Конспект урока по предмету «Математика». Тема: "Класс миллионов и класс миллиардов. Закрепление". 4-й класс

Разделы: Математика, Начальная школа


Учебно-методический комплекс (УМК): «Школа России».

Тип урока: закрепление.

Учебник:М.И. Моро, «Математика», 4 класс.

Цели урока:

  • Закреплять полученные знания. Читать и записывать числа, состоящие из единиц III и IV классов с именами «миллионы и миллиарды», умение решать задачи.
  • Проверить знания и умения детей по изученной теме.

Задачи: Формирование УУД:

Образовательные:

  • закреплять умения записывать и читать многозначные числа, называть единицы каждого класса;
  • продолжать формировать представление о натуральных числах;
  • закреплять умение сравнивать многозначные числа, выделять разряды;

Развивающие:

  • содействовать в ходе занятия формированию и развитию самооценки, критичности, внимательности;
  • развивать логическое мышление, внимание, память;

Воспитательные:

  • воспитывать чувство взаимовыручки;
  • прививать любовь к математике;
  • прививать навыки общей культуры.
  • Выстраивать логическую цепь рассуждений; устанавливать аналогии.

Оборудование: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь «Тематический контроль знаний учащихся», раздаточный материал.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечание
УУД

1. Орг.момент. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. (10:30-10:32)

Приветствует, настраивает на работу:

- Здесь девчонки и мальчишки
Достают тетрадки, книжки,
Трудятся старательно,
Слушают внимательно.
Каждый хочет получать
Только лишьотметку«пять».

- Здравствуйте, дети, садитесь. Меня зовут Наталья Сергеевна, и сегодня я у вас проведу урок математики. От вас потребуется внимание, активность, старание, тогда наш урок будет полезным и интересным. Итак, в путь с хорошим настроением!

Настраиваются на урок

Учащиеся получают эмоциональный настрой на восприятие.

Личностные: выражать свои эмоции, понимать эмоции других людей.

2. Актуализация знаний

Девизом нашего урока я выбрала пословицу
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости».
Как вы понимаете её смысл?

- Откройте тетради и запишите число, классная работа.

-  Каждый день мы узнаем что- то новое.

- Записывают число, классная работа.

Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: аргументировать свое мнение.

Минутка чистописания

 

- Ребята, мы традиционно начинаем урок с минутки чистописания, на которой вы должны не только вспомнить как правильно писать цифры, но и для того, чтобы подготовить руку. Я вам предлагаю написать число 10. Что вы можете о нем сказать?
Посмотрите как правильно пишутся цифры 1 и 0. Обратите внимание, что мы начинаем писать цифру со *(звездочки), двигаясь по стрелкам. Ребята, не забывайте про посадку.
(Хвалить детей)

 

Познавательные:
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Личностные: проявлять положительное отношение к учебной деятельности.

 

- Ребята, посмотрите внимательно на доску.
- Что на ней изображено?
- Ответ принимаю только с поднятой руки.
80700
345080
2002
- Рома, прочитай первое число.
- Катя, читает следующее число.
- И Никита прочитает нам последнее число.
-Давайте вспомним, какие классы вы знаете?
- Ребята, сколькоединиц каждого класса в числе 80700?
- Сколько единиц каждого класса в числе 345080?
- И сколько единиц каждого класса в числе 2002?

- Внимательно  смотрят на доску. Изображены числа. Дети читают числа.

 

- I класс - единицы; II класс - тысячи;
- 80 единиц II класса и 700 единиц I класса; 345 единиц II класса и 80 единиц I класса;
2 единицы II класса и 2 единицы I класса.

- Зачем нам необходим разрядный состав числа? - Для того чтобы правильно читать многозначные числа и правильно выполнять с ними действия.
- Давайте вспомним, какие числа называются четными? - Чётное число — целое число, которое делится на 2 без остатка: …,0,2,4,6,8,...+ заканчивающиеся на эти числа.
- Какие числа нечетные? Нечётное число — целое число, которое не делится на 2 без остатка: 1, 3,5,7…
- Давайте вернемся к многозначным числам, так эти числа четные или нет? - Почему? - Эти числа четные, т.к. они делятся на 2 без остатка

- А сейчас, ребята, посмотрите на число: 3125331.
- В этом числе:
- Сколько всего единиц? (3125331)
- Сколько всего десятков? (312533 дес.)
- А сколько сотен? (31253 сотен)
(2 цифры убираем в числе, потому что в числе 100 - два нуля)

- 3125331

- 312533 дес.

- 31253 сотен

- Сколько нулей в записи числа 1 миллион? (6)
- Миллион записывают так 1 000 000 – это единица с шестью нулями. Это единица III класса.
- Давайте с вами немного потренируемся.
- Катя идет к доске, записывай число под диктовку: 22 миллиона 450 тысяч и 85 единиц. Проверте правильно ли записано?!
- 22450085, получилось двадцать 22 миллиона 450 тысяч 85 единиц.
- Следующий идет к доске, записывай число:
7 миллионов, 43 тысячии 65 единиц мил.
- 7043065, получилось 7 миллионов 43 тысячи 65
- В математике есть еще один класс и это какой класс, ребята?
миллиардов. Верно?
- Сколько нулей в записи числа 1 миллиард? (9).
(1000000000). Он содержит 9 нулей. Миллиард - это единица IV класса.
- 1000000000
Больше спрашивать у детей!

- Запишем с вами число: 2 миллиарда 100 миллионов 342 тысячи 143. (2100342143).

- Сколько классов в этом числе? (4 класса)
- Назовите эти классы?
(143- I класс - Единицы.
342- II класс - Тысячи.
100-III класс - Миллионы.
2-IV класс - Миллиарды.)

- Сколько единиц, дес., сотен Iкласса? (3-ед., 4-дес., 1 сотня)
- Сколько единиц, дес., сотен II класса? (2-ед., 4-дес., 3 сотни)
- Сколько единиц, дес., сотен III класса? (0-ед., 0-дес., 1-сотня)
- Сколько единиц, дес., сотен IV класса? (2-ед.)

-2100342143

Физкультминутка. Потрудились - отдохнем!
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
 

Личностные:
участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.

Личностные: понимать причины успеха в учебной деятельности.

3. Работа по теме урока. Закрепление изученного материала

- Ребята, сейчас каждый про себя прочитает задачу №1 (с.34).
- А теперь прочитает задачу …..

- О чем говорится в задаче? (О книге)
- Что говорится о книге?
(Составим краткую запись)

- Что необходимо узнать в задаче? (Какой толщины получилась бы книга в 1000000 страниц?)
- Как будем решать задачу?(без краткой записи)
- Разделим 1000000 страниц на толщину в 100 страниц?
1000000 : 100= 10000 (см)
Ответ: книга в 1000000 страниц получилась бы толщиной 10000 cм
- Ребята, а сколько получится, если мы 10000 см, переведем в метры? (100м), т.к. 1м=100см
Молодцы!

- Читают задачу.

- Ученик читает задачу.
- О книге

Познавательные: понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме.

 

 

- Выполним с вами №10 (с. 34) (Выходят к доске, решают по одному примеру)

5000:1000=5
5000:100=50
5000:10=500

371*10=3710
371*100=37100
371*1000=371000

84*1000:10=8400
35*1000:100=350
47*100*100=470000

- Выполним с вами №9 (с34)
- …… выходит к доске (по одному примеру)
30000:100*1000=300000
30000:1000*100=3000
286*2-192:3=508
805:5+228:4=218
140100:100=1401
1401000-100=1400900
(Постоянно просить детей на местах проверить верно ли решено у доски)

- А сейчас открываем вашу рабочую тетрадь на странице 17. Работу №3 «Нумерация. Класс миллионов и класс миллиардов»
- Выполняем с вами №2, №3, №4, №6
А теперь №1, №5 выполните самостоятельно.

- Выходят по одному к доске, решают примеры.

Итог урока и рефлексия

1) Сколько разрядов содержится в каждом классе? (3)
- Как называются разряды и классы? (Разряды - единицы, десятки, сотни. Классы - I класс единиц, II класс тысяч, III класс миллионов, IV класс миллиардов)

2) Покажи на примере, что 10 единиц любого разряда образуют единицу следующего разряда.(0+1+2+3+4+5+6+7+8+9=45)

3) Покажи на примере, что 1000 единиц одного класса образуют единицу следующего класса. (1 класс - это
1000, 2000, 3000, 4000
2 класс это 1 един. 2 един. 3 един.)

4) Сколько цифр используется для записи чисел? Назови их. Покажи, как можно одними и теми же цифрами записать разные числа.
(десять цифр используется: 1,2,3,4,5,6,7,8,9,0.
например:123 - 132,213,231,321,312.)

5) Покажи на примере, как изменяется значение цифры при изменении ее места в записи числа. (25+1=26
52+1=53)

6) Как получить число, которое больше данного в 10 раз? в 100 раз? в 1000 раз? (Умножить число на 10, 100, 1000)

7) Объясни, как можно сравнить два числа. (из двух чисел, больше то, у которого самый большой разряд больше второго числа)

- Урок подходит к завершению.
- Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.
- Спасибо, ребята, за вашу работу. Урок окончен, до свидания.

 

 Личностные: формировать умение демонстрировать свою позицию, нравственную оценку ситуации, принятие чужого мнения, адекватную оценку других, навыки конструктивного взаимодействия.

Домашнее задание

№ 2, №11, №13

Задают уточняющие вопросы. Дети записывают задание в дневник.

 

14.01.2019