Настольные игры – напольно: нестандартные подходы к речевому развитию дошкольников

Разделы: Работа с дошкольниками


Здравствуйте, уважаемые коллеги! Хотим представить вашему вниманию находки по речевому развитию дошкольников. В нашей прогимназии есть просторный класс по ПДД, где дети постигают азы безопасности на дорогах. Ну как не использовать такой благодатный ресурс для развития речи? У нас зародилась идея использовать это помещение по своему направлению, а именно: речевое развитие дошкольников связать с ПДД.

Дошкольный возраст – возраст игры. Как известно, дети очень любят играть настольные игры с фишками. Ребятам также нравятся игры с перевоплощением в великанов и гномиков. И вот у них появилась идея стать маленькими-маленькими и самим побыть в роли фишек в настольной игре. А как это сделать? Почему бы эту увлекательную игру не «спустить» на пол, т.е. сделать ее напольной? Мы поделились этой задумкой со старшими дошкольниками. Они приняли идею «на ура». Все вместе: дети, педагоги, и даже родители, принялись за дело - изготавливали дорожные знаки, делали из бумаги диких животных, продумывали ходы, остановки, переходы и т.д. Так и получилась чудесная напольная игра, где дети в непринужденной форме – в форме игры - говорят, строят предложения, формулируют фразы и, заодно, повторяют ПДД. Особенно игра уместна для тех детей, которые по какой-либо причине долго не посещали детский сад и нужно быстро наверстать речевой материал.

Игра не только интересна, но и многофункциональна: название и задания меняются в зависимости от задач, например, «Кафе», «В цирке», «Супермаркет», «В гости к бабушке идем». Следует отметить, что работа по звукопроизношению, слоговому анализу начинается задолго, в различных видах деятельности, предшествующей данной игре.

Ход игры: ребенок кидает игровой кубик с кружочками (1–6) или достает фишки (бочонки) с цифрами из мешочка. По стрелке делает соответствующее количество шагов. В каждом звене цепочки игры предполагается задание. Речевое развитие ребенка начинается прямо со старта: из слов составляются предложения, т.е. развивается монологическая речь: «Мой путь пролегает через лес. В лесу живут дикие животные: волки, медведи, ежи, зайцы, лисы. Медведь большой, сильный. Лиса рыжая, пушистая, хитрая. Заяц маленький, трусливый».

Разговор по телефону прекрасно развивает диалогическую речь:

- Алло, здравствуй, Алсу!

- Привет Алия. Как дела?

- Хорошо! Алсу, давай сегодня сходим в кино.

- Я согласна, Алия! Я уже давно не была в кино.

- Договорились, Алсу, до вечера!

- Пока, Алия. Встретимся в кино!

Чтобы следовать дальше, в звеньях с вопросительными знаками нужно отгадать загадки по ПДД: назвать виды транспорта, дорожные знаки, найти “ошибки” в дорожных ситуациях, придумать антонимы: высоко-низко, далеко–близко. Все эти задания, безусловно, направлены на речевое развитие детей, на активизацию словаря, пополнению активного и пассивного словарного запаса ребенка.

Хочется отметить, что эта игра легка в изготовлении: самоклейка легко наклеивается, легко снимается, можно добавлять, менять звенья, и даже без проблем мыть пол.

Надеемся, что наша идея вам понравилась! Спасибо за внимание!