеяло было принято дарить и на рождение ребенка (такой обычай сохранился в некоторых областях и до наших дней). А среди городского населения изделия из лоскутов долгое время считали признаком бедности.

Только в 70-е годы двадцатого века, когда в моду вошел фольклорный стиль, возник новый интерес к данному виду творчества. На пике моды появились стеганные жилетки и юбки из лоскутков ткани, сумки, рюкзачки. Пестрая мозаика лоскутного шитья превратилась для рукодельниц из необходимости, как в старину, в любимое занятие, даже в подлинное искусство. В наши дни любители этого творчества объединяются в клубы и сообщества, обмениваются опытом и секретом мастерства. Из текстильных лоскутов получаются оригинальные панно, декоративные подушки, пледы, салфетки, игрушки, сувениры и много других ярких и неповторимых, можно сказать, шедевров.

Лоскутные произведения демонстрируются на выставках и фестивалях. Их охотно покупают музеи народного и декоративно-прикладного искусства.

Демонстрация презентации 1 «Лоскутная мозаика».

С большим интересом, начиная с 5 класса, занимаются лоскутной пластикой и девочки нашей гимназии, с каждым годом совершенствуя свое мастерство.

В лоскутной мозаике существует несколько видов сборки лоскутов различной формы между собой (полоски, квадраты, треугольники, ромбы и т.д.) и соединение их в единое целое. Рассмотрим некоторые из них на примере работ, выполненных ученицами нашей гимназии.

Демонстрация презентации 2 «Выставка работ».

Постановка цели урока.

Внимательно рассмотрим технологию сборки лоскутов под условным названием «полоска».

(Внимание учащихся обращается на последний слайд презентации)

Конечная цель нашей работы: изготовить прихватку, выполненную из популярного узора «изба». (см. Рисунок 1)

Рисунок 1

Цель текущего занятия: изготовить из полос ткани узор «изба»

У этого популярного узора много других названий: «американский квадрат», «сруб», «колодец», «лабиринт». Особенность шитья- сборка цветных полос по спирали вокруг «очага» - маленького квадратика по традиции красного или желтого цвета, символизирующего очаг в доме. Цвет полос - «бревнышек» - тоже символичные: светлые – освещенные углы избы, темные – теневые.
Демонстрация учителем готовой работы.

Подготовка к работе по изготовлению узора «изба»

Существует общее правило при составлении узора из полос - из ткани выкраивается полоска определенного размера, цвета и рисунка. Один из этих параметров должен быть постоянным.

Учитель: Как вы думаете, что должно быть неизменным в нашей работа?

Ответ: Ширина полосок.

Учитель: Каким способом удобнее выкраивать одинаковые детали?

Ответ: Одинаковые детали удобнее выкраивать с помощью шаблона.

Практическая работа №1

Изготовление шаблона из картона.

Длина 21 см, ширина 4,5 см.

Заготовка полосок из ткани.

Для работы подбирают х/б ткани с одинаковой плотностью.

Особого внимания заслуживают цвет и рисунок ткани.

В лоскутном творчестве используются гладко крашенные ткани и узорчатые. Рисунок может быть крупным и мелким, растительным и геометрическим, четким и как бы размытым. Наиболее применяемые ткани с мелким растительным рисунком, некрупным геометрическим, возможно совмещение этих двух расцветок в одной ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута, может нарушить композицию полотна.

Гармоничное сочетание цветов лоскутов ткани – важное правило при составлении любого узора. Все цвета лоскутного произведения должны быть связаны между собой, чтобы каждый цвет, взятый в сочетании с другими цветами, не выпадал, а создавал общее впечатлении главного, основного фона. Фон должен быть подчинен ведущему цвету композиции. Поэтому, начиная работу, необходимо обдумать и определить ведущий цвет. А затем искать все остальные оттенки. Задуманная композиция может быть испорчена неудачным подбором цветов.

Практическая работа №2

- выбор ткани для «очага» из коллекции кабинета;

- выбор светлой и темной ткани из коллекции кабинета;

- выкраивание очага, размер может быть разный, но в любом случае, длина его стороны не может быть меньше ширины полоски;

- выкраивание полосок по долевой нити с использованием шаблона (выкраивать полоски можно и поэтапно по ходу сборки узора).

Сборка узора «изба». Теоретическая часть

Узор из полос собирается на основе (учителем приготовлена белая фланелевая ткань размером 25 см на 25 см).

Разбор по технологической карте

Выбрать направление сборки (в данном случае по часовой стрелке). Подготовленные полоски ткани темных и светлых тонов нашить по сторонам квадрата последовательно, следуя нумерации на схеме.

У каждой ученице на столе лежит технологическая карта. (Приложение 1)

Схема конечного результата сборки из полос узора «Изба» представлена на Рисунке 2.

Рисунок 2

- Чтобы получить качественное изделие из полосок, необходимо прежде всего добиваться ровной строчки шва стачивания. На уроке отрабатывается навык без предварительного смётывания деталей, при помощи булавок, которыми скрепляют край детали через 2–3 см, учитывая направление булавок по ходу швейной машинки.

Рисунок на доске.

Рисунок 3

Край лапки швейной машинки продвигается по краю ткани.

Демонстрация приема работы учителем.

Повторение правил работы на бытовой швейной машинке и правил техники безопасности.

Правила ТБ при работе с булавками.

Правила ТБ при работе с утюгом.

- После стачивания, каждый шов обязательно сначала приутюживаются «на ребро», затем заутюживают от центра.

4. Практическая работа учащихся по сборке узора «изба» с использованием технологической карты

Текущий инструктаж учителя (проводиться индивидуально по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы).

Контроль учителя при выполнении практической работы

  • Выбор ткани с правилами цветовой гаммы.
  • Ровная ширина полос при раскрое, ровная ширина полос в готовом виде (зависимость от качества машинной строчки).
  • Последовательность сборки полосок.
  • Заутюживание полосок без завалов.
  • Соблюдение правил Т.Б., санитарии и гигиены труда при выполнении задания.

Заключительный инструктаж учителем.

  • Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися.
  • Разбор типичных ошибок.
  • Вскрытие причин, допущенных учащимися ошибок.
  • Повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.

5. Подведение итогов. Анализ урока

  • Сообщение о достижении цели урока.
  • Объективная оценка индивидуального труда учащихся на уроке; выставление отметок.
  • Рефлексия.
  • Сообщение о теме следующего урока: «Изготовление кухонной прихватки на основе узора «Изба».

Литература

  1. Максимова М.В., Кузьмина М.А. «Лоскутки» М.: ЭКСМО-Пресс», 1998.
  2. Е.Д. Володина, В.Ю. Суслина. Технология. 5-11 классы: предметные недели в школе. Изд. «Учитель» Волгоград, 2008.
  3. Нагель О.И. «Художественное лоскутное шитье: Учено-методическое пособие для учителя. – М. Школа-Пресс, 2000.

20.12.2018