Методическая разработка урока «Географическое положение Южной Америки». 7-й класс

Разделы: География


Организационная информация

Класс, профиль класса, количество человек

7 класс, 9 человек, обучение в подгруппе (3 человека)

Продолжительность урока

45 мин.

Методическая информация

Тема

Географическое положение Южной Америки.

Автор учебника, по которому ведётся обучение, УМК (если имеется)

УМК «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)

Урок ознакомления с новым материалом.

Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса
(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево- и правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать;  объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива).

Класс состоит из 9 учеников. Активность ребят на уроке средняя, но очень увлекаются творческими заданиями. Сильных учеников 3, слабых – 2, неуспевающих нет.
Учащиеся 7 класса относятся к среднему школьному возрасту (12–14 лет) в это время происходит дальнейшее физическое и психофизическое развитие, активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива - мотив самообразования, представленный в активном интересе к дополнительным  источникам знаний, на первое место выходит потребность понимания смысла учения «для себя».

Появляются следующие центральные личностные образования:

  • произвольная саморегуляция поведения и деятельности,
  • появление рефлексии, анализа и умения строить внутренний план действий,
  • ориентация на группу сверстников.

Основные задачи психолого-педагогического развития учащихся в 7 классе:

  • формирование мотивов учения (осуществляется через внедрение новых предметов, в том числе уроков психологии),
  • развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов,
  • развитие продуктивных навыков и приемов учебной деятельности, умение учиться,
  • раскрытие индивидуальных способностей и особенностей,
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности к себе и к окружающим людям,
  • усвоение социальных норм, нравственное развитие личности,
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских связей.

Кроме того, основным и необходимым является

  • овладение базовыми школьными знаниями и умениями;
  • формирование умения учиться в средней школе;
  • развитие учебной мотивации, формирование учебных интересов;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками, умение соревноваться с другими, правильно и разносторонне сравнивать свои результаты с успехами других;
  • формирование умения добиваться успеха и правильно относиться к успехам и неудачам, развитие уверенности в себе;
  • формирование представлений о себе как об умелом человеке с большими возможностями развития.

Переход от статуса ученика младшего звена в статус ученика среднего звена, начало активного самопознания, развитие интереса к себе.

В связи началом половым созревания замедляется темп деятельности, на выполнение определенной работы теперь школьнику требуется больше времени. Дети чаще отвлекаются, неадекватно реагируют на замечания, иногда ведут себя вызывающе, бывают раздражены, капризны, их настроение часто меняется.

Психологические особенности школьника 12-14 лет:

  • «Чувство взрослости» появляется в потребности равноправия, уважения и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны взрослых
  • Склонность к фантазированию, к некритическому планированию своего будущего. Результат действия становится второстепенным, на первый план выступает свой собственный авторский замысел
  • Стремление экспериментировать, используя свои возможности, - едва ли не самая яркая характеристика младших подростков.

Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Цели урока

Дидактические:

  • Научить сравнивать ГП, строение земной коры и рельеф материков Южная Америка и Африка.
  • Учить сопоставлять карту строение земной коры и физическую с целью выявления закономерностей отражения в рельефе и земной коре.
  • Совершенствовать умения находить географические объекты на физической карте наносить их на контурную.

Развивающие:

  • Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке.

Воспитательные:

  • Отработать коммуникативные навыки.

Задачи урока

1. Раскрыть особенности ГП Южной Америки в сравнении с ГП Африки.
2. Выявить особенности строения земной коры и рельефа Южной Америки на основе сравнения строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки.
3. Продолжить формирование умения сравнивать компоненты природы между собой.
4. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
5. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
6. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
7. Организовать работу в группах.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/
доработают ученики/ в ходе урока.

Формирование умений:
1) Осуществлять смысловое чтение
2) Работать с текстом и картами.
3) Создавать обобщения
4) Организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
5) Работать в группе
6) Составлять таблицы и схемы.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению

1. Учащиеся научаться определять географическое положение континента используя текст учебника и карты атласа, называть и показывать по карте все изучаемые объекты береговой линии;
2. Учащиеся должны научиться самостоятельно определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки используя карты атласа.

Технологическая карта урока

Аналитическая информация

Обоснование целесообразности использования технологии АМО для:
а) выполнения целей и задач урока (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока)

а) выполнения целей и задач урока
Технология АМО применена на данном уроке с целью активизации деятельности всех участников образовательного процесса и их мотивации на успешное  выполнение поставленных на уроке целей и задач.
По структуре, урок представляет собой логически связанные фазы и этапы, которые решают определенные задачи.
1 фаза – начало урока, обеспечивает создание позитивной и творческой атмосферы на уроке, и естественное погружение в тему.
2 фаза – работа над темой, обеспечивает усвоение и закрепление теоретического материала, а также возможность его практического применения.
3 фаза – завершение урока, позволяет получить эмоциональную и содержательную оценку урока.
По содержанию, все используемые методы обеспечивают активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности на протяжении всего урока.
Такая организация учебного процесса позволяет получить качественные результаты обучения, развития и социализации обучающихся.

b) выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов)
- т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология

b) выполнения ФГОС
Урок, построенный по технологии АМО, содержит в себе несколько особенностей:

  • Игровая деятельность
  • Практическая направленность используемых методов
  • Высокая мотивация и интерес
  • Постоянная смена различных видов деятельности
  • Наличие этапа разминки для снятия усталости и напряжения
  • Обязательная рефлексия

Все это позволяет получить качественные результаты обучения. На протяжении всего урока происходит развитие различных видов УУД (регулятивных, познавательных, личностных, коммуникативных), что, в конечном счете, способствует развитию ключевых компетентностей учащихся.
Активные методы обучения, примененные на уроке, обеспечивают эффективное получение учащимися с различным типом восприятия знаний и умений по предмету, развивают ключевые компетенции, повышают собственную значимость, обеспечивают позитивную самооценку, мотивируют на приобретение познавательного опыта. А это все вместе соответствует требованиям, предъявляемым  ФГОС к образовательной системе.

Ожидаемые результаты урока
Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося, анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся
(на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества
актуализированы/приобретены/закреплены).

Обучающиеся понимают основные понятия (Южная Америка материк рекордов. Амазонка, Анды, Анхель, Атакама, Титикака,),
Обучающиеся умеют сопоставлять географическое положение материков Африка и Южная Америка.

Результаты воспитания и социализации:
У обучающихся отработаны навыки работы в парах и группах.

Результаты развития:
У обучающихся отработаны элементы логического, аналитического и абстрактного мышления.
У обучающихся отработаны навыки оценки и самооценки своей деятельности.

Образовательные
1. Научить сравнивать ГП, строение земной коры и рельеф материков Южная Америка и Африка.
2. Учить сопоставлять карту строение земной коры и физическую с целью выявления закономерностей отражения в рельефе и земной коре.
3. Совершенствовать умения находить географические объекты на физической карте наносить их на контурную.

Развивающие:
1. Создать обучающимся условия, необходимые для описания географического положения материка Южная Америка. Данные задачи решаются во второй фазе урока на этапе инпут и проработка темы, однако для повышения эффективности обучения в урок включены этапы приветствие и погружение в тему, которые позволяют создать позитивную творческую обстановку на уроке и сосредоточить внимание учащихся на предстоящей деятельности и теме урока. Обмен хорошим настроением, передача позитивного настроения активизировали ребят, переключили на совместную деятельность, сняли напряжение, и создали интригу приятного ожидания того, что будет дальше.
Работа над созданием «портрета» материка дал возможность проработать и освоить учебный материал учащимся с различными особенностями развития мыслительной деятельности, обеспечивая развитие образного мышления.
При создании кластера можно систематизировать большой объём информации, а при помощи цвета увидеть различия или сходство географического положения, строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки. Представители команд заполняют концептуальную таблицу на классной доске. На данном этапе происходит «визуализация» темы, и её осмысление.
Использование на уроке разминки «Есть контакт» обеспечило эмоциональную разгрузку, сняло напряжение, а успешно обеспеченный контакт повысил самооценку. Поскольку разминка была тематической, она обеспечила «не насильственное» понимание, осмысление, закрепление основных понятий, изученных на уроке.

Развивающие:
1. Отработать элементы самооценки учебной деятельности на уроке
2. Зафиксировать результаты выполнения обучающимися каждого задания.
3. Обеспечить визуализацию результатов, полученных обучающимися, провести их анализ.
4. Дать возможность обучающимся сформулировать правило перевода полученного результата в обычную оценку и при необходимости скорректировать его.
Эти задачи решаются на этапе рефлексия. АМО «Билет» способствовало тому, что учащиеся смогли самостоятельно оценить и подвести итог своей личной работы на уроке и сопоставить их с общими результатами класса в целом. Предложенный метод обеспечивает возможность учащемуся самостоятельно оценить полученные им на уроке результаты (и оценку за урока) и соотнести их с достижениями других учащихся и эталоном. Наглядная картина на доске создает определенный эмоциональный фон и позволяет учителю провести мониторинг достигнутых на уроке результатов.

Воспитательные:
3. Отработать коммуникативные навыки.
3.1. Создать на уроке позитивную творческую атмосферу.
3.2. Организовать работу в парах.
Для отработки коммуникативных навыков на всех этапах урока организована работа в группах. Это способствует развитию навыков и формированию их способности к эффективному самовыражению.

Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения).

В ходе урока в равной степени реализуются принципы современного образования от духовно-нравственного развития, до компетентностного, уделено внимание и здоровьесбережению. Это просматривается через частую смену различных видов деятельности, использование подвижных АМО, музыкального сопровождения. Урок  направлен на формирование ключевых компетенций обучающихся: коммуникативной, ценностно-смысловой и учебно-познавательной. Выдержанная сюжетная линия позволяет учащимся освоить приём сравнительного анализа географического положения материков. Работа по закреплению и обобщению полученных ранее знаний обеспечивает деятельностный подход: команды анализируют ожидания с планшета экспедиции. Вывешивают свои половинки билетов на магнитную доску и дают ответ на свой поставленный вопрос. Учащиеся с первых минут очень активно включаются в деятельность и эта активность не прерывается в течение урока.

Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО

АМО, разработанные для данного урока, активизируют учащихся на повышение их учебной мотивации, способствуют активному плодотворному взаимообщению.
С введением технологии АМО на уроках у большинства учащихся проявляется интерес  к предмету, применение активных методов на уроке содействует достижению основных образовательных эффектов – социализации личности обучающихся, развитию и формированию метапредметных компетенций и УУД, что несомненно способствует реализации принципов ФГОС.

Методическая ценность урока

Организация активного обучения с применением АМО технологии на каждом этапе урока..

Дополнительная информация

Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы.

  1. Приложение 1. текстовый документ (выполнен в программе MS Word). Заготовка карточек с изображениями 3-х самолётов, 3-х автомобилей и 3-х кораблей.
  2. Приложение 2. Термины и понятия необходимые для изучения географического положения материка, есть и лишние. текстовый документ (выполнен в программе MS Word )
  3. Приложение 3. Плакат «яанжю акирема»
  4. Приложение 4. текстовый документ (выполнен в программе MS Word ), Сканы билетов.
  5. Приложение 5. Контур материка на формате А3 – 3 шт. Контур герба (щит)
  6. Приложение 6. На доске нарисована концептуальная таблица сравнения географического положения, строения земной коры и рельефа Южной Америки и Африки.
  7. Приложение 7. текстовый документ (выполнен в программе MS Word ), должно быть напечатано на карточках: отдельно понятие и отдельно определение (обучающиеся должны соединить подходящие по смыслу межу собой).
  8. Приложение 8. музыкальный фрагмент для разминки (mp3)

К уроку также необходимо приготовить

  1.  Коричневый и зелёный маркеры.
  2. Листы ватмана (по числу команд).
  3. Маркеры (набор на команду).
  4. Компьютер для проигрывания музыкального фрагмента.

Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок).

  1. УМК  «Полярная звезда» под редакцией А.И.Алексеева.
  2. Копилочка активных методов обучения И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев. 2005–2008, Международный Институт Развития «ЭкоПро». 2005–2008.
  3. http://moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/

24.12.2018