Технологическая карта урока по теме "Соли". 8-й класс

Разделы: Химия


Тип урока:

Урок открытия нового знания на основе системно-деятельностного подхода через технологии проблемного обучения и ИКТ технологии

Авторы УМК:

Кузнецова Н.Е., Химия: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Н.Е.Кузнецова, И.М.Титова, Н.Н.Гара. - 4-е изд. перераб. М.: Вентана-Граф, 2013-2015.

Цели урока:

Формирование образовательных компетенций через технологии проблемного обучения и ИКТ технологии у обучающихся 8 «Б» класса в предметной области химия по теме: «Соли, классификация, физические и химические свойства».

Планируемые образовательные результаты (личностные, метапредметные, предметные):

Личностные: планировать, управлять, контролировать и оценивать свою учебную деятельность.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД: описывать самостоятельно проведенные эксперименты используя для этого язык химии; структурировать изученный материал и извлекать химическую информацию из других источников информации.
  • Коммуникативные УУД: осуществлять контроль, коррекцию действий партнера, уметь убеждать.
  • Регулятивные УУД: развивать умение ставить учебные задачи и планирование своих действий в соответствии с поставленными задачами, использовать приобретённые компетенции в практической деятельности.
  • Предметные: классифицировать, различать, давать названия классам неорганических веществ; изучить состав и название солей; развивать критическое мышление; проводить, наблюдать химический эксперимент и описывать его химическим языком.

Оборудование:

ПСХЭ Д.И. Менделеева, ряд ЭО, компьютер, мультимедийная презентация по теме урока, опорный конспект, штатив, пробирки, растворы HCI, AgNO3, Na2CO3, CuSO4, NaOH, Fe (гвоздь)

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент

Создание эмоционального настроя на учебную деятельность.

Настраиваются на работу

Осуществлять контроль и коррекцию своих действий и действий партнера.

1 ЭТАП. МОТИВАЦИЯ

Цель этапа: Основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создаёт проблемную ситуацию, используя технологию проблемного обучения[1], прием фантастическая добавка, используя ИКТ технологии [2]. Сегодня мы с вами посещаем Страну веществ, классовое название которых означает «рождённые солнцем». Почему же «рождённые солнцем»? Да потому что многие вещества этого класса любят «прятаться» в воде. Но как только горячие солнечные лучи выпарят воду, эти вещества предстают перед нами во всей своей красе. Посмотрите, какими разными они бывают!
А вот как отзываются писатели о данном классе веществ тоже писали. Слайд №1 Спелеологи вошли в пещеру. Они, видавшие виды, были поражены красотой увиденного. Сверху словно сосульки свисали сталактиты, а со дна пещеры поднимались сталагмиты. Все это сверкало и переливалось и похоже на царство Снежной Королевы, хотя каждый понимал, что это чудо образовали карбонаты.
Слайд №2 Давно Данила-мастер бродил по подземному царству Хозяйки Медной горы. Из всех сокровищ, которые она готова была ему отдать, он попросил только малахит.
Сайд №3 У нас давно закончилась соль, и пища была безвкусной. Однажды, блуждая по тайге, мы вышли на берег какого-то озера. Нашему взору предстала удивительная картина. Берег был белый, словно покрыт снегом, то там, то здесь лежали какие-то белые камни. Это чудо переливалось под лучами солнца. Я не мог удержаться и, подняв с земли камень, зачем-то лизнул его. Он оказался соленым. Мой организм, истосковавшийся по соли, требовал еще и еще. В этот момент мне казалось, что нет ничего вкуснее – это всего лишь хлориды.
Слайд№4 Я любил наблюдать за своей мамой. Она брала соду и добавляла в нее уксусную кислоту, происходило вспенивание, и каждый я раз восхищался увиденным и эти удивительные свойства проявляют гидрокарбонаты.
Мотивирует учащихся на самостоятельное формирование темы урока и задачей урока, записывает слова учащихся используя прием кластер [3].

Анализируют полученную информацию и извлекают необходимую на данном этапе урока.

Самостоятельно формулируют тему урока и ставят перед собой задачи.

Вспоминают изученные классы веществ

Личностные:
- сформирована потребность в самовыражении, а так же в самореализации. Коммуникативные:
- умение передавать информацию интонацией,
- умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации,
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: 
- умение строить речевое высказывание,
- анализ объектов с целью выделения признаков, Регулятивные:
- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний.

2 ЭТАП. АКТУАЛИЗАЦИИ И ПРОБНОГО УЧЕБНОГО ДЕЙСТВИЯ

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Отбор учебного содержания для актуализации должен обеспечивать полноту тех способов действий, которые используются при построении нового знания.

Записывает формулы веществ, о которых шла речь в рассказах. И предлагает учащимся составить классификацию предложенных веществ.
Записывает предложенную учащимися классификацию, используя прием кластера [3].
Рассказывает, как правильно составлять названия кислых и основных солей.

Систематизируют полученные знания, разрабатывают классификацию предложенных веществ.

Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы, используя полученную информацию.
- уметь выделять существенные характеристики объектов.
Коммуникативные:
- уметь точно формулировать свою мысль;
- взаимодействовать в групповом коллективе для принятия совместных решений.
Личностные:
- сформирована потребность в самовыражении и самореализации, позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

3 ЭТАП. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ С ПРОГОВАРИВАНИЕМ

Для реализации этой цели необходимо, чтобы учащиеся: решили несколько типовых заданий на новый способ действия при этом проговаривали вслух выполненные шаги и их обоснование – определения, алгоритмы, свойства и т.д.

Дает учащимся карточки с различными классами веществ, с целью выработать компетенции классификации веществ, помогает учащимся отработать алгоритм названия кислых и основных солей, помогает учащимся осуществить взаимопроверку проделанной работы.
Напоминает учащимся алгоритм выставления оценки [4].

Работают с карточкой учителя, выбираю изучаемый класс веществ.

Дают названия выбранным веществам, согласно алгоритма, который отработали с учителем.

Классифицируют вещества данного класса веществ (кислые, средние, основные)

Осуществляют взаимопроверку

Познавательные:
- уметь находить ответы на вопросы, используя изученный материал;
- уметь выделять существенные характеристики объекта.
Коммуникативные:
- уметь участвовать в коллективном обсуждении, аргументировать свою позицию;
Регулятивные;
- прогнозирование результата оценивание уровня достижения результата.

4 ЭТАП. ВКЛЮЧЕНИЯ В СИСТЕМУ ЗНАНИЙ И ПОВТОРЕНИЯ

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. Для этого необходимо: выявить и зафиксировать границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний; довести его до уровня автоматизированного навыка при необходимости организовать подготовку к изучению следующих разделов курса
повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности

Помогает учащимся изучить химические свойства солей, используя для этого химический эксперимент и технологию ОИД [5]. Особое внимание уделяя ПРИЗНАКАМ химической реакции, после каждого химического эксперимента учитель и учащиеся проговаривают признак химической реакции, который наблюдали при выполнении химического эксперимента.

Проводят химический эксперимент. Согласно химическим свойствам солей.
Проговаривают признак химической реакции, который наблюдали при проведении химического эксперимента. Наблюдаемые эксперименты (опыты) описывают, используя химический язык. Записывают уравнение химической реакции и наблюдаемые явления.

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки,
- выполнение учебных действий в материализованной громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
- структурирование знаний,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах
- доказательство.

5 ЭТАП. РЕФЛЕКСИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Для реализации этой цели: организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке, учащиеся соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия, намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами выбора, творчества)

В конце завершения урока учитель предлагает учащимся использовать прием Синквейн [5] и прием толстый и тонкий вопрос [6].
Учитель задает и объясняет домашнее задание учащимся.

Работают над приемом Синквейн или приемом толстый и тонкий вопрос, выбирают самостоятельно.

Личностные:
- формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.


Список используемой литературы

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 (далее – ФГОС основного общего образования) (для V–VII классов образовательных организаций);
  2. Махмутов М.И.  Проблемное обучение: основные вопросы теории. М., 1975. - 10 с.
  3. Современные педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС / О.Б.Даутова, Е.В.Иваньшина, О.А.Ивашедкина, Т.Б.Казачкова, О.Н.Крылова, И.В.Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 176 с.
  4. Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: пособие для учителя. – М.: Вита-пресс, 1999. - 88с
  5. Современная оценка образовательных достижений учащихся: Методическое пособие / Науч.ред.: И.В.Муштавинская, Е.Ю.Лукичева. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 304 с.
  6. И.В.Муштавинская. Теория развития критического мышления на уроке и в системеи подготовке учителя: учебно-методическое пособие. – Санкт-Петербург: КАРО, 2015. – 144 с.

9.01.2019