Межпредметные связи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


Человек в информационном обществе должен обладать особыми навыками и умениями, приобретаемыми в процессе обучения. К ним относятся: остаточные знания, полученные в ходе овладениями теми или иными общеобразовательными дисциплинами, умение их активировать в зависимости от ситуации, способность пользоваться навыками и технологиями, полученными в одной сфере деятельности при работе в незнакомом информационном поле. В целом современные подходы к образованию требуют от обучающихся развития следующих качеств: целеустремленность, творческое начало при решении стандартных и нестандартных вопросов, оперативность и эвристичность мышления, инициативность и т.п. Все указанные выше качества личности, как правило, вырабатываются в процессе обучения при использовании адекватных современных педагогических технологий.

Существенную роль в формировании творческой личности в процессе школьного обучения играет изучение иностранного языка. Классический подход к урокам иностранного языка в школе предполагает прежде всего выработку лингвистических умений и навыков школьника. Зачастую школьный опыт изучения иностранного языка только этим и ограничивается, особенно при отсутствии мотивации для занятий у учеников младшей и средней школы.

Впрочем, с другой стороны, совершенно понятно, что к урокам иностранного языка у школьников особое отношение, поскольку он дает новые инструменты и факты для познания окружающего мира. Создание этого поля заинтересованности и позволяет выстроить особую атмосферу на занятиях по иностранному языку при использовании адекватных педагогических инструментов. Прежде всего, речь должна идти об использовании учебников нового поколения, которые существенно расширяют предметное поле уроков. Речь идет об учебниках, дающих возможность выявить межпредметные связи.

Собственно говоря, именно интерконтекстуальность обучения, возможность рассмотреть предмет изучения с разных точек зрения, с помощью разных технологий является отличительной чертой современной школы.

Идея интеграции знаний из разных учебных предметов, как правило, наиболее плодотворно реализуется в текстах, содержащих в себе факты (явления, события, их оценки) из истории и литературы. Эти два предмета формируют общегражданскую позицию ученика и его базовые мировоззренческие ценности; создают проблемное поле, в рамках которого происходит осознание окружающей действительности.

При этом эти два гуманитарных предмета близки по своему гуманитарному содержанию к языковым занятиям. Думается, интерконтекстуальность интегрированных уроков можно усилить за счет наполнения изучаемых тем артефактами и вопросами, поднимающимися в мире искусств (с привлечением необходимого материала из скульптуры, музыки, живописи).

Примером такого интегрированного занятия с привлечением учителя иностранных языков может служить изучением темы «Идеология Просвещения XVIII века».

Одним из самых популярных памятников монументальной скульптуры, отражающим формирование принципов американской цивилизации, является горная скульпутра Г.Борглума, посвященная Джорджу Вашингтону, Томасу Джеферсону, Теодора Рузвельту и Аврааму Линкольну.

Сам факт разговора о выдающемся памятнике монументальной скульптуры позволит школьнику не только просто запомнить принципы идеологии Просвещения, многие из которых нашли свое воплощение в «Декларации прав человека» и Конституции США, но и проассоциировать их с знаменитыми и признанными шедеврами искусства. Заход на эти проблемы будет осуществляться через язык, носители которого и выработали многие принципы современной либеральной политической системы и были создателями соответствующих памятников культуры.

Приводим текст-спутник (базовая информация по памятнику).

The four figures carved in stone on Mount Rushmore represent the first 150 years of American history. The birth of our nation was guided by the vision and courage of George Washington. Thomas Jefferson always had dreams of something bigger, first in the words of the Declaration of Independence and later in the expansion of our nation through the Louisiana Purchase.

Preservation of the union was paramount to Abraham Lincoln but a nation where all men were free and equal was destined to be. At the turn of the Twentieth Century Theodore Roosevelt saw that in our nation was the possibility for greatness. Our nation was changing from a rural republic to a world power. The ideals of these presidents laid a foundation for our nation as solid as the rock from which their figures are carved. Each man possessed great skills and leadership of the brand our nation needed for the times.

Today millions of visitors come to see Mount Rushmore and visit the Black Hills, the Black Hills of South Dakota have always held a special meaning. The American Indians have considered these hills sacred for centuries and today Mount Rushmore is considered a sacred place to people from many different cultures and countries. To some it reflects Patriotism; to others it reflects the natural beauty of our nation, to some it represents a great work of art and still to others it presents a challenge for them to begin to share their own cultures. Each visitor to the memorial is able to find within himself his own idea of what it reflects and hold that idea true.

The Black Hills for centuries have been a place of healing and reflection. This belief is still alive today at the memorial where millions of visitors come each year to reflect on their surroundings at Mount Rushmore, the larger than life  sculpture, the magnificent Black Hills scenery, and wildlife. The memorial’s future holds limitless possibilities for education, inspiration, unity and healing.

Английский текст должен помочь школьнику осознать близость, поставленных в тексте вопросов, к тематике уроков по истории; заставить взглянуть на проблему интеллектуальной истории 18–20 вв. с лингвистической точки зрения. Таким образом, может произойти перекодировка информации в реалиях оригинального языка евроатлантического либерализма конца 18–20 вв., что заставит школьника активизировать собственные остаточные знания из смежных с языковыми занятиями предметных полей.

Приложение

Текст 1

Текст-блок

Mount Rushmore National Memorial (вариант)

Mount Rushmore is truly one of the most emotion stirring sights in the United States. Since it's completion in 1941, it has joined the Statue of Liberty and the National Anthem as one of America's most inspiring symbols of democracy. Each year, more than 2.7 million visitors come to gaze upon the colossal images of Presidents Washington, Jefferson, Roosevelt, and Lincoln.

Mount Rushmore started out as the elaborate vision of sculptor Gutzon Borglum. His ridiculed vision went on to become a great and beloved monument. Mount Rushmore National Memorial is located 23 miles southwest of Rapid City. It is impressive as it is breathtaking. The granite faces of the four presidents tower 5,500 feet above sea level and are scaled to men who would stand 465 feet tall (each head is as tall as a six-story building! Mount Rushmore was sculpted with dynamite and cost $989,992.32 to create, an astounding amount of money for the time. Borglum began work on his creation in 1927 and continued for 14 years until his death in 1941. Most people do not know that Mount Rushmore is actually an "unfinished" work. Borglum had intended for the figures of the presidents to be carved in detail to the waist. However, he did accomplish his dream of what a national memorial should be «A nation's memorial should, like Washington, Jefferson, Lincoln, and Roosevelt, have a serenity, a nobility, a power that reflects the gods they have become». Today, Mount Rushmore is fully equipped to handle the many visitors that arrive each year. The Park Service has half finished the all-new Presidential Trail, a concrete and plank walkway which takes visitors among the blast fragments at the base of the monument, an area never before open to the public. In May 1997, a brand new 2,000-seat amphitheater, replacing the previous theater which only seated 850, will be completed below the main viewing terraces.

This new theater will be greatly appreciated by future visitors, for the most spectacular program at Mount Rushmore is the evening lighting ceremony. In the pines nightly at 9:00 pm sharp, a ranger begins with a 20 minute movie about the mountain's history. Then, with the strains of the «Star Spangled Banner» in the background, «huge banks of floodlights dramatically reveal the four presidential faces, stark white against the black, starry Dakota sky. It's enough to bring twinges of patriotism into the heart of any red-blooded American, and many in the audience are moved to tears»

Текст 2

Activities (текст-спутник)

Mount Rushmore National Memorial provides self-guided and ranger-guided opportunities for you to explore the history, art and science of this mountain sculpture and its setting. "The Shrine", a short film shown at the Lincoln Borglum Museum, provides an introduction to the memorial. While there, visit our new exhibit hall, completed in 1998. Inside you will find interactive exhibits through which you can discover more about the men and the methods used to create Mount Rushmore. A short stroll along the Presidential Trail provides the closest access to the sculpture. Along the way, enjoy more intimate views of the artwork as either a self-guided or ranger-guided walk. Put yourself in the artist's perspective and view the mountain sculpture and the original model from the very place Gutzon Borglum saw his dream become reality: The Sculptor's Studio. Ranger-led activities are conducted daily during the summer. Rangers are also available to answer your questions at either the Information Center or Visitor Center throughout the year. The sculpture on Mount Rushmore is illuminated nightly year-round. During the summer months, a sculpture lighting program is held in the park's amphitheater each night at 9 p.m. (program begins at 8 p.m. in September). The 30-minute program consists of a short ranger talk, a film about the four presidents on the mountain, the playing of the National Anthem and the lighting of the sculpture.

Список литературы

1. Алексеева Л.С. Проблемы общего страноведения в учебнике русского языка для иностранцев // Вопросы страноведения в учебниках русского языка. М., 1973.

2. Бим И.Л., Маркова Т.В. Об одном из возможных подходов к составлению программ по иностранным языкам // Иностранные языки в школе. 1992. № 1. С. 3–15.

3. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. М., 1990.

4. Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. Проектная методика обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. 1991. № 3. С. 9–15.

5. Максимова В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., 1989.

6. Махмутова Е.Н., Батина М.Г. Интегрированный урок по теме «США: Природа, города, население, сельское хозяйство» // Иностранные языки в школе. 1997. № 4. С. 33–37.

7. Полат Е.С. «Интернет на уроках иностранного языка» // Иностранные языки в школе. 2001. № 2. С. 25–29.

8. Сысоев Л.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка // Иностранные языки в школе. 2001. № 4. С. 16–20.

9. Сухаревская Е.Ю. Технология интегрированного урока. Ростов-на-Дону, 2003. 128 с.

10. Ураева Г.В. Концепция интегрированного курса лингвострановедения. Казань, 2007.