Информационный практико-ориентированный, творческий проект: «Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при ознакомлении с архитектурой родного города»

Разделы: Работа с дошкольниками


Участники проекта: дети старшей, подготовительной групп, воспитатели, старший воспитатель, родители группы.

Вид проекта: краткосрочный.

Тип проекта: информационный практико-ориентированный, творческий.

Сроки проведения: 1 месяц.

Количество участников проекта: 10 человек.

Возраст детей: 6 лет.

Форма проведения: групповая.

Актуальность

Выбор нашего проекта не случаен. В ходе нод на основе лексической темы «Наш город» были выявлены следующие особенности речевых высказываний дошкольников с ОНР: недостаточность словаря по данной теме, неточности в подборе слов, характеризующих особенности внешнего вида зданий, употреблении относительных прилагательных, наречий, предлогов с пространственным значением, затруднения при составлении описательных рассказов зданий, ошибки слоговой структуры при употреблении слов-терминов, характеризующих части постройки.

Для расширения речевых возможностей детей мы решили вовлечь их в проектную деятельность «Речевое развитие старших дошкольников с ОНР при ознакомлении с архитектурой родного города». Данный проект предполагает активное участие детей в совместной деятельности, уточняет и расширяет знания об архитектурных особенностях, способствует познавательному, творческому, речевому развитию, развивает  инициативу, эстетическое, эмоционально- целостное отношение к искусству архитектуры.

Цели и задачи проекта

Цель педагогическая: Совершенствовать самостоятельную речь детей при ознакомлении с лексической темой «Архитектура города».

Цель детская: активно участвовать в рассматривании, конструировании зданий с различными архитектурными особенностями.

Краткое содержание проекта

Данный проект направлен на стимуляцию познавательно-речевого развития, организацию совместной поисково-исследовательской деятельности педагогов, детей и родителей в ходе знакомства с темой «Наш город». Работа над проектом будет способствовать расширению кругозора, познавательному, речевому, художественно- эстетическому развитию дошкольников.

Ожидаемые результаты:

  • У детей расширятся представления о достопримечательностях родного города; о различных конструкциях зданий и архитектурных сооружений;
  • Дошкольники научатся видеть индивидуальность и декоративность каждого здания, будут упражняться в составлении характеристик архитектурных объектов;
  • Повысится познавательная, речевая активность детей;
  • Дошкольники примут активное участие в совместной продуктивной деятельности при создании панно «Архитектура города»

Оценка  результатов проектной деятельности будет отслеживаться через:

  • беседы с детьми;
  • наблюдение за детьми в ходе создания проекта и совместной непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности (художественной, познавательной, речевой, исследовательской)
  • беседы с родителями.
  • совместная деятельность родителей и детей.
  • беседы с педагогами.

Продукт проекта: панно «Архитектура города».

Проблема педагогическая: Активизация речевой деятельности при ознакомлении с зданиями различной архитектуры.

Проблема, сформулированная детьми: Хотим узнать о работе архитектора, построить город на панно.

Задачи педагогические:

  1. Развивать интерес к рассматриванию и сравнению архитектурных объектов ближайшего окружения.
  2. Формировать и обогащать представления детей старшего дошкольного возраста об архитектуре родного города.
  3. Воспитывать эстетическое восприятие красоты архитектурных сооружений.
  4. Упражнять в выделении выразительных особенностей материалов и элементов оформления здания (форма окон, дверей, колонны, башни, балконы, решётки, скульптуры, вазоны, цветовое решение оформления зданий).
  5. Активизировать использование в самостоятельной речи слов: архитектура, фасад, фундамент, декор, колонна, арка, балкон…), предлогов, наречий с пространственным значением.
  6. Совершенствовать составление описательных рассказов о выбранных зданиях.
  7. Развивать творческое воображение, композиционные умения, мелкую моторику при создании макета города.
  8. Привлекать семью к сотрудничеству с ДОО в вопросах ознакомления детей старших дошкольников с архитектурой.
  9. Развивать общение и взаимодействие дошкольника со сверстниками и взрослыми в коллективной работе.

Гипотеза

Наш проект расширит представление дошкольников о архитектурных особенностях города, профессиональной деятельности людей, работающих в строительной отрасли.

Если дошкольники создадут совместно с взрослыми панно «Архитектура города», то у них сформируется бережное к архитектурным особенностям ближайшего окружения, разовьются изобразительные, конструктивные способности, расширится кругозор, поднимется самооценка, активизируется словарь.

Формы презентации проекта:

  • презентация панно «Архитектура города».

План действий

  • Постановка проблемы и определение предстоящей деятельности:
  • Модель трех вопросов:

Что мы знаем о домах разной архитектуры?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Дома бывают разные.

 Назначение домов, виды построек, название элементов, частей построек, этапы создания постройки, строительные профессии

Можно узнать в детской энциклопедии.
Попросить родителей посмотреть в интернете.
С взрослыми пойти на экскурсию по городу.
Отправиться в путешествие.

  1. Планирование деятельности детьми совместно с взрослыми, определение средств и способов реализации проекта.
  2. Совместное выполнение проекта детьми и взрослыми.
  3. Обсуждение результатов.
  4. Определение перспектив проектирования.

Схема реализации проекта

Формы работы
 (с наименованием)

Задачи

Срок
реализации

Время  в режиме
дня

Место проведения

 

I этап – Проблема, выбор темы

 

 

1

Проблемная ситуация: Хотим узнать почему дома бывают разные, назначение, этапы, способы постройки, название  элементов.
Введение «модели трех вопросов».
Что мы знаем о домах разной архитектуры? Что мы хотим узнать?
Что нужно сделать, чтобы это узнать?

Создание условий для осознания детьми поставленной проблемы, принятие задач реализации  темы проекта.

1 день

утро

группа

 

II этап - Подготовительный

 

 

1

Экскурсии по улицам родного города, просмотр видео, фотопутешествия совместно с взрослыми.

Организовать совместную деятельность родителей и детей над темой проекта.

3 дня

вечером, и в выходные дни

Дома в кругу семьи

2

Цикл бесед:

  • «Такие разные постройки»
  • «Кто строит дом?»
  • «Что такое парк?»
  • «Виды ландшафтного дизайна»

В ходе бесед дать представление дошкольникам о разных видах архитектурных сооружений, их назначении, названии частей, элементов зданий, строительных профессиях.

неделя

свободное от НОД

группа

3

Наблюдения в окружающем пространстве (дом, улица, детский сад)
«Найди то, что имеет отношение к архитектуре».

Выявить в ближайшем окружении предметы, связанные с различной архитектурой, определить вид  архитектуры, назвать  элементы. развивать наблюдательность, способность анализировать увиденное.

1-2 дня

день

Дом, детский сад, улица.

4

Просмотр  мультфильмов
«Теремок», «Три поросёнка», беседа по содержанию

Использовать мультфильм для ознакомления  с этапами постройки

неделя

вечер

Музы-кальный зал

5

Совместный поиск родителями и детьми информации о домах различной архитектуры, способах создания.

Расширяют представления о архитектуре: способах создания построек, о конструировании зданий из различного конструктора, из логопедической мозаики «Дары Фрёбеля», способах создания изображений на плоскости листа – количество объектов и их расположение.

1 день

в вечерние часы

семья

6

Просмотр на интерактивной доске видов города, обсуждение пространственного расположения зданий, выявление соответствия здания ландшафтному дизайну

 Выявление взаимосвязи в работе архитектора, строителя, ландшафтного дизайнера.

1 день

в утренние и вечерние часы

группа

7

Прослушивание песен, стихов о строителях, разучивание динамических пауз, подбор пословиц (смотри приложение)

Приобщать к искусству, развивать способности детей понимать художественные и музыкальные произведения.

2 недели

НОД,
утренние и вечерние часы

Группа, музыкаль
ная гостиная

8

Чтение художественной литературы на тему «Строительство, архитектура» (стих. «Твой дом» К.Мурзалиев, «Кирпичик» А.Матутис,
рассказ «Как мы строили дом?» А.Левшин)

 Расширить представления детей об архитектуре через ознакомление с художественной литературой.

1 неделя

НОД,
I и II половина дня

группа

9

Встреча с почётным строителем (родители детей, работающие в строительной отрасли)

Познакомить с представителем профессии строительной отрасли, в беседе получить ответы на интересующие вопросы.

1 день

Свободное от НОД
время

Группа

10

Рассматривание видеоматериалов необычных, интересных зданий родного края

Познакомить детей с образцами зданий, интересной архитектуры, для расширения представлений об архитектурных особенностях ближайшего окружения.

1 день

Свобод-ное от НОД время

группа

III этап – Исследовательский (реализация плана проекта)

 

1

Конкурс конструирования (крупный конструктор, лего, палочки, фишки, набор «Дары Фрёбеля»)
«Я - архитектор»

Развивать конструктивные способности при создании зданий из материала на выбор.

2 дня

Свободное время

Детский сад, семья

 

2.

Пазлы «Что сначала, что потом».

Уточнить этапы постройки зданий.

1 день

НОД

Группа

 

3

Дидактические игры: «Расскажи о здании по плану», «Я - архитектор», «Скажи наоборот», «Хвастунишки»,
«Мы по улицам гуляем, всё считаем и считаем», «Сравни похожие здания», «Архитектурная охота».

Расширить представления: о архитектуре, как о постройках с различным назначением, особенностях внешнего вида зданий; обогатить словарь  специальными терминами, упражнять в сравнении.

1 неделя

 НОД

Группа, 

 

4

Коллективное сочинение описательных рассказов о выбранных зданиях

Составление описательных рассказов по плану.

неделя

Свободное время

Дом, группа

 

5

Конкурс рисунков зданий различной архитектуры

Создать альбом с изображением различных зданий, выполненных в разных техниках.

неделя

вечер, выходные дни.

семья

 

6

Домашнее задание родителям и детям: нарисовать рисунок здания и прилегающей ландшафтной зоны

Развивать стремление отражать впечатления в собственных рисунках.

1 неделя

вечер, выходные дни.

семья

 

7

Создание элементов панно (дома различной архитектуры, элементы ландшафтного дизайна)

Развивать воображение, пространственную ориентировку, речевую активность.

1 неделя

Свободное время

Детский сад

 

IV этап – Обобщающий

 

1

Создание макета улицы, города на сенсорном панно из готовых плоскостных изображений зданий

Привлечь дошкольников к созданию эскизов, набросков действующих лиц будущих творческих рисунков.

 

неделя

 

утро, вечер.

 

группа

 

2

Конструирование детьми различных домов из элементов:
- изготовление  частей, элементов, декора здания;
- выбор здания;
- обсуждение расположения элементов на плоскости, а затем на панно;
- обсуждение хода работы и итога выполненного;
- обмен впечатлениями о выполненной работе

Помочь выбрать тему постройки.
Организовать выполнение творческой работы: создание макета города.
Помочь провести диалог, в ходе которого дети обменяются полученными впечатлениями  о созданном макете.

2 дня

утро. вечер

Группа,
дом

 

3

Подбор, создание и оформление элементов ландшафтного дизайна

Подобрать, изготовить элементы ландшафтного дизайна.

1 день

утро, вечер

группа

 

4

Составление рассказов по выполненным макетам на панно

Упражнять в составлении описательных рассказов зданий различной архитектуры и ландшафтного дизайна.

 

1 день

утро, вечер

группа

 

V этап – Презентационный

 

1

Презентация панно «Архитектура города». Демонстрация педагогам, детям старших групп

Привлечь дошкольников к защите проекта.
Формировать способность презентовать продукт проектной деятельности. Обобщить представления детей о архитектурных особенностях родного города.

1 день

НОД

группа

 

Перспектива развития проекта

В дальнейшем сенсорное панно будет использоваться в НОД по речевому, познавательному, художественно-эстетическому развитию, в свободной деятельности детей для активизации речемыслительной, продуктивной, деятельности при создании различных архитектурных построек.

Список используемой литературы

  1. Н.В.Нищева «Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжёлыми нарушениями речи с 3 до 7 лет» ООО «Издательство «Детство-Пресс, 233 стр.
  2. Рубан Г.А. Методическое пособие «Такие разные постройки», Издательство «ОО Принт», г. Самара, 48 стр.
  3. Под редакцией В.И.Логиновой «Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста», Москва « Просвещение», 428 стр.
  4. Л.И.Орефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет», Издательство Москва, 67 стр.
  5. Р.А.Лалаева, Н.В.Серебрякова «Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР», Изд. Санкт-Петербург, 98 стр.