Тема урока: «Музей в жизни нашего города». (Изобразительное искусство. УМК «Школа России». 3-й класс. Б.Неменский)

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (11,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цель урока

Познакомить с назначением музеев в жизни человека, ориентируясь на ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение

Задачи

Образовательные:

  • Познакомить с музеями Егорьевска;
  • Познакомить с терминами «оригинал», «репродукция», «экспонат», «экспозиция» и др.;
  • Расширить представление о музейном пространстве;
  • Дать представление о крупнейших художественных музеях России.

Развивающие:

  • Способствовать развитию наблюдательности; расширению пространственного и творческого воображения через беседу и практическую работу.

Воспитательные:

  • Воспитывать музейную культуру;
  • Прививать любовь к родной школе, городу, Родине.

Планируемые результаты

  • Школьники познакомятся с причинами создания музеев, их разнообразием; усвоят такие понятия, как экспонат, экскурсия, экскурсовод, музей, архив, фонд;
    расширят знания о школьном музее;
    узнают о возможности создания домашних музеев.

Тип урока

  • Урок изучения нового учебного материала

Опорные понятия, термины

  • Экспозиция, экспонат, интерьер, репродукция, оригинал

Зрительный ряд

  • Презентация, выставка открыток с репродукциями,
  • Экспонаты школьного музея

Вид деятельности

  • Рисование на воображаемую тему «Уголок школьного музея»

Оборудование для учащихся

  • Карандаши цветные, простые; фломастеры; пастель

1. Организационный момент

- Посмотрите на меня!
- Ваш экскурсовод сегодня я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
Взять все знания в дорогу!
И улыбку не забудь!

Ребята! Садитесь и проверьте, всё ли необходимое есть у каждого из вас. Сегодня нам понадобятся умение слушать и слышать, смотреть и видеть; а для практической работы вы приготовили фломастеры, простой и цветные карандаши или пастель.

2. Формулировка цели и задач урока

[слайд 1]

Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке?

Нам экскурсовод сказал,
Как пройти в такой-то зал.
Мумию мы посмотрели,
В чем ходили, разглядели.
Даже мамонт здесь стоит,
Глаз закрыл, как будто спит.
Если ты не ротозей,
То иди скорей в... (музей)

Действительно, мы поговорим о художниках и музеях, об их назначении в жизни человека. [слайд 2]

И совершим небольшое путешествие по некоторым музеям.

Именно так называется тема раздела [слайды 3 - 9] (можно показать фильм – см. Приложение)

3. Введение в тему

Ребята, скажите мне, пожалуйста, для чего вы ходите в школу?

А для чего ваша мама ходит в магазин? А в аптеку? В кинотеатр?

Хорошо. Интересно, а для чего люди ходят в музеи?

Мы с вами только что побывали в школьном музее, руководителем которого я являюсь. [слайды 10 - 17]

Что вам особенно нравится в нашем музее?

- Для чего мы собираем и систематизируем документы и сведения?

- В чём хранятся документы, фотографии, сувениры, грамоты?

Но можем ли мы в нашем музее увидеть выставку и динозавров, и картин, и предметов быта? (Нет)

Поэтому существуют различные виды музеев, давайте попробуем их назвать. Что мы увидим в каждом из них?

Послушайте стихотворение и подумайте, какое слово пропущено?

Археологи найдут,
И в музей передадут,
И посуду, и монеты,
Все старинные предметы.

А потом их разберут
И по залам разнесут,
Чтоб смотрели их ребята.
Это будут ………… ,[слайд 18]

Что такое экспонаты?

Экспонаты, представленные на обозрение людей, называются выставкой или экспозиция.

Но почему же музей так называется?

Какое созвучное слово можно для него подобрать? (Муза)

Кто такая Муза? [слайд 19]

Почему же слово музей происходит от слова Муза? Молодцы!

4. Изучение нового материала

- Какие музеи вы знаете?

- Какие музеи есть в нашем  Егорьевске?

(Краеведческий музей,  Историко-художественный музей; в организациях и школах есть музеи боевой славы или музеи истории школы)

Сегодня мы совершим небольшое путешествие в некоторые из них.

- Начнем наше путешествие с центра города и на улице Советской мы видим интересное здание, что это? (Историко-художественный музей)

Мы были в этом музее. Вспомним. [слайды 20 - 25]

Посещали выставки. Понравилось ли вам в музее?

- Что необычного вы встретили?

- Кто знает, что это за музей?

- Какие экспонаты мы можем встретить в Краеведческом музее? (Предметы быта, чучела животных, рукописные работы, рисунки…) [слайд  26]

- Как представлена экспозиция?

- Какие экспонаты мы можем встретить в краеведческом музее?

- Понравилось ли вам в музее?

- Что необычного вы встретили?

- Как представлена экспозиция?

(Экспонаты размещены в витринах, на стенах, на подставках, в стеллажах)

Скажите, а как называется внутреннее устройство помещения? (Интерьер)

Можем ли мы сказать, что в музее есть свой интерьер? Почему?

Хорошо, молодцы!

5. Пояснение темы

Музеи возникли в Древней Греции, где храмы, рощи, дворцы постепенно превращались в хранилища  произведений искусств.

Что можно хранить в музее? (Картины, скульптуры, предметы и документы разных исторических эпох)

Есть музеи, в которых хранятся коллекции полезных ископаемых – драгоценные камни, самоцветы.

Есть музеи, где выставляют рукописи, оставленные нам великими музыкантами и писателями, - ноты и страницы книг, записанные их рукой.

Театральные музеи хранят материалы по истории театрального искусства – образцы декораций, костюмы, афиши, программки.

Почти в каждом городе есть краеведческие музеи, собирающие метериалы о крае, его климате, природе, промышленности, достижениях, знаменитых людях, которые его прославили. Таких музеев в стране больше всего. Школьники непременно посещают краеведческие музеи, потому что каждый человек должен знать о том крае, где он родился и живёт.

Музеи создаются и в школах. В нашей музейной комнате есть фотографии из истории школы, сведения о педагогах, которые в ней работали, о выпускниках, которые здесь учились и привели учиться своих детей.

Существуют и очень необычные музеи.

Например, в городке Мышкин, расположенном на Волге, есть музей, в котором представлены кукольные мышки.

Есть музеи валенок, автомобилей, шоколада, кукол.

Город Тула славится самоварами. Какой музей есть в этом городе?

6. Расширение знаний по теме (методичка с.169-171)

Рассказ о Музее изобразительных искусств им. Пушкина и Третьяковской галерее в Москве, о Русском Музее и Эрмитаже в Санкт-Петербурге.

7. Разнообразие музеев

Работа с учебником с.108-109.

Прочитаем текст, задания.

8. Задания для самостоятельной работы

Сегодня вы будете рисовать на тему «Мой музей». Вообразите, что вы – художник школьного музея. Нашей школе исполняется 25 лет. Это значительная дата. И замечательно, что в школе появилась музейная комната.

Кто хочет с прекрасным встречи,
Будь то утро или вечер.
Собирай подруг, друзей,
Приглашай всех в свой музей!

- Что будет главным в теме Вашего музея?

- Что будет выставлено для обозрения посетителям?

- Как вы разместите экспонаты в своём музее?

Можете сначала сделать эскиз будущего рисунка.

Выполняйте рисунок на листе.

9. Физминутка «Солим капусту»

Чтобы ваши руки немного отдохнули, авторы Т.Ткаченко и М.Давыдова приготовили потешку. Придумайте движения.

Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту трём, трём.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмём, жмём.
Пе-ре-ме-ши-ва-ем!
В бочки плотно набиваем
И в подвалы выставляем!
Ох, и вкусная капуста!

10. Практическая работа

11. Рефлексия

- Что такое музей?

- Какой музей  называется краеведческим?

- Почему краеведческих музеев создано больше всего?

- О чём узнают ребята, побывав в краеведческом музее?

- Какой ещё музей создали бы вы в нашем городе?

- О каких музеях  в нашей стране вы теперь знаете?

- Что такое оригинал картины?

- Как называется картина, скопированная с оригинала? (репродукция)

Отлично поработали. Давайте подведём итоги. [слайд 27]

На доске выставка эскизов. На следующем уроке мы продолжим работу в цвете.

12. Синквейн «Музей»

Дополнительно, кто закончил работу, можете сочинить синквейн на тему «Музей»

Порядок на рабочем месте и задание к следующему уроку

Сложите и уберите принадлежности для рисования.

К следующему уроку поговорите с родными: «В каких музеях им посчастливилось побывать, что им запомнилось больше всего?»
[слайд 28]

Спасибо за работу!

Список информационных источников

  1. Изобразительное искусство: искусство вокруг нас: учеб. для 3 кл. нач. шк. /Н.А.Горяевой и др./; под ред. Б.М.Неменского. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Изобразительное искусство и художественный труд: 1-4 кл.: Кн. для учителя /Б.М.Неменский и др. – М.: Просвещение, 2012.
  3. Островская О.В. Уроки изобразительного искусства в начальной школе: 1-4 кл. Пособие для учителя. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС.
  4. М.А.Давыдова. Поурочные разработки по изобразительному искусству. 3 класс. Москва. Вако. 2012.
  5. Костина Л.Н. Разработка урока. г.Кемерово.
  6. http://www.kuzbasskray.ru
  7. http://www.kuzbassizo.ru
  8. http://www.museum.ru

16.01.2019