«…что это было: любовь или сумасшествие?» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Разделы: Литература


Цели урока: знакомство с концепцией любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет», формирование коммуникативной компетенции, развитие читательской культуры.

Задачи:

  • познавательная: осмыслить значение слова “любовь”, пользуясь описанием этого чувства в произведении А.Куприна;
  • развивающая: развивать умение мыслить, анализировать; культуру связной устной речи;
  • воспитательная: воспитывать правильное отношение к чувствам другого человека, сдержанность своих чувств, душевную чуткость и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивация учебной деятельности

1. Вступительное слово учителя

Сегодня мы посвящаем наш урок теме любви в повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет». В произведении показано безответное чувство телеграфиста Желткова к княгине Вере Шеиной. Любовь стала для героя страданием, единственным смыслом жизни. Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием? Или это была «настоящая, самоотверженная, истинная» любовь? Давайте попытаемся выяснить это.

- Что такое любовь? (ответы учащихся)

2. Работа со словарями

Обратимся к толковым словарям русского языка и посмотрим, какое определение слову «любовь» дают лингвисты.

Любовь – это 1) глубокое эмоциональное влечение, сильное сердечное чувство; 2) чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности; 3) постоянная, сильная склонность, увлечённость чем-нибудь; 4) предмет любви (тот или та, кого кто-н. любит, к кому испытывает влечение, расположение); 5) пристрастие, вкус к чему-нибудь. (Толковый словарь С.И.Ожегова)

Любовь –1) чувство привязанности, основанное на общности интересов, идеалов, на готовности отдать свои силы общему делу. 2) Склонность, расположение или влечение к чему-нибудь. (Толковый словарь русского языка под ред. Д.Н.Ушакова)

- Что общего в этих определениях?

Мы видим, что в каждом определении звучат слова: глубокое чувство; сильное сердечное чувство; чувство привязанности; склонность, расположение.
Что же такое настоящая любовь? Обратимся к повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» и попытаемся это выяснить.

III. Аналитическая беседа

- Как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает? 

(О любви Желткова мы узнаём впервые из рассказов князя Шеина. У князя правда переплетается с вымыслом. Для него это забавная история.)

- Как относились к письмам влюбленного в семье князей?

(Любовь Желткова для них – повод для насмешек и негодования.)

- Какой можно сделать вывод о высшем обществе?

(Высшему свету чужды возвышенные любовные чувства маленького чиновника, люди высшего круга издеваются и насмехаются над истинными чувствами, презрительно относятся к людям низшего происхождения.)

- Что значит гранатовый браслет для самого Желткова? (гл.V)

(Желтков дарит самое дорогое, что у него есть – фамильную драгоценность. Гранаты горят как пылающее любовью сердце Желткова.)

- Подумайте, почему Желтков подарил Вере самую ценную для него вещь? Каково символическое звучание этой детали?

(Это символ его безнадежной восторженной, бескорыстной, благоговейной любви.)

- А что он значит для Веры? Что видит она в браслете? Что чувствует?

(Глядя на густо-красные гранаты, Вера почувствовала тревогу, она ощущает приближение чего-то неприятного, видит в этом браслете некое предзнаменование. Не случайно она сразу сравнивает эти красные камни с кровью: «Точно кровь!» — восклицает она. Спокойствие Веры Николаевны было нарушено.)

- Как меняется Желтков за 7 лет «безнадежной и вежливой любви»?

Расскажите о «трех шагах» Желткова в последней попытке объясниться с Шеиным (гл. Х), с Верой (гл. ХI) и наконец, со всем миром. (Объяснением со всем миром и со всеми, кто может слышать, является бетховенская соната №2 – о жизни, о смерти и о любви) (гл. ХII)

- Каким предстаёт Желтков в предсмертном письме? (зачитать отрывки)

(Желтков признаёт, что “неудобным клином врезался” в жизнь Веры. Он бесконечно благодарен ей только за то, что она существует. Для Желткова любить Веру Николаевну даже без взаимности – огромное счастье.)

- Какую роль играет в произведении музыка Бетховена?

(Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твоё». В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.)
- Каким настроением проникнут финал повести?

(Финал повести элегический, проникнутый чувством светлой грусти, а не трагедии. Умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна: ей открылась та самая «большая любовь, которая повторяется раз в тысячу лет»)

- Можно ли чувство Желткова к Вере назвать сумасшествием?

Найдите в тексте слова князя Шеина, которые являются ответом на этот вопрос (гл. ХI), (гл. Х)

(глава Х: «…я чувствую, что этот человек не способен обманывать и лгать заведомо…» и т. д. до слов: «…я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души, и я не могу здесь паясничать»; глава ХI: «…я скажу, что он любил тебя, а вовсе не был сумасшедшим»)

Желтков (глава ХI): «… это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которой Богу было угодно за что-то меня вознаградить»

Учитель. Близкие люди считают телеграфиста ненормальным. Любовь «маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия. Он покончил жизнь самоубийством  из-за  безответной любви.

- Так как же относиться к Желткову? Сочувствовать? Жалеть? Восхищаться или презирать?

Рассмотрим две точки зрения.

1. Желтков – слабый человек, поэтому покончил жизнь самоубийством, не смог пережить безответную любовь.

2. Желтков – человек, способный на настоящую любовь. Он ушел из жизни, чтобы не мешать любимой женщине.

- Какая из них вам ближе? (Мнения учащихся)

- Но разве самоубийство – выход?

Учитель. Желтков, решаясь на самоубийство, совершает величайший христианский грех, ведь церковь предписывает терпеть любые духовные и физические муки, посланные человеку на земле. Но всем ходом развития сюжета А.И.Куприн оправдывает поступок Желткова. Не случайно главную героиню зовут Вера. Для Желткова, таким образом, понятия «любовь» и «вера» сливаются воедино. Перед смертью герой просит хозяйку квартиры повесить браслет на икону. [2]

- Существует ли настоящая любовь? Что же это такое?

Выслушиваются мнения учащихся.

(Любовь – благородное чувство, которое возвышает человека, делает его душу чище, лучше. Да, действительно, мимо Веры Николаевны проходит настоящая любовь, любовь, которая не понятна ни мужу Веры, ни ее брату. Они никогда не испытывали такого искреннего, всепоглощающего чувства.)

- В чем, на ваш взгляд, состоит любовь?

(Любовь возвышает человека, преображает его душу. Любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Свою жизнь он ограничил только лишь этим чувством, отказавшись от остального. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным в собственных и чужих глазах.)

- Сформулируйте взгляды на любовь по Куприну.

(Словами генерала Аносова Куприн раскрывает свою концепцию любви)

Аносов (глава VIII): «А где же любовь-то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано — «сильна, как смерть?»
«Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться».

IV. Итог урока

Учитель. Итак, наш урок подошел к концу. Сегодня мы  усвоили для себя, что существует действительно талант любить, и дан он не каждому, а избранным, людям тонко чувствующим, готовым к самопожертвованию во имя любви. Мы убедились, что Куприн – мастер в изображении человеческих чувств, умеет глубоко показать человеческие переживания, открыть  душу человека любящего и страдающего.

Ставя любовь в один ряд с такими понятиями, как смерть, вера, писатель подчеркивает значимость этого чувства для жизни человека в целом. [2]

V. Рефлексия

  • Сегодня на уроке я узнал, что…
  • Мне понравилось…
  • Я задумался…

VI. Домашнее задание

Напишите письмо Желткову от имени княгини веры Николаевны Шеиной.

Список литературы

1. Егорова Н.В., Золотарева И.В., Поурочные разработки по русской литературе. ХХ век. 11 класс. 1 полугодие. [Текст] / Н.В. Егорова, И.В.Золотарева. – М.: ВАКО, 2004. – С.70-84.

2. Иванова Е.В. Анализ произведений русской литературы ХХ века: 11 класс. ФГОС [Текст] / Е.В. Иванова. – М.: Издательство «Экзамен», 2017. – С.16-20.

3. Куприн А.И. Гранатовый браслет. Рассказы. [Текст] / А.И.Куприн. – М.: «Искателькнига», 2015. – С. 3-42.

15.01.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306