Урок русского языка (УМК "Школа России") на тему "Правописание -тся, -ться в глаголах". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цель: развивать умение распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме; познакомить с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах.

Задачи: познакомиться с правилом правописания –тся и –ться в возвратных глаголах; работать над обогащением словарного запаса, развивать орфографическую зоркость; внимание, память, речь учащихся, интеллектуальные способности детей; создать условия для раскрытия своих возможностей каждым ребёнком, формировать эстетические чувства, воспитывать интерес и любовь к русскому языку; положительное отношение к учёбе, к знаниям; бережное и заботливое отношение к природе.

Формируемые УУД.

  • Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; построение логической цепи рассуждений; доказательство.
  • Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
  • Регулятивные: постановка учебной задачи; сличениеспособа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.
  • Личностные: установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, толковые словари, рисунок коромысла, карточки для исследовательской работы, карточки дифференцированных заданий, листы диагностики знаний, карточки-опоры –тся, –ться, презентация.

Ход урока

1. Оргмомент

- Сегодня мы будем проблему решать,
Знания новые открывать,
Научимся смело их применять,
Задания сможем легко выполнять.

(Слайд 2) (Приложение 1)

- Я желаю вам успехов в открытии новых знаний и удачи на уроке.

2. Сообщение темы и целей урока

- Сегодня, придя в школу, на дверях я увидела объявление, но дождь размыл некоторые слова. Помогите прочесть.

Обращение к учащимся школы № 2

Веселей шагай, народ!
Ждём вас на субботник!
Надо дружно потруди…,
Чтоб городом своим горди…!
Каждый делом занимае…:
Метёт, скребёт и прибирае….
Вот и чистота у нас,
Просто радуется глаз!

Неравнодушных ребят ждём 28 апреля в 10.00 у школы.
При себе иметь мётлы, мусорные пакеты и хорошее настроение.

Оргкомитет субботника.

(Слайд 3)

- Почему появилось такое обращение? Какой экологический день мы отмечали недавно? (22 апреля День Земли)

- Объясните лексическое значение слова «субботник». Как вы его понимаете? Где можно узнать точное его значение? Найдите в толковом словаре и зачитайте.

- Почему нельзя оставаться в стороне? Что может сделать каждый из вас?

- Давайте восстановим текст обращения. Как вы думаете, какие буквосочетания пропущены?

- Обратите внимание на восстановленные слова. (Слайд 3)

- К какой части речи они относятся? (Глаголы)

- Какие это глаголы? Назовите общий признак. (Возвратные)

- Что интересного заметили в их написании? (Одни глаголы оканчиваются на -тся, а другие на -ться)

- Достаточно ли у вас сейчас знаний, чтобы ответить на вопрос, когда пишется -тся, -ться? (Нет)

- Сформулируйте тему урока. Какую проблему будем решать на уроке (Правописание -тся, -ться в глаголах) (Слайд 4)

- Какие задачи мы поставим перед собой? (Познакомиться с правилом правописания в возвратных глаголах -тся, -ться) (Слайд 5)

- Надо всё нам тут узнать,
-тся и -ться ну как писать?
И про мягкий знак хитрющий
Поскорее всё узнать.

3. Актуализация знаний

- Вначале, вспомним, что мы знаем о глаголе. Ответьте «согласен»-«не согласен» на вопросы по теме «Глагол». Проверим. (Приложение 2) (Слайд 6)

- Оцените себя. Отметьте на листе диагностики. (Приложение 3)

- Следующее задание. Прочитайте пословицы.

- Как вы понимаете пословицы? Что общего? (Об отношении к природе)

- Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.

Взгл..ни (на) цв…ток, и согре…тся сер…це.

Был бы лес, с…л…в…и прил…тят.

- Проверим. Объясните орфограммы.

- Оцените себя. Отметьте на листе диагностики.

- Что человек должен делать, чтобы природа была нам другом, выручала нас в трудную минуту, радовала, когда нам грустно, как надо к ней относиться? Ответьте кратко, только глаголами. (Беречь, не уничтожать, охранять, оберегать, защищать)

- В какой форме вы употребили сейчас глаголы? (В неопределённой форме)

- Есть ли в данных пословицах буквосочетание, написание которого вы не можете пока объяснить? Назовите слово. (Согреется)

4. Изучение нового материала

- Для того чтобы решить задачи урока и понять, в каких случаях пишется ь, а в каких нет, мы с вами проведём небольшое исследование. У вас на партах лежат карточки, на которых напечатаны слова. Работая в парах, разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика.

Разделите глаголы на 2 группы, запишите в 2 столбика. На какой вопрос отвечает каждый глагол, запишите.
печалится, печалиться, удивится, удивиться.

- Проверим. (Слайд 7)

- В какой форме глаголы оканчиваются на –тся, а в какой оканчиваются на –ться? (Слайд 7) (Карточки –тся, ться)

- Чем является –ся? (Суффикс)

- По результатам вашего исследования сделайте вывод: когда в глаголах пишется буквосочетание –тся, а когда –ться.

(Если выводы сделать трудно, воспользуйтесь карточкой-помощником)

Если глагол отвечает на вопрос …, то он стоит в … форме и в нём перед суффиксом –ся … мягкий знак.
Если глагол отвечает на вопрос …, то он стоит в форме …. и в нём перед суффиксом –ся … мягкий знак.

- Сравним наши выводы с правилом учебника. Откройте стр. 104. Прочитайте.

- Совпадают наши выводы с правилом учебника?

- Правописание -тся, -ться в глаголах это орфограмма. В наших памятках она будет под № 26 (карточки -тся, -ться, на обратной стороне 26)

- Подумайте, как можно представить правило правописания –тся, -ться в глаголах в виде схемы опоры. Посмотрите на слайд. (Слайд 8)

- Оцените свою работу.

5. Закрепление изученного

1) - Следующее задание. Прочитайте пословицу. Как вы понимаете её смысл? Назовите и объясните орфограммы.

Вся природа красуется весною.

- Прочитайте её орфографически. Запишите по памяти. Проверьте. Оцените себя.

Динамическая пауза.

- Отдохнём. Встаньте. Отправляемся на прогулку. На нашем пути речка. Пока нам нельзя купаться. Холодно. Полюбуемся красотой нашей речушки. Уходя, надо за собой …убраться. Продолжаем путь. Солнышко припекает. Жарко. Вот небольшой лесок. Можно отдохнуть под деревом. А на нём гнёздышко. Скоро из яиц птенчики должны вылупиться. Можно гнездо трогать, заглядывать в него? Не будем им мешать и тихо уйдём домой.

(Слайд 9-10)

- Садитесь тихо за парты.

6. Закрепление изученного

2) - Какие глаголы по теме нашего урока вы сегодня запомнили из физминутки? Запишем их на доске и в тетрадях в столбик.

- В какой форме стоят глаголы? (В неопределённой форме)

- Работаем в парах. Измените данные глаголы, поставив их форму 3 лица настоящего или будущего времени ед.ч. Запишите в тетрадь.

- Проверим. Оцените свою работу. (Слайд 11)

3) – Мы побывали сегодня на речке. Но ею можно не только любоваться или летом в ней купаться. Прочитайте загадку упр.217 стр.104. Назовите отгадку. Что такое коромысло? Предположите. Найдите точное лексическое значение слова в толковом словаре. (Коромы́сло — дугообразное деревянное приспособление для ручного ношения двух вёдер и других грузов. Коромысло кладётся на плечи и верхнюю часть спины и распределяет вес носимого груза пропорционально по всей поверхности спины.)

- Посмотрите на рисунок коромысла. Пользуемся мы сейчас коромыслом? Это устаревшее слово.

- Какое же ещё значение имеет для нас вода? (Питьевая вода и для хозяйственных нужд)

- Как сохранить воду? (Не выполнять хозяйственные нужды прямо в речке, беречь её и экономно расходовать)

- Спишите первых два предложения.

- Объясните написание глаголов с выделенными буквосочетаниями.

- Произнесите выделенные буквосочетания в глаголах и в имени существительном. Одинаково ли они произносятся? А пишутся? Что пишется в глаголах? А что пишется в именах существительных?

4) – В заключительной части урока я вам предлагаю задание для самостоятельной работы на выбор.

Если вы считаете, что не совсем усвоили новую тему и сомневаетесь в своих силах, то выбирайте уровень 1 (белая карточка)

Если вы поняли тему и стремитесь закрепить изученное, то ваш выбор уровень 2 (жёлтая карточка)

Если вы уверенно чувствуете себя и хотите проверить свои знания, то ваш уровень 3 (зелёная карточка)

Запиши пословицу, обозначая изученную орфограмму.

Как (что сделает?) аукнет.ся, так и (что сделает?) откликнет.ся.
Не стыдно не знать, стыдно (что делать?) не учит.ся.

 

Запиши пословицу, обозначая изученную орфограмму.

Как аукнет.ся, так и откликнет.ся.
Не стыдно не знать, стыдно не учит.ся.

 

Спишите и подберите возвратные глаголы. Подчеркните –тся, -ться.

Например, Принимать решение - решиться.

  1. Он испытывает радость - радует…ся.
  2. Допускать ошибки - ошибат..ся.

- Проверьте себя. Оцените свою работу. (Слайд 12)

7. Рефлексия

- Давайте снова посмотрим на текст объявления.

- Какая проблема стояла в начале урока? (Разобраться, когда в глаголах пишется –тся, а когда –ться?)

- Объясните.

- Как вы думаете, мы всё узнали о глаголе?

- Мы сделали лишь очередное открытие о глаголе. Ещё в 4 классе, а затем и последующих классах вы продолжите открывать новые и новые тайны этой части речи.

- Вспомните, каковы были задачи нашего урока?

- Выполнили мы задачи урока?

- Когда пишется в глаголах -тся, а когда -ться?

- Помогите мне это правило сформулировать в форме стихотворения, вставив пропущенные слова.

Прежде, чем глагол писать,
Не забудь……… задать.
Если мягкий знак в ………,
То в глагол его мы………. .

 

Вопрос
Вопрос
Вносим (Не вносим)

(Слайд 13)

- Посмотрите на свои листы самодиагностики. Кто считает, что выполнил задачи урока? Оцените свою работу на уроке. (Учитель комментирует самооценку и ставит оценку за урок)

- Спасибо за хорошую работу на уроке. (Слайд 14)

8. Домашнее задание

Правило с. 104, упр.219.