Конспект урока по русскому языку "Повторение сведений о частях речи". 3-й класс

Разделы: Начальная школа


Тип урока: урок повторения и закрепления пройденного материала.

Цель урока: обобщить знания об именах существительных, именах прилагательных и глаголах ; выявить роль частей речи в русском языке.

Задачи урока:

  • Образовательная: вспомнить признаки, на основе которых слова объединяются в части речи; систематизировать имеющиеся у ученика знания по данной теме или проблеме.
  • Развивающая: формировать умение распознавать части речи, развивать навыки самостоятельной работы.
  • Воспитательная: воспитание интереса к русскому языку, родному краю.

Формируемые УУД:

  • Личностные: проявлять мотивацию учебно-познавательной деятельности и личностного смысла учения; стремиться к развитию памяти, внимания и логического мышления.
  • Предметные: применять полученные ранее знания при классификации частей речи.
  • Регулятивные: уметь формулировать цель урока; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; оценивать результаты, корректировать свои действия.

Познавательные:собирать и анализировать информацию; уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные:уметь работать в парах, принимать участие в диалоге, аргументировать свою точку зрения, принимать мнение других людей.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение.

Образовательные ресурсы: УМК «Школа России» учебник «Русский язык. Т.Г.Рамзаева 3 класс 2 часть – Дрофа 2014.

Формы работы учащихся: работа в парах, фронтальная, групповая.

Технология: проблемная.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал в конвертах.

Ход урока

1. Организационный момент. Психологический настрой

Привет сосед,
Улыбнись мне в ответ.
Я хочу, чтобы ты не грустил.
Всем улыбки сегодня дарил.

2. Мотивация к учебной деятельности

Мы сегодня отправляемся в длительное путешествие. Куда узнаем позже, но чтобы успеть пройти сегодняшний отрезок пути, нужно чётко выполнять все указания проводника (меня), быть внимательными и собранными. Прочитайте фразеологические обороты и выберите тот, который будет являться девизом нашего урока.

- Спустя рукава.

- Засучив рукава.

3. Минутка чистописания

Крепость была основана у осетинского селения, известного в осетинском народе под именем Дзауджикау, что значит «селение Дзауга», названная так в честь первого основателя этого поселения Дзауга Бугулова. Возле этого аула в 1784 году русскими была построена крепость.

- Как называлась эта крепость? (Владикавказ, в настоящее время также называют Дзауджикау на родном осетинском языке).

- С какой буквы начинается название г.Владикавказа?

1 строка: Вв, Вв, Вв город Владикаваказ

- Как называется наша республика?

2 строка: Республика Северная Осетия–Алания

Найдите слова, в которых звуков больше, чем букв.

В какой стране мы живём? Составьте предложения со словом Россия.

3 строка: Разные народы живут в России.

Надпишите над каждым словом часть речи. Выделите грамматическую основу.

4. Актуализация знаний

Словарная работа.

Задание по рядам. Списать и вставить пропущенную букву. Выделить орфограммы. Сверить с доской.

  1. Обе., праз. ник, п.беда, б.лить, б.рёза.
  2. Р.бочий, х.роший, кр.снота, русский, суб. отний
  3. М. розит, д.журит, р.ботает, ж.лтый, . девает.

Найдите в каждой строке лишнее слово. Почему оно лишнее? (Является другой частью речи)

5. Постановка учебной задачи. Формулирование темы и задач урока учащимися

Выпишите лишние слова каждой строки в столбик, определите части речи, образуйте однокоренные имена существительные, прилагательные, глаголы и запишите  рядом.

Белить, белизна, белый.
Краснота, красный, краснеть
Жёлтый, желток, желтеть.

Работа в парах. Проверка задания.

Назовите прилагательные в каждой строке. О чём вам говорят три цвета: белый, красный и жёлтый? (Цвета флага республики Северной Осетии)

- Какие части речи в каждой строке?

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? Части речи.

- Попробуйте, опираясь на тему урока и опорные слова, сформулировать задачи нашего урока.

  • Повторим …..
  • Научимся отличать ….
  • Выясним, какую роль…..

- Правильно, мы отправимся в страну Морфологии. Повторим части речи, будем отличать их и выясним какую роль они  имеют в русском языке.

6. Поиск путей решения проблемы

1. Наблюдение за ролью частей речи в предложении.

- Прочитайте слова из песни «Город мой начинается с гор» на слайде.

Освещая … хребет,
Солнце … тебя озаряло,
Город мой, ты … двести лет
Часовым у теснины Дарьяла.

- Всё ли понятно в этом четверостишии?

- Чего не хватает? Распространите предложения. Дети предлагают свои ответы.

А у автора М.Дзасохова такие слова.

- Какими частями речи являются эти слова?

- Какую роль они играют в предложении?

Освещая скалистый хребет,
Солнце светом тебя озаряло,
Город мой, ты стоишь двести лет
Часовым у теснины Дарьяла.

2. Проблемная задача.

- Как определить часть речи в предложении? (По признакам)

Вспомним признаки частей речи, составим кластер.

Работа в группах. Дети методом мозгового штурма составляют кластеры: имя существительное, имя прилагательное, глагол из табличек в конвертах. Капитаны команд зачитывают признаки частей речи. Один ученик работает на интерактивной доске, составляет кластер. (Рисунок 1)

- Какой части речи не хватает, которую мы прошли? (Местоимения).

- Аукцион. Назовите признаки местоимения.

3. Решение проблемы.

- Определите, какой частью речи являются данные слова.

Мороженое, дежурный, часовой, столовая, военный, больной.

- Всегда ли прочитав одно слово можно определить часть речи? (Нужен контекст или словосочетание).

Составьте предложения с этими словами, чтобы они были существительными ил прилагательными. Два предложения со словом столовая запишите в тетрадь с доски.

Альпинисты начали восхождение на Столовую гору. Дети пообедали в столовой.

Что вы знаете про Столовую гору? (Столовая гора изображена на гербе Владикавказа и отлично видна из города. Присутствует она и на гербе Республики Ингушетия, так как стоит на ее границе с Северной Осетией–Аланией. Это одна из крупнейших вершин Скалистого хребта Кавказских гор, ее высота около 3000 м.)

Физкультминутка.

Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо кружиться в танце? (кружатся)
Хорошо!  
Хорошо жить на Кавказе? (выставляют большие пальцы)
Хорошо! 

4. Закрепление знаний.

Признаки имени существительного и прилагательного.

Работа в парах.

Прочитайте осетинские пословицы, вставив окончания.

- Хорош…  одежда плохого хорошим не делает.

- Хорош…  на улице не бросают.

- Хорош…  конь недолго живёт.

- Объясните смысл пословиц. Назовите прилагательные.

- Чем они отличаются? (Окончанием, в разном роде).

- Какой вывод можно сделать о признаках существительных и прилагательных? (Имеют род, число, связь прил. с сущ.)

5. Самостоятельная работа. Роль глаголов в предложении.

Вставить глаголы в предложения. Какую роль выполняют глаголы в речи? Списать в тетрадь. Надписать части речи: сущ., прил., гл.

Река Терек ….. свое начало на территории Грузии, из ледника горы Зигла-Хох. Из Грузии Терек ….. свои воды в Россию. Здесь река …… по землям Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Ставропольского края, Чечни и Дагестана. …… Терек в Каспийское море.

Слова для справок: протекает, несёт, впадает, берет.

7. Рефлексия

Оцените свою работу на уроке выбором двух фразеологизмов.

  • Витал в облаках.
  • Не успел глазом моргнуть.
  • Работал, не покладая рук.
  • Зарубил себе на носу.
  • Работал в поте лица.
  • Каша в голове.
  • Ловил каждое слов.
  • Бил баклуши.

8. Итог урока

- Какие части речи мы повторили на уроке?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Какую роль играют части речи в русском языке?

- Чем необычен и полезен был сегодняшний урок?

9. Домашнее задание

Творческое задание: придумать синквейн к имени существительному, имени прилагательному, глаголу.

10.01.2019