План-конспект урока по истории Древнего мира. Тема: «Рабство в Древнем Риме». 5-й класс

Разделы: История и обществознание


Психолого-педагогическая характеристика особенностей класса

Класс состоит из 12 учеников. Высокая активность ребят на уроке, очень увлекаются творческими заданиями, много задают дополнительных вопросов по теме. Сильных учеников 8, слабых – 2, неуспевающих нет.

Учащиеся 5 класса относятся к среднему школьному возрасту (11–12 лет) в это время происходит дальнейшее активное развитие головного мозга, неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость, нервно-психическая ранимость, неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность, развитие словесно-логического мышления, умения рассуждать. Кроме того, познавательная деятельность по-прежнему является ведущей, появляется новый вид учебного мотива – мотив самообразования.

Появляется потребность в равноправии, уважении и самостоятельности, в требовании серьезного, доверительного отношения со стороны.

Теоретическое мышление подростков находится в этом возрасте лишь на начальном этапе своего развития. Поэтому опасна тенденция перегрузки новыми понятиями. Новые научные термины нужно вводить постепенно, на основе имеющихся представлений и общих ориентировок школьников в ходе разнообразной практической деятельности.

Тип урока: комбинированный урок с использованием технологии АМО.

Цели и задачи урока:

  • Сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности и аморальности рабства, как социального явления, приведшее в будущем к падению Римской империи.
  • Развивать аналитические умения учащихся, навыки сотрудничества в группах, самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности.
  • Осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое неприятия рабства, как грубейшего нарушение прав человека, через влияние на эмоциональную сферу ребёнка.

Планируемые результаты.

  • Предметные: овладевать целостными представлениями о причинах и сущности рабовладения; характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам; аргументировать собственные версии и личностные позиции по дискуссионным и морально-этическим вопросам далекого прошлого;
  • метапредметные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; анализировать, классифицировать и обобщать факты и явления; формулировать свою точку зрения; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации; давать определение понятий, определять собственное отношение к явлениям современной жизни;
  • личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать последствия римских завоеваний для покоренных народов и самих римлян; осмысливать важность изучения истории.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, карточки для проверки домашнего задания, сердечки, карточки-задания для работы в группах, настенная карта Древнего Рима.

Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению.

Завоевания – главный источник рабства, где использовался труд рабов, какими способами римляне принуждали невольников к тяжелому труду.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

1. Организационный. 1 мин

Цель: приветствие друг друга, проверка готовности к уроку.

 

Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем удачи и скажем дружно «Мы супер!»

Приветствуют учителя и друг друга.

 

2. Актуализация знаний. 5 мин

 

- Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Я предлагаю совершить путешествие во времени во 2 век до н.э. в страну, которую мы изучаем уже на протяжении нескольких уроков – Древний Рим.    
- Покажите на карте Древний Рим. Ученик показывает на карте Древний Рим. Приложение 2
Слайд 1

- Что пригодится нам в путешествии? (Знания)

- Давайте проверим свои знания.

Дети отвечают.  

Игра «Крестики-нолики». Приложение 1
Учитель раздает карточки.
- А теперь проверим свои работы
И выставим оценки.

Дети выполняют задания.
Дети проверяют работы, сравнивая с ответами, выставляют оценки.

Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4

3. Вхождение в тему. 3 мин

 

Внимание! Мы отправляемся. И вот перед нашим взором открываются поля, вдали виднеется город. Но что это? Мы видим много, очень много людей, они сильно измучены.
- Что это за люди?

(Если дети затрудняются ответить, то им дается подсказка. Учитель зачитывает строчки стихотворения.

Он родился свободным
Под отеческим кровом,
Но в железные цепи
Был врагами закован.
Он теперь на чужбине,
Он теперь не свободен,
Никогда не увидит
Он Отчизны просторы?)

Дети делают свои предположения.

 

Дети дают ответ.

 

- Ребята, как вы думаете, какова же тема нашего урока?
- А что мы с вами должны сегодня узнать на уроке? Чему научиться?

Дети озвучивают тему урока.
Дети высказывают свои предположения.

Слайд 5

4. Ожидания и опасения. Метод «Что на сердце». 3 мин.

 

- Что вы ждете сегодня от урока? Что хотите узнать для себя? Чему научиться? Когда мы ждем сюрпризов и подарков, то на сердце у нас легко. А когда мы чего-то боимся, то на сердце становится тяжело.
-Я положила перед вами сердечки, где вы на одной стороне должны написать свои ожидания, а на другой – опасения. В конце урока мы посмотрим: оправдались ли ваши ожидания и опасения.

Дети записывают свои ожидания и опасения.

 

5. Инпут. (Объяснение нового материала). Метод «Мозговой штурм». 5 мин.

 

 - А кто такие рабы?
- Кто такие рабовладельцы?
- Вы сегодня хотели узнать как люди становились рабами. Сделайте свои предположения.
- Второй вопрос, который вы отметили: где использовался труд рабов. Давайте подумаем над этим вопросом.
- А что вы нового узнали о том, где использовался труд рабов?

Дети отвечают

 

Дети отвечают

Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10

6. Отработка нового материала. 1. Работа в группах. 10 мин

 

 

 

 

Учитель формирует группы.
- Те ребята, у которых сердечки красного цвета, садятся за стол №1 (на нем лежит большой листок красного цвета), синие сердечки – стол № 2, зеленые сердечки – стол №3.
- Каждая группа получает задания и в течение заданного времени выполняет его.
Приложение 3

 

Дети разбиваются по группам.

Выполняют групповые задания.

 

Проверка группового задания

Дети дают ответы на вопросы.

 

Метод «На линии огня» Дискуссия «За и против рабства». 4 мин.
- Команда, которая лучше всех сегодня справилась с заданиями получает право вызвать на бой любую команду
- Команда 1 должна доказать, что рабство – это плохо, другая – хорошо.

 

 

2. Видеосюжет «Гладиаторский бой». 3 мин + 2 мин
- Я приглашаю вас посетить амфитеатр и посмотреть на бой гладиаторов. Обычно найти свободного места там трудно, но нам повезло.
(После видеосюжета учитель задает вопросы)
- Кого вы видите на трибунах Колизея?
- Как они себя ведут, нравится ли им то, что происходит на арене?
- А чем любили заниматься греки?
- О чем это свидетельствует?
- А в современном обществе существует рабство?

Дети смотрят сюжет и отвечают на вопросы.

Слайд 11

7. Релаксация. Метод «Скульптурные фигуры». 2 мин

 

- А теперь встали из-за столов, вышли в круг подумайте несколько секунд и по моему хлопку изобразите фигуры работающего раба, используя знания : где использовался труд рабов.

Дети замирают в разных позах.

 

Расширение кругозора учащихся. Показ видеоролика «10 интересных фактов о рабстве». 2 мин 14 сек.

 

Учитель демонстрирует сюжет.

Дети смотрят

Слайд 12

8. Рефлексия. Оправдались ли ваши ожидания и опасения. 2 мин

 

А теперь нам пора домой! Я нажимаю на кнопку и машина времени нас плавно опустила в любимом классе.
- Какие ваши ожидания сегодня на уроке оправдались?
- Какие опасения у вас остались?

 

Дети отвечают.

 

9. Оценка урока. 1 мин

 

- Немного грубо, но в духе древних римлян. «Палец вверх» - здорово! Урок понравился!

«Палец вниз» - мне урок не понравился. И давайте поблагодарим себя и товарищей за урок.

Дети поднимают или опускают палец.
Дети хлопают в ладоши.

 

10. Домашнее задание. 1 мин

 

- Прочитать §49, ответить на вопросы. Творческое задание «Письмо-обращение к жителям Древнего Рима с осуждением рабства»

Дети записывают домашнее задание.

Слайд13

Список используемой литературы

  1. История Древнего мира. 5 класс. А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С Свенцицкая. Москва «Просвещение», 2012.
  2. Копилочка активных методов обучения И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев 2005 – 2008, Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2005–2008.
  3. http://moi-universitet.ru/ebooks/kamo/kamo/
  4. Ресурсы интернета: The first battle in the arena gladiator Crixus against Afect from the film "Spartacus: Gods of the Arena" (2011)
  5. https://www.youtube.com/channel/UCC2COHFnAKohX_hpm4huuog.

11.01.2019