Урок литературы "Добро творящий, творит жизнь". 6-й класс

Разделы: Литература


Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Цель: познакомить с особенностями жанра святочного рассказа на примере рассказа Л.Чарской «Маля», прикоснуться к библейской теме Рождества Христова и к вечным темам добра, и зла, любви и красоты, милосердия и сострадания.

Задачи:

Обучающие:

  • обучать анализу литературного текста,
  • совершенствовать выразительное чтение обучающихся,
  • познакомить с особенностью рождественского рассказа, обогащение словарного запаса школьников;
  • совершенствование языковой и речевой подготовки обучающихся.

Развивающие:

  • развитие художественного воображения;
  • развивать эмоциональную отзывчивость учащихся, умение сопереживать чувствам, настроениям, переданным автором в рассказе.

Воспитательные: воспитывать духовность и морально-нравственные качества (желание проявлять милосердие и нести людям добро).

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • развитие мышления, внимания; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:
самостоятельно формулировать тему и цели урока; иметь способность к целеполаганию.

Познавательные:

  • формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения;
  • излагать содержание прочитанного текста сжато, выборочно.

Коммуникативные:

  • формировать умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;
  • формировать умение договариваться, находить общее решение;
  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • слушать и слышать других.

Методы: проблемно-поисковые (подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).

Основные понятия: рождественский рассказ, милосердие, доброта.

Оборудование: оформленная к уроку доска, портрет писателя, тексты художественного произведения, музыка П.И.Чайковского «Декабрь. Святки» и «Январь. У камелька» из цикла «Времена года», «кладовая подсказок», мультимедийная презентация.

Эпиграф к уроку

Рождество – это время милосердия, доброты и всепрощения, это единственные дни в календаре, когда люди…
свободно раскрывают друг другу сердца и видят в своих ближних таких же людей, как они сами.
Чарльз Диккенс

Ход урока

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Ребята, желаю вам удачного учебного дня. А для этого давайте посмотрим друг на друга и улыбнемся.

2. Мотивация учебной деятельности

На столе лежат предметы: рождественский венок, колокольчики, звезда, иллюстрация вертепа на доске.

- Посмотрите на предметы, которые лежат на столе, и рассмотрите иллюстрацию. К какому православному празднику относятся эти предметы? (Дети отвечают).

- Да, все эти предметы напоминают нам об одном из главных праздников – Рождестве.

- Ребята, прочитайте эпиграф к нашему уроку. Как вы понимаете слова Ч.Диккенса?

- Что несет Рождество в каждый дом и каждому человеку?

3. Постановка цели и задач урока

О чем же сегодня мы с вами будем говорить на уроке? (Ответы людей)

- Да, сегодня мы будем говорить о Рождестве, милосердии, добре на примере рождественского рассказа Лидии Чарской «Маля». (Тема урока вывешивается на доске).

Дети с помощью учителя формулируют цели урока.

(Цели урока вывешиваются на доске)

4. Работа по теме урока

Слово учителя: - Ребята, посмотрите на портрет автора рассказа. Что вам известно об этом человеке?

Слово учителя: О Чарской вспомнили в 90-е годы 20 столетия. Понадобился почти век, чтобы мы открыли для себя ее творчество.

Выступления заранее подготовленных учеников.

1 ученик: Лидия Алексеевна родилась в дворянской семье. Ее отец, Алексей Александрович Воронов, был военным инженером.

Семья жила в достатке, родители любили свою дочь, и все, казалось, было радостным и безмятежным. Но не под счастливой звездой родилась маленькая Лида. Вскоре умерла ее мать. И всю свою любовь девочка перенесла на отца. Вдвоем они проводили дивные вечера. И Лиде казалось, что так будет всегда.

Но однажды все переменилось. Отец женился. В дом вошла чужая женщина. Мачеха. Отношения с новой хозяйкой дома настолько не сложились, что Лида несколько раз убегала из дома. Тогда было решено отвезти дочь в Петербург в Павловский женский институт. В памяти навсегда осталось тяжелое воспоминание от первой встречи с обстановкой института, который жил по строгим, раз и навсегда установленным правилам.

Несхожесть с другими детьми ее возраста проявилась довольно рано. Уже в 10 лет она писала стихи, а в 15 лет взяла за привычку вести дневник, записи которого частично сохранились.

2 ученик: С годами Лидия научилась владеть собой, стала более спокойной и выдержанной. После окончания пансиона в семью не вернулась, хотя отца поняла и простила его за вторичный брак. Блестящий офицер Борис Чурилов был околдован ею. Он сделал Лидии Алексеевне предложение, и девушка согласилась стать его женой. Так восемнадцатилетняя Воронова стала Чуриловой. Но и здесь ее постигла неудача. Брак был недолгим, офицер отбыл на место службы в Сибирь, а молодая женщина с крохотным ребенком на руках осталась одна.

Оставшись в Петербурге, поступила на Драматические курсы при Императорском театральном училище.

3 ученик: После окончания училища Лидия Алексеевна определилась в Александринский Императорский театр. Именно там, на сценических подмостках, родился псевдоним "Чарская". Какой смысл вложила в это звучное слово Лидия Алексеевна, нам не известно.

Знаменитой Чарской она стала совсем в другом. В литературе. Толчком к литературному творчеству послужило стеснение в средствах. Ведь у нее рос сын, а помощи ждать было неоткуда. И тогда она попыталась написать свое первое произведение. Занятие литературой, к удивлению Лидии Алексеевны, оказалось легким и приятным.

4 ученик: Чарская стала ведущей писательницей журнала "Задушевное слово".

За 20 лет литературной деятельности Чарская написала около 80 произведений! Ее известность достигла европейских стран. Переведенная на немецкий, английский, французский, чешский языки, она вошла в каждый дом, в каждую семью, где росли дети. А в 1917 году, с приходом Советской власти ее перестали печатать, не простив писательнице ее дворянского происхождения. Ее произведения были изъяты из библиотек и уничтожены. Началась буквально нищенская жизнь.

Физкультминутка

А теперь представим, детки,
Будто руки наши – ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
Ветер стих. Вздохнули дружно.
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И в окошко посмотрели.

Слово учителя: - О чем же писала Лидия Алексеевна Чарская? А писала она о доброте, любви к ближнему, сострадании, самоотверженности, отзывчивости. Ее герои - люди разных сословий. Но всех их объединяет человеколюбие, желание отозваться на чужую боль, бескорыстие - те человеческие качества, дефицит которых особенно сильно ощущается в наше время. Герои Чарской много страдают, бывают одиноки, как девочка Маля.

Проблемно-аналитическая фронтальная беседа и чтение эпизодов рассказа.

- Что мы узнаем о Мале в начале рассказа, зачитайте. (Дети зачитывают эпизоды рассказа)

- Во многих произведениях Чарской присутствует мотив сиротства. Ведь сама Чарская рано осталась сиротой. И эти переживания она передает на страницах своих рассказов.

Выстоять в тяжелых условиях жизни, условиях голода, нищеты, унижения Чарской помогает вера, как и маленькой девочке Мале.

- Зачитайте начало рассказа, о чем просит Маля маленького Боженьку?

«Маля просила маленького Боженьку, чтобы он призрел ее, не дал погибнуть».

- Как нашла спасение Маля?

(Ответы детей, чтение эпизодов рассказа)

- Да, ее ведет к спасению Вифлиемская звезда. Она привела ее к маленькому Боженьке, а что значит прийти к Богу?

(ответы детей: поверить Богу, жить, как он учил, исполнять его заповеди, делать добро. Найти спасение.)

- В канун какого праздника происходят это чудесное спасение? Как это видно в тексте?

- Почему именно в этот праздник?

- Перед вами тексты рассказа «Маля», найдите в рассказе эпизоды, о рождении Иисуса Христа.

(Дети зачитывают эпизоды)

- А что вы знаете о Рождестве и как предметы, находящиеся перед вами, соотносятся с этим праздником?

(Дети отвечают)

Рассказ учителя о Рождестве.

- Можно ли назвать рассказ «Маля» Лидии Чарской рождественским рассказом? Если да, то почему?

- У рождественских рассказов есть свои приметы. Посмотрите на слайд. Познакомьтесь с приметами рождественского рассказа.

Основные приметы рождественского рассказа:

- Приуроченность к Рождеству (действие происходит в канун праздника).

- Главный герой часто ребёнок или человек, попавший в тяжелое, порой критическое положение, столкнувшийся с равнодушием и безразличием окружающих.

- Герой проходит через трудности, преодолеть которые помогает либо вмешательство высших сил, либо внезапная помощь милосердных людей.

- Нравственная христианская проблематика (милосердие, сочувствие).

- Счастливый финал.

- Мораль и назидательность (проповедь человечности, добра и любви).

- Какие новые знания вы приобрели о жанре рождественского рассказа?

- Найдите эти приметы в рассказе.

(Дети приводят примеры)

Эмоционально-аналитическая беседа по рассказу

- В чем заключаются нравственные ценности рождественского рассказа? Чему учит этот рассказ? (Вере в Бога, надежде на лучшее, заботе о ближнем, милосердию).

- Все рассказы Л.Чарской учат милосердию.

- Как вы понимаете значение этого слова? Какие вы знаете еще качества, помогающие раскрыть значение этого слова? (Доброта и сострадание).

- На экране - словарные статьи из разных словарей, какое определение вам ближе?

Милосердие - сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.

Милосердие - сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь нуждающимся. МИЛОСЕРДИЕ бескорыстно, однако, в отличие от милостыни, оно является не просто актом бескорыстия, а деятельным соучастием в судьбе др. человека.

- Проявила милосердие по отношению к Мале и красивая дама. В чем это выразилось?

- Как изменилась жизнь Мали и сама Маля после появления ее в доме красивой дамы?

- А нужно ли милосердие сегодня?

Подведение итогов

Как вы думаете, с какой целью русские писатели обращались к жанру рождественского рассказа?

(Писатели хотели без скуки и назидательности напомнить людям о самом важном в жизни: о добре и зле, о милосердии и сострадании).

5. Мастер-класс

На Рождество в домах украшали ёлки и обязательно ставили на верхушки звёзды, которые символизировали Вифлеемскую звезду.

У вас на столах лежат елочные игрушки. Выберите тот шар, который, как вы считаете, должен украсить вашу Рождественскую ёлку, и раскрасьте его. (Дети раскрашивают елочные игрушки).

Во время выполнения этого задания звучит пьеса Чайковского «Январь. У камелька» из цикла «Времена года».

6. Рефлексия

Прием «Букет настроения»

На столах детей лежат бумажные цветы: голубые и красные. Учитель говорит: «Если вам было интересно на уроке, и вы узнали что-то новое, то поднимите красный цветок, а если было сложно и не очень интересно, то - голубой».

Дети собирают цветы в корзину, которую предлагает учитель.

7. Домашнее задание

Прочитать рождественский рассказ Л.Андреева «Ангелочек».

15.01.2019

23 апреля 14:00–15:30 | Вебинар ТерраТех, Роскосмос, ГАОУ Школа № 1306