Урок истории по теме "Гражданская война в России". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Учитель: у Марины Ивановны Цветаевой есть такие строки:

Все рядом лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат,
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила,
Красным был – белым стал:
Смерть побелила.
М.Цветаева

Учитель: Какое событие России отражено в этих строчках? (Ответы учащихся)

Учитель: Как вы догадались? (Ответы учащихся)

Тема сегодняшнего занятия – "УРОКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В РОССИИ".

Учитель: Как вы понимаете содержание сегодняшней темы? Что значит уроки события истории?

Примерный ответ: То есть, какие выводы должны сделать современники из этого события, какой опыт вынести.

Учитель: А какой урок уже можно вынести из строчек М.И.Цветаевой?

Примерный ответ: мысль о том, что все пострадавшие в гражданской войне в итоге имели одну общую беду. В той войне не было победителей и проигравших.

Учитель: Это и будет первым уроком гражданской войны – В гражданской войне не бывает победителей.

Несмотря на то, что прошло более 100 лет с тех пор, как отгремели бои на фронтах гражданской войны, интерес к изучению её истории не ослабевает. И сегодня речь пойдет об этом сложном явлении в России. Давайте сыграем в игру «Ассоциации». Какие ассоциации вызывает у вас Гражданская война в России? Помните, по условиям данной игры не следует долго задумываться, поэтому она должна пройти быстро.

Ответы учащихся.

Учитель: Какие вопросы мы сегодня обсудим, чтобы раскрыть данную тему?

Учащиеся: что такое, причины, время, участники, особенности, ход, методы, итоги, причины победы красных.

Учитель: подумайте, а какова цель нашего занятия? Зачем надо знать уроки того или иного исторического события?

Примерный ответ учащихся: доказать, что гражданская война не должна быть способом разрешения внутренних конфликтов страны.

1. Что такое гражданская война?

Учитель: начнём с определения. Что такое гражданская война?

Учащиеся: вооруженная борьба за власть между большими группами людей в одном государстве.

Учитель: Попробуйте на основе определения изобразить символ гражданской войны на обратном листе. АФИШИРОВАНИЕ (поднять вверх листы с выполненным заданием). Пояснить (1-3 человека).

2. Причины гражданской войны

Учитель: Назовите причины гражданской войны, вписав пропущенные слова?

1)…………………………………….власти большевиками

2)…………………………………….земли у помещиков

3)…………………………………….промышленности

4) подписание ……………………. мира

5) проведение политики …………диктатуры

Назовите причины и поясните их.

  1. Захват власти большевиками и узурпация ими этой власти.
  2. Конфискация земель у помещиков
  3. Национализация промышленности
  4. Подписание унизительного для России Брестского мирного договора
  5. Проведение политики продовольственной диктатуры

3. Время – 1918–1920 гг.

Учитель: укажите хронологические рамки гражданской войны.

Хотя эти даты спорные, говорят и о феврале, октябре 1917г., как начале гражданской войны, а окончание относят к середине 1920-х годов. Но полномасштабная гражданская война проходила именно в этот период. В эти страшные 3 года.

Выполните следующее задание: расположите события Гражданской войны в хронологической последовательности.

  1. Провозглашение А.В.Колчака Верховным правителем России
  2. Наступление армии Н.Н.Юденича на Петроград
  3. Мятеж чехословацкого корпуса
  4. Разгром войск П.Н.Врангеля в Крыму

Ответ: (3124)

4. Участники

Учитель: Кто и почему принял участие в Гражданской войне? Какие цели преследовались? Лучше всего это отобразил в своём стихотворении «Гражданская война» Максимилиан Волошин. Отрывки из стихотворения.

Одни восстали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.
Другие — из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд,
Где проводили на погост
Отцов и братьев убиенных.

Учитель: прочитайте первое четверостишие. О каком лагере идёт речь? Во втором четверостишии?

Учащиеся: Красные и Белые.

Учитель: определите цели белых и красных из следующего отрывка стихотворения.

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

Цели белых: освобождение России от большевиков.

Цели красных: изменить Россию и весь мир. Мировая революция.

В годы Гражданской войны активно использовалось искусство наглядной агитации, то есть плакаты. Мы заранее попросили учащихся подготовить материал, который наглядно продемонстрирует идеи Белого и Красного движения.

Демонстрация презентаций по темам «Плакаты белых в годы гражданской войны», «Плакаты красных в годы гражданской войны».

Задание всем: определить белую и красную идею в гражданской войне.

Белые: целями Белого движения после захвата власти в России большевиками были: освобождение России от большевистской диктатуры, единство и территориальная целостность России, созыв нового Учредительного собрания для определения государственного устройства страны. За веру, царя и Отечество.

Красные: диктатура пролетариата, социалистическое справедливое общество. Хотя это был миф. На деле осуществлялась диктатура партии большевиков.

Учитель: Был ещё один лагерь в гражданской войне – это «зеленые». Кто же такие зеленые, которых не устраивали ни белые, ни красные?

Обратимся к документу

1. Прочитайте и ответьте на вопросы (в парах)

  1. Кто такие «зеленые»?
  2. За что выступали «зеленые»?
  3. Кто стоял во главе «зеленых»?

Мужики выражались проще: «Белые придут – грабють, красные – тоже, понимаешь, начали… Куды крестьянину податься?»

«Да здравствует анархия!», «Вся власть Советам!», «Земля тем, кто ее обрабатывает!». Именно под такими лозунгами боролся с белыми и красными Нестор Иванович Махно. Его власть летом-осенью 1919г. распространялась на значительную часть Левобережной Украины.

Войско батьки Махно насчитывало примерно 70-80 тысяч. Эти испытанные рубаки били лучшие гвардейские части белых. Били они и отборные красные отряды.
Программа Махно: «Требуем… социализации земли, изменения в корне продовольственной политики – замены реквизиционных отрядов правильной системой товарообмена между городом и деревней… полной свободы слова, печати, собраний… Диктатуры какой бы то ни было партии категорически не признаём». (И.И.Долуцкий.Отечественная история)

Ответы учащихся по документу.

Учитель: Итак, в гражданской войне мы выделяем 3 больших лагеря: красные, белые, зелёные.

5. Личности

Учитель: Но, наряду с массами большую роль в истории играют личности.

Прием «Историческая загадка». Учащимся было дано задание подготовить историческую загадку про героев гражданской войны. А вы попробуйте отгадать о ком идёт речь?

  • А.В. Колчак,
  • А.И. Деникин,
  • П.Н. Врангель,
  • Л.Д. Троцкий,
  • М.В. Фрунзе,
  • М.Н. Тухачевский,
  • В.И. Чапаев.

Учитель: Обращали ли вы внимание, по каким улицам города ходите? В честь кого или чего они названы? Какие улицы города связаны с именами героев Гражданской войны?

Ответы учащихся.

6. Методы гражданской войны

Учитель: самое страшное в гражданской войне – это методы, которые использовали противоборствующие силы. Давайте обратимся к документам.

Работа с документами. Прочитайте и ответьте на вопрос: Какие методы использовали в Гражданской войне Красные и Белые? Подчеркните в тексте.

«Нельзя строить армию без репрессий. Нельзя вести массы людей на смерть, не имея в арсенале командования смертной казни… Командование будет ставить солдат между возможной смертью впереди и неизбежной смертью позади» (Л.Д.Троцкий).

Декрет СНК «О красном терроре» от 5 сентября 1918г.

«… Необходимо обезопасить Советскую Россию от классовых врагов путём изолирования их в концентрационных лагерях … подлежат расстрелу все лица, прикосновенные к белогвардейским организациям, заговорам и мятежам…»

Возникло новое явление заложничество. Заложников арестовывали и казнили за проступки других людей. Например, за убийство большевика В.Володарского расстреляно 500 человек. Новым в заложничестве стал арест членов семьи.

Село Александров Гай в Самарской губернии. За 3 дня в мае 1918г. белые расстреляли всех пленных – 96 человек, а раненных добивать не стали, просто засыпали землей. Всего в селе было убито до 700 человек.

На Дальнем Востоке японцы и белые сожгли в паровозной топке руководителей местных большевиков: С.Лазо, А.Луцкого, В.Сибирцева.

Учитель: Какие методы использовали Красные и Белые?

Ответы учащихся по документу.

Учитель: какой вывод можно сделать на основе документа?

Примерный ответ: террор был как со стороны красных, так и со стороны белых.

Учитель: Кровь и насилие затопили Россию. В стране властвовал террор. Террор и красный и белый. Ответственность за это лежит на всех участниках.

7. Судьбы людей

Учитель: Гражданская война – это страшное бедствие, национальная трагедия. Трагедия страны, трагедия семьи, трагедия человека.

Человек – самое ценное, что есть на нашей планете, а самое важное для него – это семья, в которой он родился, вырос, где его всегда будут ждать и любить, и куда он обязательно вернется.

Судьба семьи. Семья Мелеховых из романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Шолохов показывает весь ужас братоубийственной войны на примере донского казачества. “Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались...” — восклицает на страницах книги Петро Мелехов. Григорий Мелехов из-за гражданской войны лишился всего, что держит человека на этой земле. Это трагедия человека.

Учитель: Гражданская война – это трагедия человека, трагедия семьи, трагедия страны.

8. Итоги гражданской войны

Запишите итоги гражданской войны.

  1. демографические -
  2. экономические -
  3. политические -
  4. социальные последствия -

1) В ходе гражданской войны население России сократилось на 10 млн. человек, и только 2 млн. из низ эмигрировали из России.

2) 7 млн. детей остались беспризорными.

3) Государство и экономика оказались полностью разрушенными.

4) Укрепление советской власти, власти большевиков.

9. Уроки гражданской войны

Учитель: На основании всего материала попробуйте сформулировать уроки Гражданской войны. Какой опыт для последующих поколений можно вынести из этого исторического события?

Ответы:

  1. Это национальная трагедия.
  2. Высшей ценностью являются не идеи, а человеческая жизнь.
  3. В гражданской войне нет победителей.
  4. Нужно уметь идти на компромиссы.
  5. Диктатура одной группы людей или партии должна быть исключена.

Учитель: А что мы доказали на основе уроков Гражданской войны?

Учащиеся: гражданская война не должна быть способом разрешения внутренних конфликтов. Так как это национальная трагедия. Гражданская война недопустима.