Информационно-коммуникативные технологии и их использование на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Введение

Многие годы отечественное образование небезосновательно считалось одним из лучших в мире, о чем свидетельствует большое количество открытий и исследований, проведенных нашими научными деятелями, а также участие и победы интеллектуалов в мероприятиях мирового уровня в различных сферах деятельности. Общий уровень образованности передовой молодежи вызывал восхищение и в прошлом столетии, и на границе веков, и сейчас, когда на интеллектуальный потенциал современных школьников возлагаются большие надежды. Оказываясь в роли наставников тех людей, которые поведут страну к новым открытиям и достижениям, невольно задаешься вопросом, как нужно их обучать, чтобы самые благородные цели были достигнуты, как привести их к отправной точке, когда наше наставничество уйдёт на второй план, а на первый выйдет роль самого ученика как активного деятеля, как самостоятельной личности, способной организовать свою интеллектуальную деятельность, мыслящей логически и творчески, способной планировать этапы собственной работы, видящей цель и делающей все для ее достижения. И в этом случае современные образовательные технологии, методики, отражающие реалии сегодняшнего дня, в педагогической практике оказываются как нельзя более кстати.

Невозможно воспитать прогрессивного человека, опираясь только лишь на старые методы, пусть даже и доказавшие свою эффективность в образовании и обучении. Новые условия и веяния времени требуют и подталкивают к тому, чтобы педагог все более активно внедрял в свою работу инновационные технологии, а успех современного учителя во многом зависит от того, насколько он готов применять все новые и новые подходы к организации своей деятельности.

Понятие педагогических инноваций и их роль в современном образовательном процессе.

Определение и классификации педагогических инноваций.

Что же такое педагогические инновации?.

Как описывает глоссарий ФОП "Российское образование" инновация педагогическая (нововведение) - целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Или еще одно понятие: Это такое содержание возможных изменений педагогической действительности, которые ведут к ранее неизвестному, ранее не встречавшемуся состоянию, результату, развивающих теорию и практику обучения и воспитания. Это состояние может касаться педагогической действительности в целом и отдельных ее составляющих.   

Словарь «Научно-технический прогресс» предлагает следующее определение инновации: использование результатов научных исследований и разработок, направленных на совершенствование процесса деятельности производства, экономических, правовых и социальных отношений в области науки, культуры, образования и других сферах деятельности общества.[2]

Как мы видим, вопросом инноваций деятели науки озадачены давно. Актуальность проблемы использования инновационных технологий в обучении иностранному языку заключается в том, что с их помощью для учащихся наиболее активно создаётся коммуникативная среда, которая в конечном итоге служит достижению основной цели изучения иностранного языка в школе – формированию коммуникативной компетенции. Они дают возможность активизировать умения и навыки всех видов речевой деятельности. Поскольку владение иностранным языком в современном мире уже давно рассматривается как неотъемлемое умение образованного человека, внедрение инновационных технологий в процесс обучения на уроках иностранного языка особенно важен.

Классификаций инновационных технологий, которые могли бы использоваться на уроках иностранного языка существует немало. Каждая из них направлена на активизацию познавательной деятельности учащихся, помогает в реализации личностно-ориентированного подхода, развивает самостоятельность мышления, учат ориентироваться в иноязычной среде, адекватно реагировать на ситуации, максимально приближенные к реальным. Среди подобных технологий мы встречаем метод проектов, технологии игрового обучения, драматизации, учебно–исследовательские технологии, технологии критического обучения, обучение в сотрудничестве, интегрированные уроки, система зачетов и тестов, нестандартные уроки, языковой портфель, здоровьесберегающие технологии и множество других. Однако в данной работе хотелось бы подробнее остановиться на информационно – коммуникативных технологиях и их применении на уроках иностранного языка.

Информационно-коммуникативные технологии и их использование на уроках иностранного языка

Современные реалии таковы, что Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Вполне объяснимо, что технологии с применением интернет-ресурсов противопоставляются традиционным, ведь это дает возможность черпать бόльшее количество информации, принимать участие в переписке, в том числе с носителями языка, конкурсах, чатах, видеоконференциях, читать/смотреть новости, читать журналы на иностранном языке. Это лишь малая часть того, что может дать использование интернета в образовательном процессе. Учащихся привлекает, что результат их труда может быть показан не только на самих уроках, но и посредством  интернета дети могут также делиться своими достижениями с пользователями глобальной сети, не ограничиваясь пределами одной школы, города или даже страны. Проведению подобных уроков всегда предшествует масштабная работа исследовательского характера. Под руководством учителя дети учатся ориентироваться в информационном потоке, выбирая важное, отсекая ненужное. Они учатся планировать свою деятельность, логически размышляют, критически анализируют свою работу, систематизируют, осмысляют, стараются творчески разнообразить труд. Информационные технологии делают уроки более насыщенными эмоционально, а, следовательно, знания, приобретённые на таких уроках и при подготовке к ним, более основательны.

Ярким подтверждением вышесказанного является технология веб-квест. Обратившись к википедическому словарю[1], мы находим такую формулировку понятия «квест» (от английского  quest — «поиск, предмет поисков, поиск приключений, исполнение рыцарского обета») — один из способов построения сюжета в фольклорных произведениях, путешествие персонажей к определённой цели через преодоление трудностей. Обычно во время этого путешествия героям приходится преодолевать многочисленные трудности и встречать множество персонажей, которые помогают либо мешают им. Герои могут выполнять квест как из личной выгоды, так и из других мотивов. Выполнение некоторых квестов связано с решением нравственно-этических задач.

Так как этот жанр тесно связан с ролевыми играми, то термин стал активно использоваться в образовательном процессе, когда учащихся привлекают к участию в исследовательской деятельности в форме игры. Информация, которой оперируют ученики, располагается в интернете, ребята пользуются поисковыми системами, переходя по гиперссылкам, заранее подобранным педагогом, а также используя прочие способы подбора сведений для того, чтобы в конечном итоге предъявить результат своего труда: творческий продукт, электронную презентацию или видеоролик, плакат, постер, устное представление. Каким бы ни был итоговый продукт, отмечается высокая мотивация учащихся к изучению проблемы, явно отслеживаются их межпредметные знания.

Составляя веб-квест, автор разработки может предложить разноуровневые задания: от банального пересказа имеющихся в интернете сведений до решения сложных задач (сбора фактов, поиска разных мнений на одинаковую точку зрения, создания продукта в определенном формате, составления классификаций, выведения причин, следствий, закономерностей). При обучении иностранным языкам учитель помимо прочих задач ставит учеников в ситуацию, когда им дополнительно приходится преодолевать языковой барьер. Но чаще всего результат труда приносит колоссальное удовлетворение от работы и мотивирует на продолжение исследовательской деятельности.

В следующей части данной работы хочется наглядно ознакомить с веб-квестом «Along the trails of the nature reserves», разработанном для учеников 7 класса.

Веб-Квест
«ALONG THE TRAILS OF THE NATURE RESERVES»

Введение.

Дорогие ребята, недавно мы с вами познакомились с уникальными заповедниками Шотландии такими как Сент –Килда, Лох-Ломонд и Болота местечка Инш. Все они уникальны в своем роде, однако далеко не единственные в Великобритании. Я предлагаю вам отправиться в удивительное путешествие по заповедникам Соединённого Королевства, а также посетить охраняемые природные зоны нашей необъятной страны.

Центральное задание.

Вам предстоит пройти несколько этапов путешествия. Каждый этап преследует определенную цель, к которой вы должны прийти совместными усилиями работы группы.

А) Разделитесь на группы и распределите роли внутри групп. Вам предлагаются следующие группы:

Наименование группы

Функции

Знатоки заповедников России

Изучить многообразие российских заповедников, рассказать об их месторасположении, особенности, уникальных памятниках природы, которые там находятся, видов растений, там произрастающих, животных, там обитающих.

Знатоки заповедников Соединённого Королевства

Изучить многообразие британских заповедников, рассказать об их месторасположении, особенности, уникальных памятниках природы, которые там находятся, видов растений, там произрастающих, животных, там обитающих.

На основе собранной информации определите, о каком заповеднике ваша группа будет собирать дальнейшие сведения.

Б) Распределите роли внутри вашей группы.

Группа зоологов. Изучите многообразие животного мира, обитающих на территории выбранного вами заповедника. Соберите сведения об ареале обитания разных видов животных, дайте краткое описание, сообщите о причине их уникальности и почему подлежит охране.

Группа орнитологов. Изучите многообразие птиц, обитающих на территории выбранного вами заповедника. Соберите сведения об ареале их обитания, дайте краткое описание, сообщите о причине их уникальности и почему подлежит охране.

Группа ботаников. Изучите многообразие растительного мира территории выбранного вами заповедника. Соберите сведения об ареале разных видов растений, дайте краткое описание, сообщите о причине их уникальности и почему подлежит охране.

Группа археологов/гидрологов. Изучите уникальность природного наследия территории выбранного вами заповедника (горы, холмы, почвы, водоемы). Соберите сведения об их особенностях, дайте краткое описание, сообщите о причине их уникальности и почему подлежит охране.

Дополнительная информация, не упомянутая в задании, но найденная по собственной инициативе, приветствуется.

На основе собранной информации заполните анкету (Приложение 1):

Проанализировать содержимое анкет разных групп и создать новую, объединяющую все сведения.

В)Внутри сложившихся групп распределите новые функции:

Наименование группы

Функции

Экологи

Описать существующие экологические проблемы, которые привели к необходимости создания заповедных зон, их причины и последствия

Выяснить вклад государства/организаций в решение проблем, какие реальные дела и когда(год) были организованы

Волонтеры

Узнать, что делается добровольцами для решения экологических проблем в выбранной заповедной зоне (Когда? Где? Результаты работы?)

Какой вклад в решение экологических проблем могли бы внести именно вы?

Результаты своих исследований оформите в виде постера/ плаката / аналитической схемы /таблицы.

Г) Создайте мультимедийную презентацию/видеоролик о понравившемся заповеднике. Возможно создание презентации/ролика о заповеднике, рассказанном ребятами из другой группы.

Д) Выступите с защитой своего творческого продукта на английском языке.

Этапы работы.

1) Разделиться на группы по интересам, собрать общую информацию о заповедниках России и Соединённого Королевства.

2) Внутри групп распределить роли: зоологи, орнитологи, ботаники, археологи/гидрологи.

3) Найти информацию в соответствии с выбранной ролью.

4) Заполнить анкету своей группы (иллюстрации, картинки, фото желательны).

5) Создать сводную анкету на основе полученной информации от членов других групп.

6) Разделиться на роли экологов и волонтеров для освещения существующих проблем и способов их решения. Свои рекомендации по решению эко-проблем приветствуются. Создать аналитическую таблицу, схему, плакат, постер (на выбор), отражающую итоги работы экологических фондов и волонтерских организаций. Обозначить на схеме свой вклад (при наличии).

7) Создать мультимедийную презентацию/видеоролик о понравившемся заповеднике.

8) Выслать созданный творческий продукт на почту учителю.

9) Принять участие по защите презентации на английском языке.

Список ресурсов.

Педагог подбирает ссылки на интернет-ресурсы и выкладывает их на странице своего блога. (Приложение 2)

Заключение.

Дорогие ребята! Вот вы и стали гораздо более осведомленными об уникальных дарах природы, а также узнали и приняли активное участие в решении проблем, которые над ними нависли. В завершение вашей работы, хотелось бы, чтобы вы закончили мои фразы мыслями, которые для вас актуальны на этот момент (Приложение 3)

В самом конце я бы хотела, чтобы вы поблагодарили кого-то из членов вашего класса/группы. За что – выберите, пожалуйста, сами.

Подводя итог, учитель находит комплименты и для тех, чей вклад в работу забудут упомянуть сами дети.

Выводы

Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что применение информационно-коммуникативных технологий на уроках иностранного языка просто необходимо современным детям. Они помогают вовлечь детей в ситуацию общения, очень часто спонтанного, развивают гипотетическое мышление, ученики по-новому смотрят даже на давно известные им проблемы, это позволяет им задуматься о проблеме ещё более глубоко, мотивирует на дальнейшее развитие, словно они не ставят в своей деятельности точку, а - абсолютно однозначно – захотят принять активное участие в любой работе снова.

Список литературы

1. Википедический словарь https://ru.wikipedia.org/wiki/Квест_(значения)

2. Глоссарий ФОП "Российское образование"  http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=124

3. Гребенникова Н. В. «Инновационный подход в преподавании Иностранного языка». г.Волгоград 2015 г https://infourok.ru/innovacionniy-podhod-v-prepodavanii-inostrannogo-yazika-644732.html

4. Дзюина Е.В. Нестандартные уроки и внеклассные мероприятия на английском языке:10–11 классы. – М.: Вако, 2011 – 176 с.

5. Максаев А.А. Инновационные технологии в обучении иностранному языку, https://urok.1sept.ru/

6. Настольная книга преподавателя иностранного языка. – Минск, Вышэйшая школа, 1997. – 502 с.

7. Печкова Р. Х. Инновационная деятельность в процессе обучения иностранному языку https://nsportal.ru/blog/shkola/obshcheshkolnaya-tematika/all/2016/12/07/innovatsionnaya-deyatelnost-v-protsesse