Конспект урока русского языка "Склонение имени существительного". 3-й класс

Разделы: Русский язык, Начальная школа


Цель: Дать общее представление о трех типах склонения имен существительных в единственном числе.

Задачи:

  1. Научить различать склонение имен существительных и подбирать соответствующие имена существительные.
  2. Развивать логическое мышление на основе выполнения логических операций (анализ – синтез, сравнение, классификация), наблюдательность.
  3. Воспитывать познавательный интерес, умение общаться, сотрудничать.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами исследовательской работы.

Средства обучения: учебник, презентация.

Оборудование: таблица «Три склонения существительных», карточки со словами, карточки с заданиями, мультимедийный проектор, экран, ноутбук, учебник, тетрадь, лист самооценки, карточки с алгоритмом.

Формирование УУД:

Личностных УУД:

а) Самоопределения на этапе решения учебной проблемы (при определении цели работы, которую будут выполнять)
б) Смыслообразования на этапе постановки учебной задачи (при установке связи между целью учебной деятельности и ее мотивом)

Регулятивных УУД:

а) Развитие целеполагания на этапе постановки учебной задачи (при соотнесении того, что уже известно, и каких знаний еще не хватает для решения учебной задачи)
б) Развитие планирования и осознания своего способа деятельности на этапе составления памятки (при составлении памятки)
в) Развитие самоконтроля на этапе овладения способом действия (при выполнении упражнения, сравнивая свой способ действия с памяткой)
г) Рефлексия на этапах постановки учебной задачи (при осознании того, что известно, и что ученик еще не знает), при подведении итогов (при рефлексивной оценке)

Познавательных УУД:

Общеучебных УД:

а) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить
б) Самостоятельное создание алгоритмов деятельности;
в) Развитие знаково-символических действий на этапе открытия нового знания.

Логических УД:

Развитие логического мышления при обработке логических операций:

а) Анализа объектов с целью выделения признаков
б) Синтеза как составления целого из частей
в) Классификация объектов (при разделении слов на группы)
г) Выбор оснований и критериев сравнения
д) Построение логической цепи рассуждения при составлении памятки
е) Выдвижение гипотез и их обоснование
ж) Доказательство

Постановка и решение проблемы:

а) Формулирование проблемы на этапе постановки учебной задачи
б) Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на этапах открытия нового знания и включения нового знания в систему знаний.

Коммуникативных УУД:

а) Планирование учебного сотрудничества (определение цели, способов взаимодействия)
б) Постановка вопросов (сотрудничество  в поиске и сборе информации)
в) Управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка его действий
г) Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1. Оргмомент. Мотивация

- Здравствуйте, ребята! Доброе утро вам, всем людям, солнышку, всем хорошего настроения!

На уроке наши глаза внимательно смотрят и всё …

- Уши внимательно слушают и всё …

- Голова ясно и хорошо …

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

- Ребята, начать наш сегодняшний урок я хочу с пословицы. Прочитайте её про себя.

СЛАЙД

«Хорошо учиться всегда пригодится.»

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Чтобы хорошо учиться, нужны знания. Много знаний мы уже имеем за плечами. Достаточно ли их для движения вперёд? Да, нам нужны новые знания.

А каким будет на сегодняшний урок: уроком-повторением, закреплением, открытием нового, исследованием? Я очень надеюсь, что это вы позже скажете сами.
- Итак, начнём наш урок, как всегда, с минутки чистописания. Как вы думаете, какую букву мы будем сегодня писать и почему?

Букву Зз (знания)

Зз  зз зы зу зи Зи За зка

2. Актуализация

- Прежде чем продолжить работу, мы должны повторить то, что мы уже знаем.

- Запишите словарные слова с буквой «з»  (под диктовку)

Магазин, мороз, вокзал, арбуз, здравствуй, завод, заяц, язык, берёза.

- Проверьте по образцу.

СЛАЙД

магазин   мороз  вокзал  арбуз  здравствуй  завод  заяц  язык  берёза

- Какой частью речи являются эти слова? (Существительные)

- Как вы это определили? (Все эти слова отвечают на вопросы кто? что? обозначают предметы)

- Что такое падеж?

- Как определить падеж существительного? (По вопросу и предлогу)

- У какого падежа не бывает предлогов? (У Именительного)

- Форма какого падежа является начальной? (Именительного)

- Каким членом предложения всегда является существительное в форме Именит. пад.? (подлежащее)

3. Создание проблемной ситуации

- Ребята, за окном  уже мороз, часто бывает вьюга, метели.

- Прочитайте предложение.

СЛАЙД

По улице, по площади гуляет вьюга белая.

- Определите  род и падеж выделенных слов.

(улица – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по улице. Д.п.

площадь – ж.р., гуляет (по кому? чему?) по площади. Д.п.)

4. Формулирование проблемы

- Ребята, обратите внимание: у существительных «улица» и « площадь» одинаковый род, одинаковый падеж, одинаковые предлоги, а окончания - разные.

- Как вы думаете почему? (Ответы детей)

- Какой возникает вопрос?

(Почему у существительных разные окончания в одинаковых падежах?)

- Чтобы ответить на этот вопрос, давайте проведём исследование.

5. Открытие нового знания

- На прошлых уроках мы  изменяли существительные по команде вопросов. Положите перед собой листы с этой работой.

- Начнём наше исследование с существительных верхнего ряда.

- Прочитайте первые два существительных. (Скала, земля)

- Определите род  этих существительных и окончание в И.п. (Почему в И.п.?)

- Итак, скала– ж. р. окончание – а, земля– ж.р. окончание – я.

(Учитель прикрепляет карточки  «женский род» и «-а», «-я»  к доске)

Сравните падежные окончания этих существительных.

ВЫВОД: у существительных женского рода с окончанием -а, -я в начальной форме  падежные окончания одинаковые.

- Прочитайте следующие два существительных. (Слуга, Илья)

- Определите род этих существительных и окончание в И.п.

- Итак, «слуга» – м. р.,  окончание – а, «Илья» – м.р., окончание – я.

(Учитель прикрепляет карточки  «мужской род» и «-а», «-я» к доске)

Сравните падежные окончания этих существительных.

ВЫВОД: у существительных мужского рода с окончанием - а, -я  в начальной форме, падежные окончания одинаковые.

Сравниваем:  скала – слуга, земля – Илья

ВЫВОД: у существительных мужского и женского рода  на -а, я в нач. форме , падежные окончания одинаковые.

(Учитель объединяет карточки в одну группу. Аналогично сравниваются остальные группы слов).

- Сколько получилось групп существительных с одинаковыми падежными окончаниями? (Три)

- Какие существительные вы отнесете в первую группу? (Существительные  женского и  мужского рода  с  окончаниями - а, -я).

- Во вторую? (Существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием -о, -е)

- В третью? (Существительные  женского рода с нулевым окончанием и мягким знаком на конце)

- Давайте сверим свой результат с правилом в учебнике, и  узнаем  научное  название этих групп. Учебник стр. 118

 - Итак, как называются группы существительных с одинаковыми падежными окончаниями. (Склонение)

(Учитель прикрепляет к доске карточки с названием групп существительных: «1 склонение», «2 склонение», «3 склонение»).

- Сформулируйте тему нашего урока. («Склонение имён существительных»)

СЛАЙД

Тема: «Склонение имён существительных»

- Цель нашего урока? (Научиться определять склонение существительных)

- Итак, теперь вы сможете сказать, какой получился у нас урок? (урок открытия новых знаний, урок-исследование).

Молодца, ребята!

По каким же  признакам  определяют  склонение существительного? (По роду и окончанию в И.п.)

Физминутка.

6. Проверка степени первичного восприятия. Составление алгоритма определения склонения имени существительного

- Вернёмся к предложению, с которого мы начали урок. Теперь вы можете объяснить, почему у слов улица и площадь  в одинаковых падежах разные окончания?
(Эти существительные относятся к разным склонениям: улица – 1 скл., площадь – 3 скл).

- Как вы определили склонение имени существительного?

- Давайте составим алгоритм. Что мы должны определить в первую очередь? (Определить род существительного).

(Учитель на доске  выставляет  части алгоритма).

- Дальше? (Выделим окончание).

- Что останется определить?  (По роду и окончанию определить склонение).

7. Первичное закрепление

Работа в группах.

А сейчас, пользуясь алгоритмом, распределим слова в три столбика по склонениям. (У каждой группы листок со списком слов)

СЛАЙД

Тень, картина, дядя, утро, ночь, конь.

Ответственные от каждой группы выходят к доске и обосновывают правильность распределения слов.

СЛАЙД (проверка)

  • 1 скл. картина - дядя
  • 2 скл. утро - конь
  • 3 скл. тень -  ночь

Молодцы, ребята!

8. Закрепление

СЛАЙД

В печи стоит картошка
С топлёным молоком.

- Мне нужно определить склонение слова «в печи». Но существительных с окончанием нет ни в одном склонении.

- Что надо  сделать? (Поставить в начальную  форму)

- Итак, какой пункт мы не включили в алгоритм?  (Поставить существительное в начальную  форму)

(Учитель на доске выставляет недостающий пункт алгоритма).

- Как вы думаете, каким по счёту он должен стоять?

(На доске появляется последовательность пунктов алгоритма).

1. Поставить сущ.-ое в нач.форму.

2. Определить род сущ.-го.

3. Выделить окончание.

4. По роду и окончанию определить склонение

9. Самостоятельная  работа с самопроверкой по эталону

- А сейчас поработаем самостоятельно.

Карточки.

Спишите. В скобках укажи склонение существительных.

Ночь (__). Вокруг тишина (___).

Ручеёк (__) лишь журчит.

Своим блеском (__) луна (___).

Всё вокруг серебрит.

Проверка по образцу.

СЛАЙД

Ночь (3скл.). Вокруг тишина (1 скл.).

Ручеёк (2 скл.) лишь журчит.

Своим блеском (2 скл.) луна (1 скл.)

Всё вокруг серебрит.

10. Включение в систему знаний

- А сейчас и я, и вы увидим, как вы поняли новый материал, как вы умеете применять свои новые знания в работе.

Карточки

1. Подберите к словам антонимы и определите их склонение.

- Какие слова называются антонимами?  (Слова одинаковой части речи с противоположным значением)

Ночь - ____, лето - ____, радость - ______, добро - ____.

2. Подберите к словам синонимы и определите их склонение.

- Какие слова называют синонимами? 

Путь - _____,  зной - ______,  суша - ______, азбука - ________, собака - _______.

3. Подберите  однокоренное слово другого склонения.

Мышь - ______, ёлка -_______, отец - ________

4. Найдите лишнее слово в строке и подчеркните  его.

Бабушка, брат, мама.
Ночь, конь, боль.
Плащ, село, мышь.

11. Рефлексия учебной деятельности

- Подведём итоги нашего урока.

- Какова была тема нашего урока? (Склонение имён существительных)

- Какую задачу  мы ставили перед собой? (Научиться определять склонение существительных)

- Справились мы с задачей урока? (Да)

- Сможете ли вы применять знания с сегодняшнего урока в работе с другими упражнениями самостоятельно? (Да, но не все)

Ничего страшного, сегодня был только первый урок по этой теме. В процессе работы на других уроках мы лучше поймём и усвоим этот материал.
- Заполните листы самооценки, поставьте знак  +  или –.

(Ученики заполняют листы самооценки)

12. Домашнее задание

Выучить правило на стр. 118, составить и записать 3 предложения с существительными разных склонений.

Список использованной литературы

  1. Набойщикова Н.В. Тренинговые карточки по русскому языку для  начальной школы. 1-4 классы. Волгоград: Учитель, 2003 г.
  2. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие по русскому языку. – М.: Детская литература, 2008.
  3. Рик, Т.Г. Здравствуйте, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 101с.

26.12.2018