Урок русского языка в 1-м классе по теме "Перенос слов с буквой Й"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

Деятельностная: учить работать с гипотезой на основе анализа учебного материала «Перенос слова».

Содержательная: познакомить учащихся со способом переноса слов с буквой «Й».

Личностные УУД: Учащиеся осознают границы собственного знания и «незнания»; адекватно, позитивно оценивают себя и свои поступки.

Регулятивные УУД: Учащиеся планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; учатся высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника, работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД: Учащиеся находят ответы на вопросы в тексте, таблице; делают выводы в результате совместной работы группы; преобразовывают информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные УУД: Учащиеся осознанно строят речевые высказывания; оформляют свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения); слушают и понимают речь других.

Предполагаемый результат: дети научатся анализировать разные источники информации по теме урока и делать выводы.

Материалы к уроку:

  • Большая энциклопедия начальной школы в 2-х томах. Т.1 – СПб.: «Издательский дом «Нева»; М.: «ОЛМА - ПРЕСС», 2001. Стр. 126;
  • В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. «Русский язык» Учебник для 1 класс – М: Просвещение», 2012;
  • Таблицы «Перенос слов».

Ход урока

1. Мотивация и актуализация знаний.

Прозвенел звонок,
Нам пора начать урок!
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы отлично учимся!
Всё у нас получится!

- Откройте тетрадь. Запишите дату: ...

- Внимательно послушайте стихотворение.

Перенос веди толково!
Чтобы дело шло на лад,
Раздели на слоги слово,
Как на дольки – шо-ко-лад.

- Что значит «толково»? (Ясно, понятно.)

- Как вы думаете, почему я начала урок с этого стихотворения?

- Какие правила переноса слов вы знаете?

- Прочитайте слова: Аня, майка, лиса, радуга, край.

- Спишите слова, разделяя их для переноса горизонтальной чёрточкой.

 (2 ученика работают у доски, остальные дети – самостоятельно в тетради)

- Проверяем с объяснением.

- Обратите внимание на то, как девочки перенесли слово «майка».

- Почему получилось два варианта переноса слова «майка»? (ма-йка, май-ка) (Не знаем правило переноса слов с буквой Й)

- Итак, какие же гипотезы можно выдвинуть? (Гипотеза – предположение.)

  • 1-я гипотеза: Предположим, что буква «й» от предыдущей буквы при переносе отделяется.
  • 2-я гипотеза: Предположим, что буква «й» от предыдущей буквы при переносе не отделяется.

- Предлагаю вам провести исследование, в процессе которого мы определим, какая из предложенных гипотез верна, а какая гипотеза ошибочна.

- Сегодня каждый из вас станет исследователем.

- А кто такой исследователь? (Человек, который открывает что-то новое.)

- В толковом словаре Ожегова даётся следующее определение: Исследователь - человек, занимающийся научными исследованиями.

- Какова будет цель нашего исследования?

(Цель исследования: Изучить правило переноса слов с буквой «Й».)

2. Исследование в малых группах

Организуется работа в 4 группах. Каждой группе предоставляется источник информации, в котором содержится информация о переносе слов, листок и карта исследования.

- Предлагаю провести исследование в группах. Каждая группа будет работать со своим источником информации по карте исследований.

У 1, 2, 3 групп источник информации – учебник русского языка.

У 4 группы источник информации – энциклопедия.

У 5, 6, 7 групп источник информации – таблица «Перенос слова».

- Садитесь удобно, внимательно читайте и выполняйте предложенные задания.

1–3 группы.

Карта исследования:

  1. Открой учебник на стр. 80.
  2. Найди упражнение № 5.
  3. Прочитай и выполни задание.
  4. Сделай вывод и закончи предложение:

«Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе ___________ .»

4 группа.

Карта исследования:

  1. Открой справочник на стр. 126.
  2. Найди и прочитай правило о переносе слов с буквой «Й».
  3. Отделяется ли буква «Й» от предыдущей буквы при переносе слов?
  4. Выпиши слово с буквой «Й», разделяя чёрточкой для переноса.
  5. Сделай вывод и закончи предложение:

«Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе ______________ .»

5-7 группы.

Работа с таблицей «Перенос слова».

Карта исследования:

  1. Рассмотри таблицу «Перенос слова».
  2. Найди слова, где показан перенос с буквой «Й».
  3. Отделяется ли буква «Й» от предыдущей буквы при переносе слов?
  4. Выпиши 2 слова с буквой «Й», разделяя чёрточкой для переноса.
  5. Сделай вывод и закончи предложение:
     «Буква «Й» от предыдущей буквы при переносе _____________.»

3. Обмен информацией

- Какой вывод вы сделали?

- Ещё раз прочитайте выписанные слова и скажите, после какой буквы пишется буква «й»? (После буквы, обозначающей гласный звук.)

4. Связывание информации

- Предлагаю вернуться к нашим гипотезам.

- Ещё раз прочитайте обе гипотезы.

- Какая гипотеза подтвердилась?

- Какую гипотезу мы опровергли?

- А теперь вернёмся к слову «майка».

- Какой вариант переноса верный?

- Кто правильно перенёс слово «майка»?

- Я попробовала записать правило переноса слов с буквой «й» схемой.

- Помогите её прочитать.


- Сколько слогов в слове?
- Что обозначает красный овал?
- Что происходит с буквой «й» при переносе?

Физминутка

5. Применение (фронтальная форма работы)

- Предлагаю вам себя проверить.

1. Задание «Верно – неверно». (Индивидуальная форма работы с самопроверкой.)

На листочках написаны слова. Обозначь «Х» слова, которые разделены для переноса правильно.

- Проверьте себя. (Самопроверка по образцу)

- Если ошибок нет, поставьте «+».

2. Прочитайте скороговорку: Райке купили майку с каймой.

- Что такое «кайма»?

Кайма – это полоса по краю майки, отличающаяся цветом или узором.

- Прочитайте скороговорку сначала медленно, чётко произнося слова.

- А сейчас быстро и чётко.

Найдите слова с буквой «Й». Выпишите, разделяя эти слова горизонтальной чёрточкой для переноса.

- Выполните задание в тетради.

- Проверьте себя. (Самопроверка по образцу.)

- Если ошибок нет, поставьте «+».

3. Напиши слова под диктовку, деля их горизонтальной чёрточкой для переноса: гайка, зайка, лужайка, змейка, лейка, стройка.

- Проверка с помощью документ – камеры.

- Если ошибок нет, поставьте «+».

6. Подведение итогов, рефлексия

- Ребята, вам понравилось быть исследователями?

- Какое открытие вы сделали на уроке?

- Оцените себя.

Рефлексия: дети выбирают для себя строчку и рисуют кружок цветом (зелёный, жёлтый, синий, красный).

- Оцените себя. Для этого выберите строчку и нарисуйте рядом кружок определённого цвета.

Урок полезен, всё понятно.

(зелёный)

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 (жёлтый)

Ещё придётся потрудиться.

 (синий)

Да, трудно всё-таки учиться!

 (красный)